Искусство микромозаики.

топ 100 блогов ariananadia20.01.2022
Искусство микромозаики и 200 -летние тайны Ватикана.



Искусство микромозаики.

Мозаика в дословном переводе с латинского означает «произведение, посвященное музам». Этот красочный и эффектный вид искусства получил широкое распространение еще до нашего тысячелетия и вдохновил мастеров фирмы  SICIS на его применение в ювелирных изделиях в качестве микромозаики. Многие техники, разработанные итальянским брендом, хранятся в строжайшем секрете.


Искусство микромозаики.

Итальянская компания SICIS начала свой творческий путь в 1987 году с создания мозаик для декора помещений. Интуитивно смелый подход ее основателя - Маурицио Лео Плакуцци – обеспечил бренду в наши дни залуженную приставку «уникальный». Только здесь – кроме всех прочих заслуг – искусство мозаики не только всесторонне применяется, но также исследуется и развивается.


В 1989 году Маурицио Лео Плакуцци впервые начал создавать украшения с микромозаикой, когда увидел несколько предметов в антикварном магазине на Via Giulia в Риме. Он так ими увлекся, что по возвращению в Равенну поделился находками со своими мастерами, и они стали изучать этот вид искусства. На протяжении 10 лет бренд SICIS работал над созданием направления ювелирной микромозаики на примере работ, которые хранятся в музее «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге и музеях Ватикана.
«В древние времена микромозаика требовала глубины 3-4 мм, но нам удалось сократить ее до 1.5 мм и даже меньше. Также до 19 века эту технику было возможно применить только на плоских поверхностях, но мы достигли ее развития и на трехмерных поверхностях. Мы действительно тратим много времени и усилий на разработку микромозаики и достижение того, что считалось невозможным», - рассказал  директор фирмы Джойя Плакуцци.
Но меняется не только техника по работе с этим материалом, мастера SICIS придали ей современное «звучание»: когда-то простое покрытие превратилось в инструмент коммуникации, который может выражать тенденции и образ жизни. Так каждое украшение с применением микромозаики - это не просто изделие в золоте с драгоценными камнями, а произведение искусства невероятного мастерства.


Искусство микромозаики.

Создание каждого предмета требует многих часов работы очень умелыми руками только одного специалиста от начала и до конца, иначе вы увидите разницу «почерка». На это способны только самые опытные и обученные художники бренда. Они вытягивают из стекла длинные прутья разных цветов, которые далее разрезают на мелкие частицы и используют их для выкладки задуманного рисунка.


Искусство микромозаики.

Самым сложным было изготовить колье Cosmo! Его элементы сделаны в виде чуть изогнутых овалов из золота, окруженных двумя неправильными эллипсами, которые целиком обрамлены бриллиантами и сапфирами. Внимание было уделено не только внешней стороне украшения, но и изнанке, которая декорирована ажурным рисунком из золота. Вся конструкция вместе представляет архетип Космического Яйца, космических сил природы и регенерацию через них.


Искусство микромозаики.

«Мастерам мозаики, которые выполняли эту работу в нашем художественном ателье в Равенне, потребовалось более 600 часов работы для создания этого уникального и неповторимого мозаичного рисунка. Затем колье было обогащено бриллиантами, сапфирами и кабошонами танзанита весом 43 карата» 


Искусство микромозаики.

Нужно сказать, что в SICIS тема Природы звучит не только в этом колье, но и во многих других украшениях. Пожалуй, она становится источником вдохновения чаще всех других вариантов. Птицы, цветы, природные явления – все это уже воплощено в жизнь умелыми руками мастеров компании.


Искусство микромозаики.

«Мы всегда восхищались Природой и ее творениями - вот почему мы хотим отдать ей должное, создавая изделия, воплощающие ее красоту. Наши работы очень женственные, но с таким же сильным характером, как и сама Природа. Она всегда была источником вдохновения для художников, поэтов и писателей - и мы тоже не могли удержаться!» -говорят мастера.


Искусство микромозаики.

Чем глубже проникаешь в тайны ювелирного мира, тем лучше понимаешь ценность ювелирного искусства, ведь она заключается не только в стоимости драгоценных материалов, затраченных на создание украшения. Лишь умелые руки мастеров способны собрать все составляющие так, что сердце замирает от одного взгляда на получившийся шедевр!


Искусство микромозаики.

Несколько веков тому назад микромозаика заменила собой живописные полотна великих художников в Ватиканском Соборе Святого Петра, а сегодня эта техника, не потеряв своей популярности, продолжает вдохновлять величайших ювелиров мира. Украшения, выполненные в технике миниатюрной мозаики, без сомнений можно смело отнести к настоящим произведениям искусства. Эти великолепные красочные изделия, кропотливо сложенные из тессер – мельчайших кусочков цветной смальты, настолько впечатляют, что невозможно отвести глаз.


