"Ищите женщину" (1982) как эстетический феномен
selyanka1 — 08.03.2024
О двухсерийном телефильме "Ищите женщину" (1982) пишут много и с
удовольствием. Здесь прекрасно всё – от режиссуры Аллы Суриковой до
игры актёрского ансамбля. Хотя, и это не всегда работает – есть
ленты, где и режиссёр хорош, и группа – звёздная, а на выходе –
халтура. А тут видно, что всем было интересно участвовать в
проекте.
Кадр из фильма "Ищите женщину" (1982). Герой Александра
Абдулова красиво расположился меж двух огней и - двух полюсов
элегантности...
И ещё один момент – в советском исполнении чудесно получалась
Англия, тогда как, если "наши играли французскую жизнь" (с) чаще
выходила опереточно-водевильная прелесть с набором штампов, даже,
если экранизировали что-нибудь серьёзное. А в этой телеработе
удалось поймать дух Франции.
В тот момент, когда главная героиня, Алиса вспоминает, как она
двадцать лет назад танцевала с Рири, …представляются кадры из
французского кино рубежа 1950-1960-х годов… Однако "Ищите женщину"
- это не только захватывающий детектив и трогательная линия
мадемуазель Постик и полицейского Грандэна; тут невероятно
привлекательная эстетика.
Кстати, привнести в фильм с необыкновенно скудным бюджетом
французскую узнаваемость помогло французское
посольство, одолжив для съемок привезенные из Парижа предметы:
телефонный аппарат, цветной скотч, календарь, выпуски свежих газет,
журналов, и фуражку полицейского. Эти, казалось бы, простые мелочи
и создавали в кадре нужную атмосферу.
Кадр из фильма "Ищите женщину" (1982).
В своё время довелось прочесть статью, где говорилось о том,
что советское кино игнорировало эстетический аспект, увлекаясь либо
дидактикой, либо психологией. Это верно лишь отчасти.
Действительно, первым планом всегда выдвигалась смысловая
конструкция – мысль, идея, идеал, вывод.
Фон – несуществен или малосуществен. Исключения, конечно,
есть. Допустим, в этом фильме всё иначе – декорация приковывает
взгляд, создавая особую ауру. Офис мэтра Роше – это роскошное
помещение стиля Ар нуво. Этот чертог полностью создали на
"Мосфильме", хотя выглядит, как-будто это часть какого-нибудь
доходного дома 1890-1910-х годов.
Кадры из фильма "Ищите женщину" (1982).Обратите внимание на
постеры с реклaмных плакатов Альфонса Мухи.
Высокие полотки, характерные виньетки на дверях и окнах. В
одной из сцен мелькает гравюра с профилем некоего мужчины в парике
XVIII века – подразумевается, что контора существует очень давно.
Шик бывает неуютным, а здесь всё веет теплотой, будто это не
деловое помещение, а жилое, при том обжитое последние лет
...много.
Кадр из фильма "Ищите женщину" (1982).
Кстати, уголок Алисы Постик чем-то напоминает …статистическое
учреждение из "Служебного романа" (1977) – там тоже была
полусказочная атмосфера, не слишком похожая на реальные ведомства,
как советские, так и зарубежные. В "Ищите женщину" тот уют был
усилен.
Кадр из фильма "Ищите женщину" (1982).
Тёплая подсветка разнообразных ламп и торшеров – в такой
конторе хочется пить горячий шоколад и листать Vogue, а не
работать. У мэтра Роше в кабинете видят постеры с изображением
реклaмных красавиц Альфонса Мухи – одного из видных представителей
того самого Ар нуво.
Кадр из фильма "Ищите женщину" (1982).
Изумительно парижский типаж грузинки Софико Чиаурели в образе
Алисы Постик. А в каких пёрьях она появляется во второй серии!
Правда, её стиль, скорее, забавный, чем интересный, но
так положено по роли. Постик - чудачка, болтушка,
женщина-курьёз.
Кадр из фильма "Ищите женщину" (1982).
Далее – мадемуазели-антиподы – секретарша Сюзанна Бриссар (Людмила
Дмитриева) и машинистка Вирджиния Ренуар (Елена Укращёнок). Они
воплощают два полюса элегантности – чопорный и чувственный.
Вирджини – девушка с обложки мужского журнала, яркая, остроумная –
заметьте, что она постоянно говорит афоризмами, одета и
накрашена по моде начала 1980-х.
Совсем иное – Сюзанна. Её наряд и весь облик – предел
ухоженности. Она вовсе не мымра – там есть и алый маникюр, и яркая
помада, и необычная оправа очков, но главное – одежда всех оттенков
серого. Это – пик элегантности. Она в своём псевдо-ретро намного
круче и дороже, чем следящая за трендами машинистка.
Давайте сравним этих двух парижских модниц
Кадр из фильма "Ищите женщину" (1982). Справа -
образец макияжа первой половины 1980-х годов.
Начнём с красотки Ренуар. Она яркая, манящая, играющая в
доступность, хотя, кто знает, какова она в реале? Этакая
хорошенькая оторва, любящая жизнь во всех её проявлениях.
Очень неправильная девочка. Но – правильная с точки зрения той
эпохи. В 1980-х в моде была интенсивная раскраска. Я бы сказала –
вульгарная. Косметику должно быть видно.
Ещё образцы яркого макияжа.
Никаких "естественных" макияжей в стиле "я такая от природы";
никаких классических оттенков. Тени – так тени, подводка – так
подводка. Румяна – сочные.
Первое, что приходит в голову при виде моды 1980-х, это слово
"попса". Действительно, тогда поп-музыка, точнее – дерзкие-резкие
певицы диктовали определённый стиль.
