Искусство Тамары де Лемпицка
volynko — 29.12.2022Тамара де Лемпицка (урожденная Мария Горска) – американская художница из семьи русского еврея и польки, ставшая олицетворением гламура и направления ар-деко.
В юности, живя в Санкт-Петербурге, встречает будущего мужа Тадеуша Лемпицкого. Революция застала молодую семью врасплох. Тадеуша арестовало НКВД, и Тамара всеми правдами и неправдами вытащила его из тюрьмы. После скитания по Европе они осели в Париже, где жили в дешевых апартаментах, распродавая оставшиеся драгоценности. Тадеуш не смог найти себя в новой жизни, и Тамаре с годовалой дочерью на руках пришлось взять роль главы семьи и добытчицы на себя.
В то время многие аристократки, и иммигрантки в их числе, пробовали себя в живописи. Тамара решила последовать их примеру.
Понимая, что для того, чтобы выжить в конкурентной среде, ей нужно постараться выделиться среди прочих. А это она умела: уже очень скоро ее имя было у всех на устах: красивая, дерзкая, уверенная в себе и не ведающая запретов и границ, Лемпицка прославилась своим образом жизни едва ли не больше, чем художественными талантами
Главное украшение Парижа
Сначала она брала уроки живописи у Мориса Дени, а затем стала ученицей Андре Лота, под влиянием которого она и сформировала свой рафинированный, гламурный и в меру авангардный стиль.
«Я украсила Париж не меньше, чем Эйфелева башня»,
– писала Лемпицка в дневнике.
А представители парижского бомонда желали, чтобы их гостиные украшали портреты кисти модной «салонной кубистки».
Тамара лихо заламывала за них 50 тысяч франков (около 20 тысяч долларов в нынешнем эквиваленте), а запись в листе ожидания велась на полгода вперед.
Пока карьера художницы и ее слава росли в геометрической прогрессии, брак окончательно шел ко дну. Тадеуш, не выдержав головокружительных романов жены, сбежал в Варшаву и оформил развод.
Тамара хоть и оплакивала разрушенную семью, но весьма недолго: на горизонте забрезжил новый перспективный ухажер.
Венгерский барон Рауль Куффнер появился в мастерской Лемпицкой вместе со своей экзотической пассией, андалусской танцовщицей Наной Эррерой, чтобы заказать художнице ее портрет.
Тамара повела себя как высококлассная стерва, заставляя модель часами сидеть практически обнаженной, пока сама принимала ванну, и написала ее почти карикатурно, так что Рауль быстро охладел к танцовщице.
Поначалу Лемпицка не принимала ухаживания барона всерьез, ссылаясь на свою занятость. Но в конце концов она осознает выгодность партии и в 1934 году принимает его предложение руки и сердца.
«Мой первый муж был очень красив. У второго был характер»,
– резюмирует Тамара.
Вскоре в Европе подуют тревожные ветры – предвестники Второй мировой войны.
Лемпицка, наученная горьким опытом, уговаривает Рауля распродать
фамильную недвижимость в Венгрии, спрятать деньги в швейцарских
банках и отправиться за океан, подальше от смуты.
Там ей пришлось зажигать свою звезду по новой. Сначала ей неплохо это удавалось: Тамара водила знакомства со звездами Голливуда, которые охотно заказывали ей свои портреты.
Но Лемпицкой, всегда державшей руку на пульсе времени, не удалось подстроиться под новые веяния американских 1940-х. Ее по-прежнему звали на светские мероприятия, но уже в новом качестве – эксцентричной художницы, «баронессы с кисточкой», автора «забавных картин».
Лемпицка пыталась заново изобрести свой стиль, пробуя набить руку в сюрреализме, но в этот раз чутье и талант изменили ей.
Rогда в 1943 году они с Куффнером переехали в Нью-Йорк, тамошние арт-критики очень прохладно встретили ее. Тамара продолжала упорно работать, несмотря на то, что ультрамодные поп-арт и абстракционизм так и не покорились ее кисти.
Интерес к творчеству Тамары Лемпицкой начал возрождаться еще при жизни: сначала после юбилейной выставки в Париже в 1966 году, а затем неожиданный успех ожидал экспозицию в Люксембурге в 1972 году. Художница даже начала получать заказы на реплики своих иконических картин вроде «Автопортрета в зеленом Бугатти» или «Прекрасной Рафаэлы», но ее рука была уже не столь уверенной, да и глаза тоже подводили.
Зато сегодня Лемпицкую относят к наиболее успешным художницам 20 века, чьи картины хранятся в лучших галереях мира и в общей сложности принесли уже более 100 миллионов долларов на аукционных торгах. Она стала феминным арт-символом своей эпохи, а среди почитателей и коллекционеров картин художницы Тамары Лемпицкой числятся такие известные личности как Барбра Стрейзанд, Джек Николсон и Мадонна.