Исполнилось 12 лет со дня гибели АПЛ «Курск».

«Этот снимок сделан российским разведывательным спутником 19 августа 2000 года с высоты 40 000 метров. Это – норвежская военно-морская база Хоконсверн, расположенная на берегах Гримстад-фиорда в провинции Хордаланн, в 9 километрах к юго-западу от города Берген. Географические координаты базы: 60° 20 20 ` сш, 5° 13 53 ` вд, Н= +20 м. ВМБ Хоконсверн используется для базирования надводных малых и средних кораблей до фрегатов включительно. База не рассчитана на подводные лодки.
19 августа в Хоконсверн вошла атомная субмарина класса «Лос-Анджелес» и стала на ремонт у стенки причала, рядом с фрегатом типа «Осло». Субмарина ошвартовалась у стенки, а не в доке, потому что ремонтные доки Хоконсверна, повторим, не рассчитаны на подводные лодки, тем более атомные. Предположительно название этой лодки «Мемфис» или «Толедо». Обе они относятся к классу «Лос-Анджелес». Субмарины этого типа имеют длину 109, 7 метра, их высота – 10, 1 метра. Ширина – 9, 9 метра. Водоизмещение 6000 тонн.
Зашедшая для ремонта лодка имела значительные повреждения носовой части, что и зафиксировано средствами оптико-электронной разведки. Толстая резино-керамическая обшивка субмарины была содрана, как кожура банана. По всей видимости, стальной, «легкий» корпус был тоже поврежден.
Лодку ремонтировали у стенки восемь дней. 27 августа во второй половине дня она покинула базу и отправилась к берегам Британии. Лодка обогнула с востока Британские острова, вошла в порт Саутгемптон на южном берегу Англии и стала на ремонт в закрытый док.
Катастрофа с «Курском» в Баренцевом море произошла 12 августа. Поврежденная подводная лодка класса «Лос-Анджелес» пришла на базу Хоконсверн 19 августа, то есть через неделю после гибели «Курска». А теперь стоит вспомнить сообщения информационных агентств, которые поступили вскоре после официальной информации о катастрофе в Баренцевом море. На ленте агентства «Интерфакса» промелькнуло и осталось незамеченным сообщение о том, что, по данным российской разведки, некий подводный объект массой до 9000 тонн дрейфует от Баренцева моря к берегам Норвегии. Другое сообщение: директор ЦРУ Джордж Теннет прибыл в Москву. Оба этих факта связаны между собой.
«Курск» и американская подводная лодка класса «Лос-Анджелес» столкнулись 12 августа. От столкновения сдетонировали боеприпасы в носовом отсеке «Курска». Российская лодка затонула. Как известно, рядом с ней на дне наш разведывательный спутник засек объект, напоминающий вторую подводную лодку, водоизмещением поменьше. Вскоре, как передали информационные агентства, этот объект исчез. Придя в себя после столкновения, экипаж американской субмарины сумел вывести лодку из района катастрофы. Повреждения были сильными, лодке требовался срочный ремонт. Было принято решение зайти для оперативного ремонта в норвежскую базу Хоконсверн, несмотря на то, что база эта не предназначена для подводных лодок. Однако из-за повреждений скорость лодки была ничтожной. Путь от района катастрофы в Баренцевом море до побережья Норвегии занял семь дней. (В нормальных условиях это расстояние подводная лодка может пройти за два дня.) Американская субмарина была тем самым объектом, который «дрейфовал» в сторону Норвегии. Оперативный ремонт занял восемь дней. После чего субмарина полным ходом ушла в Саутгемптон для капитального ремонта в приспособленном закрытом доке.
Директор ЦРУ прилетел в Москву, чтобы замять конфликт и предотвратить вероятную войну. Ибо российское руководство прекрасно знало об истинной причине катастрофы. 19 августа публикуемый нами фотоснимок со спутника лег на стол министра обороны России и на стол Верховного главнокомандующего, отдыхавшего в Сочи. Россия и США в очередной раз оказались на грани вооруженного конфликта. Соглашение двух сторон о неразглашении истинных причин трагедии предотвратило его.