Искусство микромозаики.

Искусство микромозаики.


Искусство микромозаики.

Голова Медузы - очень редкая брошь Castellani. Вероятно произведена Luigi Podio, который был мастером самых знаменитых работ в 1851-1888. Оценена на аукционе Sotheby's $30000 - $40000.


Искусство микромозаики.

Кастеллани (Castellani) оказали огромное влияние на стилистику украшений из микромозаики. Компания была основана в 1814 году в Риме, Фортунато Пио Кастеллани (1794-1865), став самой известной «археологической» ювелирной компанией XIX века. 


Искусство микромозаики.


Искусство микромозаики.


История мозаики - одного из древнейших видов декора в изобразительном искусстве, корнями уходит в глубокую древность. Доподлинно не известно, как и где она появилась, но самые первые примитивные экземпляры мозаики датированы примерно 3-4 тысячелетием до н.э. Еще в древних шумерских городах повсеместно применялись мозаичные фрагменты из обожжённой глины, которые использовались для украшения храмов и дворцов. Что любопытно, мозаичные детали той эпохи представляли собой «керамические гвозди» длиной до 10 см, имеющие конусообразную форму. Эти гвозди вбивались в стены, а изображение приобретало свои очертания благодаря "шляпкам" этих гвоздей, имеющих треугольную, круглую, ромбическую формы. Так появилась первая мозаичная техника – штифтмозаика.

Искусство микромозаики.


Искусство микромозаики.



Фирма специализировалась на ювелирных изделиях, вдохновляясь разными периодами истории, археологическими открытиями того времени, особенно в Италии.


Искусство микромозаики.


Микромозаики, произведённые в мастерской Кастеллани, были совершенно отличны по предмету и технике от других, создаваемых в то время. Прежде всего, их объединяет тематика мозаик, найденных в раннехристианских и византийских церквях. Например, хорошо видно влияние мозаик, обнародованных в соборе Святой Софии в Стамбуле. Кастеллани часто создавал украшения с изображениями Христа, Девы Марии, Агнца Божия, символами четырёх евангелистов, христианских эмблем, латинские и греческие надписи, а также различные крестообразные рисунки.


 Искусство микромозаики.


Технология создания украшений в компании Кастеллани также отличалась от классической техники. Вместо полировки всей детали и получения плоской и гладкой поверхности, Кастеллани намеренно оставлял поверхность детали неровной. Так, за счёт разного расположения тессер, мозаика обретала больше света. Этот сверкающий и мерцающий эффект был усилен большим количеством использования золотых тессер.



Искусство микромозаики.


Таким образом, можно было намеренно выделить ту или иную часть украшения. Кастеллани заимствовал этот приём из ранних христианских и византийских техник. Однако компания не полностью отказалась от использования полировки поверхности, что хорошо видно в их современных интерпретациях «periodo medioevale».



Искусство микромозаики.



Искусство микромозаики.


Ещё одним нововведением Кастеллани, было использование золотых и серебряных тканей для выделения или разграничения предмета. Этот метод работы с эмалью был включён микромозаичную технику в качестве средства выделения изображений и надписей. Слова контрастного оттенка обводили серебряными или золотыми перепонками на ярком мозаичном фоне. Это производило очень сильный эффект.



Искусство микромозаики.

С течением времени особого развития мозаика достигла в Италии, где из века в век ею выкладывались стены и полы особняков местной знати. Сюжеты для декорирования использовались самые разнообразные – от цветочных или геометрических орнаментов до сложных фрагментов, изображающих борющихся атлетов, пастораль, охоту, танцы, театральные сцены и прочее.
На сегодняшний день в Италии широко известны несколько видов мозаики: венецианская, римская и флорентийская. В Венеции для выполнения рисунка использовались разнообразные по форме кусочки цветной смальты. Во Флоренции - выточенные кусочки из натурального камня, которые собирались по принципу пазлов. Изображения на таких мозаиках были совершенно гладкими, без зазоров, а в качестве фона использовался черный мрамор.


Римская микромозаика на старинном браслете.


Римская микромозаика на старинном браслете.


Римская же мозаика, или как её еще называют микромозаика - самая трудоемкая техника, позволяющая воспроизводить копии картин и фресок из крохотных кусочков "tesserae" (тессер), или так называемых смальт. На сегодняшний день микро мозаика также является престижной ювелирной техникой, которая очень высоко ценится в мире.
Сложные детализированные изображения, собранные из тессер, заливались связующим материалом и тщательно полировались до тех пор, пока не проявлялось абсолютно цельное реалистичное изображение, то есть, когда практически нельзя было отличить мозаику от живописи. Именно об этой уникальной технике мы и поговорим сегодня.


