Исповедь блудного релоканта
vlad_dolohov — 07.09.2024 Из фонда «Свободная Россия» (FRF) утекли документы. Среди них зарплатная ведомость, в которой есть и мое имя. Дальше молчать уже бессмысленно.В марте 2022 года я жил в Тбилиси уже три месяца, за это время в эмиграции я потерял 25 килограммов и много нервных клеток. В моем холодильнике были овощи и иногда появлялись яйца. Я брался за любую работу. И тут мне предложили 800 долларов в месяц.
Мне сказали придумать себе псевдоним. После вводных мне наконец объяснили, в чем будет заключаться работа. Надо писать комментарии. Тогда у меня не закралось даже сомнения, что это может быть неправильно. Идет война, кровопролитная, люди читают сплошную пропаганду. Казалось, что менять мнение россиян таким образом не просто морально допустимо, но и необходимо.
За смену нужно было написать определенное количество комментариев. Лучшие комментарии, которые набрали больше 5 лайков, нам говорили скринить отдельно и складывать в папку «Реакции».
«Мониторщик» должен был проходить по пабликам и собирать там тематические посты, потом вручную добавлять в табличку со ссылками. «Эльфы» переходили по ссылкам и оставляли комментарии с фейковых аккаунтов.
Примерно через месяц работы меня «повысили», предложили позицию мониторщика взамен девочки, которая не устраивала «эльфов» скоростью работы. Я согласился, потому что там месячный оклад был уже тысяча долларов, а работы было поменьше. На этой позиции я пришел к руководству с идеей автоматизации — я придумал бота, который бы парсил необходимые паблики в режиме реального времени. Мы могли бы выбирать подходящие по теме посты, как в новостной ленте, и добавлять их в табличку. Таким образом «эльфы» стали попадать под посты в течение первых 15 минут, а эффективность выросла на порядок.
Позже идея автоматизации увлекла руководство, и практически все автоматизировали. Задача мониторщика в последние месяцы работы сводилась к тому, чтобы просто тыкать на кнопку «добавить пост» и выбирать тему. «Мониторщики» участвовали на правах менеджеров в планерках руководящего состава, поэтому я могу однозначно сказать — нам не спускали никаких методичек. Их писали мы сами после обсуждения на планерках.
Среди нас было много бывших сотрудников Штабов Навального, бывших открыточников, бывших волонтеров избирательных кампаний Максима Каца.
«Эльфы» всегда работали только по ВК. Неудачные попытки были на Ютубе, в «Одноклассниках», в «Яндекс Дзене» и в инстаграме. К другим социальным сетям эльфы никогда не прикасались.
Время шло, и я прикипел к этой работе. Жмешь на кнопки, придумываешь решения по увеличению эффективности, и получаешь примерно 1200 долларов в месяц. Параллельно с нашим тбилисским офисом работал еще офис в Вильнюсе. Что происходило там, я рассказать не могу, потому что никогда в нем не был.
Со временем у меня оставалось все меньше идейной приверженности проекту, но все больше финансовой. Мне казалось, что это решение было максимально эффективным способом борьбы с путинской пропагандой. Только потом я понял, что нельзя оценивать эффективность в отрыве от методов. Оценка этих методов у меня вполне однозначная — так просто нельзя. Кучка энтузиастов в кабинете офиса Free Russia Foundation со временем превратилась в огромную махину пропаганды. Я, безусловно, поучаствовал в развитии этого проекта, и мне очень стыдно. Борясь со злом, мы подарили Владимиру Путину и его пропагандистам возможность говорить «да все так делают».
Я думаю, что самое страшное тут – не самый эффективный способ расходования ресурсов. На них можно было бы содержать крупное и хорошее медиа. Которое говорило бы правду без масок. Каждый отвечает сам на вопрос «бывает ли правильная пропаганда?». Я сейчас готов сказать для себя однозначно — нет. Мне очень жаль, что для этого потребовалось пройти через такую историю.
Закончить хотелось бы цитатой, очень актуальной сегодня: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя» — Фридрих Ницше.
Сергей Подсытник
|
</> |