рейтинг блогов

«Исчезла мука и макароны» — как США пытались оставить СССР без хлеба

топ 100 блогов von_hoffmann19.06.2022
«Исчезла мука и макароны» — как США пытались оставить СССР без хлеба


К началу 60-х годов советское сельское хозяйство находилось в глубоком кризисе. Причиной тому стал целый ряд ошибочных решений. Так, разрекламированное освоение целины привело к тому, что в погоне за показателями распахивались огромные территории лёгких почв, обращаться с которыми следовало крайне осторожно. В итоге Казахстан поразили пыльные бури. Кроме того, любитель экспериментов, Никита Хрущёв пошёл на поводу у подхалимов, утверждавших, что оставлять землю под парами неэффективно и засеивать нужно всё подчистую. Из-за этого в 1962 году под паром оставили минимальное количество площадей, и посеянные в последний момент озимые уничтожил мороз. Ещё одним ударом стала засуха, истребившая свыше половины урожая в Сибири и Казахстане. Казахстан, от которого ждали 15 млн тонн хлеба, выдал всего 6,5 миллиона. В итоге выходило, что хлеба не хватит даже для себя, при этом СССР кормил ещё и своих союзников по соцлагерю, в частности одна лишь ГДР получала около 2 млн тонн советского зерна. В связи с этим по решению Президиума ЦК было запрещено использование пшеничной муки высшего и первого сортов для выпечки хлеба во всех городах страны, кроме Москвы и Ленинграда, а также Московской и Ленинградской областей – вместо неё использовалась гороховая, кукурузная и ячневая мука.

Однако зерна всё равно не хватало, отчего пришло понимание: хлеб придётся покупать за границей. «В сентябре 1963 года начинаются переговоры о покупке хлеба с представителями как западных, так и социалистических стран, а уже к декабрю в Канаде и Австралии закупается 7,2 млн тонн зерна и 1,1 млн тонн муки, – пишет кандидат исторических наук Никита Пивоваров. – Для закупки иностранной пшеницы в марте 1964 года распоряжением Совета министров было выделено 407 тонн чистого золота, а в сентябре того же года Президиум ЦК согласился на экспорт драгоценных камней и цветных металлов для получения нескольких десятков миллионов долларов».

Сам Хрущёв на заседании Президиума ЦК назвал сложившуюся ситуацию унижением для страны: «Больше такого позора советская власть терпеть не может». Увы, оказалось, что это было только начало долгой эпопеи по кормлению страны иностранным хлебом.

Пропаганда придумала аргумент: мол, у нас и своего хлеба завались, а американцев мы используем потому, что возить зерно на Дальний Восток из США дешевле, чем из Украины и Казахстана

«Что говорить об умирающем капитализме?»

Уход «волюнтариста» Хрущёва мало что изменил – сельское хозяйство так и осталось самым проблемным сектором советской экономики. Роковую роль сыграло то обстоятельство, что в современных условиях уже не работали аврал и штурмовщина – на первое место вышли передовые технологии и машины. С ними же у СССР было туго. Как отмечает Никита Пивоваров, вместо намеченных по плану 55 млн тонн удобрений село получило только 46,5 млн тонн, а вместо 1,7 млн тракторов – 1,3 миллиона. А отсутствие нормальной социальной сферы вело к тому, что молодёжь бежала в города. Так, всего за 10 лет – с 1959 по 1969 год – численность сельской молодёжи сократилась на 15 млн человек. Понятно, что ожидать богатых урожаев в таких условиях не приходилось. И даже когда закрома удавалось заполнять, оказывалось, что качество пшеницы остаётся низким.

В связи с этим в апреле 1966 года Политбюро утвердило проект постановления о закупке за границей около 1 млн тонн пшеницы, выделив на это 61 млн рублей. После этого внешнеторговое объединение, стеснительно именуемое «Экспортхлеб», хотя речь шла, наоборот, об импорте, заключило с Канадским пшеничным комитетом контракт о поставке в течение трёх лет 9 млн тонн пшеницы. После этого в Кремле задумались о масштабной реформе сельского хозяйства и мощном развитии села, но тут грянул 1968 год, и деньги пришлось отправлять на развитие экономик восточноевропейских союзников, чтобы те не вздумали пойти по пути взбунтовавшихся чехов.