Искусство микромозаики.


Искусство микромозаики.

Впервые эта удивительная техника появилась в Риме, а её расцвет и пик популярности пришелся на рубеж XVII-XVIII веков, когда в Ватикане по указанию высших чинов духовенства было решено всю живописную роспись Собора Святого Петра заменить на мозаичные полотна из материала высочайшего качества.


Искусство микромозаики.


Главный купол Собора св.Петра - бессмертное творение Микеланджело. Картоны для мозаичной отделки верхней части купола были изготовлены с 1603 по 1612 художником Giuseppe Cesari.



Искусство микромозаики.


А всё началось с того, что спустя век после строительства Собора Святого Петра в Ватикане возникла нешуточная проблема: все картины и фрески в интерьере Базилики, написанные в свое время Караваджо, Рафаэлем, Пуссеном, Рени и многими другими известными живописцами XV - XVI столетий, начали стремительно разрушаться от сырости.


 Искусство микромозаики.


Именно тогда по указанию правителей Ватикана начался отчаянный поиск долговечного материала, который мог бы служить гораздо дольше обычных холстов, не боясь ни сырости, ни солнечных лучей. При тщательном анализе специалистами было отмечено, что архитектурная мозаика Собора, в отличие от живописи, сохранила свой цвет и первозданную прочность.


Искусство микромозаики.


Искусство микромозаики.

Смущало одно - традиционная смальта была блестящей, и имела очень малое количество оттенков, а это не позволяло воссоздать весь колорит живописных полотен, находящихся в соборе. Тем не менее, правящие в ту эпоху Папы Римские решительно были настроены на то, что бы воспроизвести все картины в интерьере Базилики Святого Петра в мозаике.


Искусство микромозаики.


 Собора св.Петра. Ватикан.


Искусство микромозаики.


Искусство микромозаики.

В стекольной мастерской Ватикана закипела работа. Итальянский мастер Алессио Маттиоли, экспериментируя с цветной стеклянной пастой, содержащей высокий процент красителей, получил нужный материал для тессер.


Искусство микромозаики.


Искусство микромозаики.

Это было податливое непрозрачное вещество, которое не имело блеска и было достаточно плотным и крепким. Оно выглядело как матовая смальта и имело очень красивый оттенок. Найдя нужную формулу, мастер вскоре создал такую цветовую палитру, которая позволила передать практически любой из оттенков живописных образов. Найденное вещество тут же было засекречено и названо "эмалью", а его фактическая формула ревностно охранялась Ватиканом на протяжении 200 лет.


Искусство микромозаики.



Старинные ювелирные украшения с микромозаикой.


Старинные ювелирные украшения с микромозаикой.



Искусство микромозаики.

К слову сказать, с 1727 года официально учрежденная Мастерская мозаики Ватикана, на сегодняшний день производит около 28 тысяч цветовых оттенков мозаики.


Старинные ювелирные украшения с микромозаикой.


Старинные ювелирные украшения с микромозаикой.


К 1770 большинство картин, являвшихся украшением Собора уже были успешно воспроизведены в мозаике. Первоначально для больших картин, тессеры использовались квадратной или же прямоугольной формы. Но со временем их форма была усовершенствована так, что тессеры стали выглядеть почти как мазки кисти: смальту разных оттенков мастера смешивали вместе, а потом растопив в печи до жидкого состояния, вытягивали с помощью пинцета любой толщины (от 1 мм до 4 мм) и длиной 30 - 50 см. Смальтовым нитям давали остыть, после чего их разрезали на крошечные «кирпичики».


Метод работы с тессерами.


Метод работы с тессерами.


По мере совершенствования этой техники к концу XVIII века был достигнут такой феноменальный прогресс, что мозаики стали совершенно неотличимы от масляных оригиналов. Это позволило завершить замену 35 живописных полотен храма мозаиками. И теперь красотою ватиканских залов и коллекций многочисленных произведений искусства, можно любоваться бесконечно. И что в этой истории больше всего интересно, так это то, что и по сей день большинство непосвященных посетителей собора Святого Петра думают, что перед ними настоящая живопись. Поэтому нам только остается удивляться тому, как древние мастера могли создавать такое великолепие.


 Искусство микромозаики.



Ювелирные украшения с микромозаикой.


Ювелирные украшения с микромозаикой.

