Исламский мир поразительно молчит о своей ужасающей истории рабства.

топ 100 блогов musashi802.12.2025 Исламский мир поразительно молчит о своей ужасающей истории рабства.
https://www.telegraph.co.uk/news/2025/11/15/the-islamic-world-silent-on-its-history-of-slavery/

Любые разговоры о репарациях, не затрагивающие арабские страны и Турцию, являются нечестными.
В своей новой книге «Большая расплата» британский комик сэр Ленни Генри призвал правительство Великобритании выплатить 18 трлн фунтов стерлингов в качестве репараций за рабство чернокожим британцам.

Посвятив последние пять лет изучению истории рабства и работорговли в исламском мире, меня особенно поразило в вмешательстве сэра Ленни (помимо суммы в 18 трлн фунтов стерлингов, что в шесть-семь раз превышает размер экономики Великобритании), то, что трансатлантическая торговля продолжала доминировать в публичном дискурсе о рабстве.

В то время как Запад уже много лет критически обсуждает это вопиющее явление, этого нельзя сказать о некоторых регионах Ближнего Востока: регионе, где рабство и сопутствующая ему торговля непрерывно существовали с VII по XX век.

Как утверждает суданско-британская журналистка Зейнаб Бадави в своей книге «Африканская история Африки», в то время как арабские общества на протяжении более тысячелетия получали огромную выгоду от рабского труда африканцев, в арабских государствах этот вопрос практически не изучался, а публичные дебаты о репарациях не ведутся. «Молчание необходимо нарушить», — пишет она.

Под давлением африканских и карибских государств, а также таких организаций, как Национальная коалиция чернокожих за репарации в Америке, дебаты на Западе продолжаются, но в мусульманском мире подобные дискуссии не ведутся.

Реальность такова, что в арабских странах, Турции или Иране, практически нет публичного обсуждения исторической практики рабства, не говоря уже о вопросе репараций.

Неспособность или нежелание считаться с наследием рабства — это не второстепенная проблема. Атлантическая торговля привела к порабощению от 11 до 14 миллионов африканцев, а соответствующая торговля с географическим центром мусульманского мира, сосредоточенным в Северной Африке и на Ближнем Востоке, вероятно, привела к 12–15 миллионам, а с учетом Индии, возможно, и к 17 миллионам. И это без учета Малайзии и Индонезии.

Такие подсчеты, которые существуют, пока еще находятся в зачаточном состоянии. В 2015 году, когда Катар подвергался давлению из-за своего обращения с трудовыми мигрантами в преддверии чемпионата мира по футболу 2022 года, он превратил Дом Бин-Джельмуда, некогда место содержания рабов из Восточной Африки, ожидавших продажи, в музей, посвященный рабству.

Музей утверждает, что исследует роль ислама в обеспечении гуманного обращения с рабами и окончательной отмене рабства. «История Катара начинается с рабства, но заканчивается общей свободой и общим процветанием», — заявляет он. Эта интерпретация не отражает ужасающую реальность рабства и его наследия.

На Западе правительства и институты часто следуют примеру учёных и активистов. Хотя изучение истории рабства в османском обществе и в мусульманском мире в целом уже не характеризуется «глухим молчанием», как утверждал историк Эхуд Толедано поколение назад, можно смело сказать, что, за некоторыми достойными исключениями среди отважного нового поколения учёных, как на Западе, так и в самом исламском мире, оно остаётся не более чем ропотом.

Недавнее исследование жизни Феззе Ханом, африканской рабыни в Иране XIX века, например, начинается словами: «История рабства в Иране ещё не написана».

Как писала историк, родившаяся в Марокко, Маха Маруан: «Разговоры о рабстве в Марокко — табу». Эта тема даже не включена в образовательные программы. «Трудно говорить о рабстве ещё и потому, что мы — мусульманская нация, которая порабощала другие мусульманские нации, — практика, строго запрещённая в исламе».

В Стамбуле я брал интервью у молодого турецкого историка, которая рассказала, как профессор отмахнулся от неё, когда она обратилась к нему за советом по докторской диссертации о военнопленных в Османской империи. «Наши предки очень хорошо обращались со своими рабами», — сказал он ей. «Не тратьте на это время».