Кадр из фильма "Ищите женщину" (1982). Страничка из
каталога. Мода на атласные вещи.
Внешность …даже не для эстрадной сцены, а для видеоклипа –
тогда все хиты начали подаваться через клипы, где броскость (и даже
не красота) внешности часто заменяла певческие таланты.
Вирджиния по ходу дела несколько раз переодевается, представая
то в курточке с меховым воротником, в брюках и сапожках, то в
атласных костюмах (комплектах) разных цветов.
Кадр из фильма "Ищите женщину" (1982). Девушки из
трио 'Arabesque' часто демонстрировали попсовый шик.
У неё есть изумрудный и чёрный комплекты - с
брючками-бананами, сужающимися к щиколоткам. Это невероятно модная
штука тех лет! И снова из мира поп-музыки.
Вспоминается то же трио 'Arabesque' и прочие дамские
ансамбли.
Трио 'Arabesque' и страничка из журнала мод.
Несмотря на то, что Вирджиния – привлекательна, её коллега Сюзанна
где-то даже интереснее для исследований в области моды.
Мадемуазель Бриссар тоже следит за стилями, она невероятно
ухожена, и, когда Алиса Постик называет её сухарём, тут нет ничего
от классической мымры. Это – респектабельный "футляр".
Да, футляр, но стоящий много дороже, чем крикливые костюмы
Вирджинии. Больше того, по виду прикид Сюзанны – это индивидуальный
пошив. Да, с налётом ретро. Но – в духе тогдашнего подиума.
Кадр из фильма "Ищите женщину" (1982). Страничка из
каталога. Оттенки серого!
Это вариация на тему яппи, людей, выстраивающих карьеру.
Оттенки серого не менее актуальны, чем изумрудный. Серые жакеты,
костюмы, пальто встречаются у Джорджо Армани, в частности.
А вот любопытное фото из Vogue – модель с некоем
ретро-комплекте с широкими, как было принято в 1980-х, плечами. Но
– с жабо и манжетами из кружева. В фееричной шляпке. И …с умеренным
макияжем.
Слева - оттенки серого от Джорджо Армани. Справа -
интересная вариация из журнала Vogue. В одних источниках это
датируется 1982-м, в других - 1986-м, но это по любому в тему.
Серое пальто-накидку трапециевидной формы можно найти в в
журнале Burda. Сюзанна предпочитает сдержанный, но при этом вполне
заметный макияж, а маникюр – тон в тон.
Кстати, её офисный костюм не скрадывает фигуру, но
обрисовывает её, а силуэт расширяет плечи, как того требовала мода.
Оправа очков – тоже вполне. Даже цветная, а не чёрная.
Кадр из фильма "Ищите женщину" (1982). Фасон из журнала Burda.
1981 год.
Единственное, что "отстаёт" - фасон туфель. Это – вторая
половина, почти самый конец 1970-х. Сравним каблуки: у Вирджинии –
более устойчивый и сильно скошенный внутрь. Tогда как у Сюзанны –
почти прямой и тонкий.
Кадры из фильма "Ищите женщину" (1982). Сравним каблуки
1970-х и 1980-х. Сюзанна тут отстаёт от моды.
Кстати, если бы Сюзанна сделала другую причёску, она бы стала
роскошной. Хотя бы другую чёлочку! Но - нет. Сверх-ухоженность
иногда так выглядит - если стрижка, то снять всё. Почти.
На её примере мы видим прелюбопытную психологическую модель –
круто выглядящая женщина (по сюжету – старая дева, конечно)
воспринимается, как странненькая дyрнушка, потому что ведёт себя,
как истеричное пугало.
Вот мадемуазель Ренуар не стесняется… В общем, обе – красавицы
в своём роде, но первая - явная, а вторую надо разглядеть. А
художнику по костюмам Ганне Ганевской - брависсимо!
Кадры из фильма "Ищите женщину" (1982).
Следом за офисными красотками идет феерическая мадам Роше
(Елена Соловей), которая затмевает всех – мехами и бриллиантами в
первой серии, а затем и повседневным вариантом с шляпкой. Соловей -
богиня, но её так редко снимали в ролях белль-фамм в боа! Всё
какие-то малахольные Регины или старые-девы-с-котёнком.
;
Кавалеры – тоже под стать. Сергей Юрский – то в отменном
костюме-тройка, то в парадном облачении white tie – с белым
галстуком-бабочкой. К слову, white tie – это самый-самый
официальный вариант – для приёмов, а в оперу, куда собирался мэтр
Роше, это не надевали. Полагался black tie.
Кадр из фильма "Ищите женщину" (1982).
Хотя, в кадре 1982 год (там висит календарь), канун 1983-го и
озвучен следующий год Свиньи, поэтому правила уже не особо
соблюдаются. Не потому, что год Свиней, разумеется, а потому что не
XIX век. Да, полицейских не обсуждаем - те при исполнении, хотя, и
они прекрасны.
Кадр из фильма "Ищите женщину" (1982).
Кадр из фильма "Ищите женщину" (1982).
А какой там Александр Абдулов на фоне портретов Наполеона в своём
кабинете! И сколь хорош его (Абдулова, не императора) тренчкот…
Вообще, авторы ленты уловили дух начала 1980-х, когда требовалось
"выглядеть дорого", иметь богатые апартаменты, удивлять.
Кадр из фильма "Ищите женщину" (1982).
Полагаю, что успех "Ищите женщину" кроется ещё и в этом - в
соответствии декораций - ожиданиям того времени. Вполне вероятно,
что это получилось интуитивно, как бы на волне, и художник по
костюмам Ганна Ганевская поймала дуновение эпохи...
Отсюда Отсюда