На фотоснимке, запечатлевшем военно-морскую базу Хоконсверн, поврежденную субмарину у стенки причала, поставили гриф «Сов. секретно».
Конечно, все это только версия. Но, исходя из вышеизложенного, очень серьезная. Мы публикуем снимок убийцы «Курска» вовсе не для того, чтобы разжечь конфликт. Люди должны знать правду и в России, и в Америке».
Довольно убедительную картину гибели
«Курска» нарисовал испытатель подводных лодок капитан 1-го
ранга-инженер запаса Михаил Николаевич Волженский. Именно он в свое
время испытывал и «Курск» перед сдачей атомарины флоту. Сегодня он
работает научным сотрудником в академическом институте
машиноведения. Собрав всю доступную по «Курску» информацию, он
обработал её на компьютере. И вот что получилось.
«…12 августа 2000 года подводная лодка «Курск» в завершение учений
должна была стрелять практической торпедой по главной цели отряда
боевых кораблей – крейсеру «Петр Великий». Отряд находился на
удалении около 30 миль (55 километров).
Капитан 1-го ранга Лячин подвсплыл на
перископную глубину, чтобы донести о готовности к выполнению
торпедной атаки. Кроме перископа и антенны, были подняты выдвижные
устройства для проведения радиотехнической разведки отряда
«противника». Следившая за «Курском» иностранная подводная лодка
из-за резкого изменения глубины русского подводного крейсера
потеряла гидроакустический контакт с целью и тоже всплыла в
приповерхностный слой. Лячин, прослушивая кормовой сектор, начал
циркуляцию вправо или влево. Уклоняясь от поворота «Курска»,
иностранная атомарина неуклонно сближалась с ним, пока её кормовой
стабилизатор не задел носовую оконечность русской подводной лодки.
Стальное крыло вспороло легкий корпус (наружную обшивку) «Курска»,
смяло боковой торпедный аппарат с дежурной ракетоторпедой К-84,
деформировало её. При ударе произошло срабатывание стартового и
маршрутного ракетного двигателя. Форс порохового пламени ударил
через поврежденную заднюю крышку торпедного аппарата в отсек.
Произошел быстрый разогрев головной части ближайшей стеллажной
торпеды, и через 120 секунд она рванула, вызвав детонацию всех
остальных боевых торпед, коих немного немало по штату восемнадцать
штук. Так что вовсе не обязательно главный взрыв должен был
произойти от удара о грунт. Возможно, «Курску» удалось за эти две
минуты даже всплыть. Но потушить пожар в носовом отсеке уже не
могла никакая сила. Даже если бы его стали затапливать, на это тоже
ушло бы время, счет которому шел на секунды. После чудовищного
взрыва стеллажного боезапаса русская подлодка рухнула на грунт. При
ударе сдвинулись с фундаментов турбины, реакторы и прочие массивные
механизмы, лопнули паропроводы, вспыхнуло электрооборудование,
находившееся под напряжением (роторы турбогенераторов какое-то
время вращались по инерции). Гибель экипажа была столь
стремительной, что никто даже не успел выпустить спасательный
буй.
А что же иностранная подлодка? Она, несомненно, тоже получила
сильные повреждения, причем не обязательно в носовой части. Если её
кормовой стабилизатор проехался по «Курску», то основные
неисправности надо искать именно в корме. При таком соударе могли
быть погнуты лопасти гребного винта, чем и объясним столь малый ход
– в 5 узлов, – которым «Мемфис» добирался до норвежского Бергена.
Могли быть проблемы с дейдвудными сальниками, и, чтобы заделать
течь, иностранной подлодке пришлось застопорить турбины и лечь на
грунт неподалеку от «Курска». Именно удары аварийной партии,
подбивавшей дейдвуды, и могли быть приняты акустиками «Петра
Великого» за призывы о помощи с «Курска». Они же записали и
звукоподводные сигналы «SOS» на чужой частоте».
Документальная повесть Николая Черкашина «Унесенные бездной» на сайте «Чтобы помнили».