Ранее этим летом в Омане, некогда могущественной работорговле, я разговаривал с мужчиной лет 70, который демонстрировал схожее чувство отрицания. «Все критикуют арабов за захват африканских рабов», — сказал он. «А что нам следовало делать? Все этим занимались. Это был бизнес. Без него мы бы умерли с голоду».

В некоторых кругах одно лишь обсуждение истории рабства в исламском мире, не говоря уже о репарациях, немедленно вызывает обвинения в исламофобии. Историк Далия Губара утверждает, что истории рабства и работорговли на Ближнем Востоке представляют собой «либеральное подстрекательство к расовой дискуссии». Это академический способ сказать: «Здесь не на что смотреть».

В этом месяце я читаю цикл лекций на тему «Рабство и ислам» в Оксфорде, организованный Фондом Фароса — научно-исследовательским институтом и образовательной благотворительной организацией. После знакомства с историческими, правовыми и теологическими основами рабства в исламском мире я был разочарован, но не удивлён, узнав, что один студент пожаловался в университет. Хотя академическая свобода очень важна, писал он, продолжение лекций будет «потенциально вредно для студентов».

В более резкой реакции меня обвинили в исламофобии и сравнили с «скомпрометированными учёными» Германии 1930-х годов, которые способствовали геноциду евреев.

Я упоминаю об этой реакции небольшого, но активного меньшинства в контексте продолжающихся на Западе разговоров о репарациях. Такие обсуждения будут продолжаться, и такие правительства, как наше, а также США, Голландии, Бельгии, Франции, Испании, Португалии и других стран, столкнутся с сильным внешним давлением, требующим извинений и выплат.

Однако любые содержательные и исторически обоснованные международные дебаты о репарациях обязательно должны включать арабские государства и Турцию. Как отмечалось на конференции 2003 года в Йоханнесбурге, посвящённой «рабству африканцев под руководством арабов», существовала «коллективная амнезия в отношении порабощения африканцев арабами», несмотря на то, что это было самое масштабное и продолжительное «выселение любого коренного народа в истории человечества». Тидиан Н’Диайе, франко-сенегальский антрополог, называет это «завуалированным геноцидом».

В книге «Daring to be Free» («Посмел быть свободным»), впечатляющем новом исследовании сопротивления чернокожих в Атлантическом мире, историк из Оксфорда Судхир Хазарисингх завершает свои размышления о репарациях словами Фредерика Дугласа, афроамериканского аболициониста: «Власть ничего не уступит без требования». Возможно, это верно для Запада. Однако на более авторитарном Ближнем Востоке этот разговор ещё даже не начался.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дистанционка в действии Знакомые учителя рассказали, что у них отменили «дистанционное обучение» на весь период майских праздников. Типа – красота, гуляем! Я, признаться, даже не поверил, стал переспрашивать – как так? Почему отменили?! Кто – ваш директор? Да почему ж, говорят, ...
Приходили из полиции, приносили анкету, общая суть которой - не отношусь ли я к "Правому Сектору". А открыл я им дверь в кухонно-рабочем процессе: В руке нож, на правой стороне груди - Симаргл, на левом предплечье - Одал-руна... И трусы красно-черные... ) Заполнил анкету, сфотографировал ...
Александр Подрабинек. Наперекор всему К агрессии можно относиться по-разному. Можно осудить. Можно поддержать. Можно сделать вид, что ничего не замечаешь. А можно, подмигивая агрессору, во всеуслышание заявить, что вмешиваться в конфликт не будем, поскольку это не наше дело. Вчера в ...
Жизнь идет потихонечку. Не все просто, не всегда легко. В целом, жить можно. Вкалываю на двух работах, шесть дней в неделю, выходной — пятница. По деньгам норм, в особенности для села. В Москве на кашках бы сидели) Цены в магазах повысились, но так, терпимо. Тем более, велики ...
Я не троллю, не хайпую, не призываю "а вот потом меня вспомните" и "запомните этот пост", и даже не хвастаюсь своей осведомлённостью, поскольку не испытываю на этот счёт никаких комплексов. Я просто констатирую. И просто хочу обсудить эти вопросы публично, поскольку не со всеми вами ...