По окончанию реставрационных работ в Базилике Св.Петра новым направлением развития мозаичной мастерской Ватикана стала миниатюрная мозаика, которую мастера стали применять для украшения различных предметов и аксессуаров: табакерок, шкатулок, ваз, столиков, бюро и различных украшений. Такая декоративная отделка стала популярной среди аристократии, церковных иерархов, дипломатов, богатых путешественников, монархов, совершавших официальные визиты. Именно благодаря этому искусству Мастерская мозаики Ватикана стала всемирно известной.


Искусство микромозаики.


Искусство микромозаики.


Любопытный факт из истории: в 1845 году во время визита в Ватикан император Николай I был так поражен его мозаичными картинами под живопись, что решил заменить фресковую живопись Исаакиевского собора также на мозаику.


Ювелирные украшения с микромозаикой.

Ювелирные украшения с микромозаикой.


Стоит также отметить, что изделия в данной технике производились в очень ограниченных количествах, в основном из-за трудоемкости сборки, производимой вручную. Иногда смальты были настолько малы, что на нескольких квадратных сантиметрах готового изделия приходилось их более тысячи. Самые старинные изделия состояли из тессер толщиной не более иголки.


Искусство микромозаики.

Далее готовую микромозаику, мастера крепили на основу брошей, браслетов, серег, колец. Затем полученное изображение заполнялось мастикой и полировалось воском для достижения гладкой и ровной поверхности.


Ювелирные украшения с микромозаикой.

Ювелирные украшения с микромозаикой.


Одним из первых художников-мозаичистов, кто включил частицы микро мозаики в ювелирные изделия был Джакомо Раффаэлли (1753 -1836). Образцы его работ можно увидеть в Эрмитаже, в Ватикане, и в музее коллекций Гилберта в Лондоне.


Ювелирные украшения с микромозаикой.


Ювелирные украшения с микромозаикой.


Что такое ювелирная микромозаика?Искусство микромозаики. Искусство микромозаики.


На сегодняшний день стоимость изделий из микро мозаики определяется не только состоянием декоративной вещи, но и другими факторами, такими, как размер самих смальти, а также сложность и точность выполнения работы. Произведения, в которых смальти сливаются в цельный рисунок, могут оцениваться в тысячи долларов. Разумеется, что музейные экспонаты оцениваются гораздо дороже.


Ювелирные украшения с микромозаикой.

Ювелирные украшения с микромозаикой.


Искусство микромозаики.

Украшения из миниатюрной мозаики часто приравниваются к ювелирным с учетом их художественной изысканности и технической виртуозности исполнения. Стоит также отметить, что изделиях XX века мастерами использовались смальти более крупных размеров, что значительно влияло на цену изделия - чем мельче смальти, тем выше оно ценится.


Искусство микромозаики.


И в заключение хотелось бы отметить, что термин «микромозаика» придумал известный британский коллекционер декоративных искусств, сэр Артур Гилберт (1913-2001). Он коллекционировал микромозаики на протяжении всей своей жизни и был владельцем одной из крупнейших коллекций в мире.


Браслет с микромозаикой, который в настоящее время хранится в Школе ювелирных искусств в Гонконге.


Браслет с микромозаикой, который в настоящее время хранится в Школе ювелирных искусств в Гонконге.



Искусство микромозаики. GOLD AND MICROMOSAIC BROOCH, CIRCA 1870.


Искусство микромозаики.


Искусство микромозаики.


Искусство микромозаики.


Источники:

https://kulturologia.ru/blogs/180122/52290//
https://www.katerinaperez.com/ru/articles/SICIS-Gioia-Placuzzi/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Покупка дивана – дело серьезное и ответственное. Сегодня на отечественном потребительском рынке представлено огромное количество моделей этой мебели, как со встроенным механизмом трансформации, так и без него. Если вы планируете использовать этот важный элемент меблировки жилища в качес ...
Конгресс молодых учёных в Сочи — тот редкий пример форума, где прозвучали важные смыслы и каждое выступление было по существу, причём с замахом на самые важные вопросы. На ...
Мы только-только начинаем переламывать ситуацию на Украине в свою пользу. Эффективные удары по энергетике, уверенное, хотя и не слишком быстрое, но продвижение линии фронта, точечное уничтожение иностранных наемников. Расщепление внимания США на Ближний Восток и Тихий океан. Помощь ...
Пока многие из нас с нетерпением ждут продолжения одного из самых кассовых сериалов «Игра престолов», талантливая Кира Митенкова из Санкт-Петербурга зря времени не теряет. Девушка воссоздает знаменитые кадры сериала при помощи фотоаппарата, моделей и подходящего реквизита. Таким ...
Чьей? Его... ...