Так, к началу 70-х стало окончательно ясно, что без иностранного зерна Советскому Союзу не обойтись. В итоге ставку решили сделать на того, кого открыто называли главным противником, – на США. Брежнев, нацеленный на разрядку напряжённости между двумя сверхдержавами, верно рассудил, что даже плохая дружба лучше вражды. В итоге весной 1972 года между СССР и США был подписан целый ряд важнейших политических и экономических договоров, включая Торговое соглашение, которое открывало СССР путь к американским передовым промышленным технологиям, а США позволяло наладить стабильный экспорт. Через два месяца после визита в Москву Ричард Никсон торжественно объявил, что «СССР закупит у США крупнейшую в истории партию зерна». Согласно некоторым источникам, речь шла об 11,3 млн тонн пшеницы стоимостью 1 млрд долларов – о таком контракте американские фермеры не могли и мечтать.

Советская же сторона вскоре оказалась в затруднении. После того как стало известно о поставках, пришлось как-то объяснять народу, почему это главный продукт Советский Союз покупает у своего главного идеологического противника. В результате пропаганда придумала аргумент: мол, у нас и своего хлеба завались, а американцев мы используем потому, что возить зерно на Дальний Восток из США дешевле, чем из Украины и Казахстана. Для масс, плохо представлявших себе расстояние и стоимость перевозки, такое оправдание подошло. А вот интеллигенция продолжала недоумевать. Завкафедрой научного коммунизма МГУ профессор Ковалёв вопрошал: дескать, заключая с американцами договор, мы не только привязываем свою экономику к их, мы ещё и за свой счёт помогаем им развиваться! Значит, мы исходим из того, что никакой революции в США не будет? И как после этого говорить студентам об умирающем капитализме?

Союзники себе на уме

Впрочем, закончилась неожиданная дружба довольно быстро. В январе 1980 года, через 10 дней после ввода советских войск в Афганистан, президент США Джимми Картер объявил: в ответ на агрессию Москвы Вашингтон расторгает контракт на поставку 17 млн тонн зерна – оно будет выкуплено государством у американских фермеров по рыночным ценам, после чего его направят в бедные страны.

«Картер лишил нас 17 млн тонн зерна, в Москве сразу же исчезла мука и макароны, – писал в своём дневнике зимой 1980 года заместитель заведующего Международным отделом ЦК Анатолий Черняев. – В народе поносят эту никому не понятную интернационалистическую акцию на фоне, фигурально выражаясь, того, что «жрать нечего». «Десантники» на экскурсионных автобусах продолжают осаждать Москву, в субботу к продовольственным магазинам не подступиться. Нормы доведены до смешного: на 1981 год Ростову-на-Дону планируется мяса на душу населения 2 килограмма в год. Отовсюду идут просьбы ввести карточки, но этого невозможно сделать не только по соображениям политическим, но и потому, что не хватит продуктов: ведь придётся давать ограниченно, но всем, а не выборочно – Москве».

Спасение пришло, откуда не ждали. «После объявления эмбарго Дж. Картер провёл в Вашингтоне встречу представителей ведущих стран – экспортёров зерна с целью убедить их не осуществлять поставки в СССР, – пишет кандидат исторических наук Татьяна Робуш. – Американские союзники высказались в поддержку зернового эмбарго и обязались не продавать зерно в СССР. Но на деле основные мировые экспортёры зерна (Канада, Аргентина и Австралия) не уменьшили свои зерновые продажи в СССР. Так, Австралия в 1980 году продала в Советский Союз зерна больше, чем за вместе взятые четыре года до этого. 26 июля 1980 года Канада отменила введённое ранее зерновое эмбарго в отношении СССР и увеличила продажи в Советский Союз на 50%. В целом мировые экспортёры зерна за 1980 год увеличили свои поставки в Советский Союз с 7 до 8 млн тонн».

В результате уже в марте 1980 года в ходе слушаний в сенате представители бизнеса прямо заявили, что введённые санкции наносят ущерб прежде всего интересам США. В частности, президент железнодорожной компании «Норт Американ Кар» отметил, что только его компания, прежде перевозившая зерно, предназначенное для поставок в СССР, потеряла 200 млн долларов. Спустя три месяца группа сенаторов и конгрессменов внесла на рассмотрение конгресса законопроект об отмене зернового эмбарго против СССР, указывая, что введением санкций на фермеров и экспортёров зерна надели «смирительную рубашку». Однако конгресс не поддержал законопроект, пояснив, что отмена эмбарго «подорвала бы попытки Картера продемонстрировать американское неодобрение политике СССР». Тем не менее жить эмбарго оставалось недолго – уже в ноябре победивший на президентских выборах Рональд Рейган провозгласил отмену зерновой санкции своей приоритетной целью, после чего сенат проголосовал за отказ от запрета поставок.

Источник: https://versia.ru/kak-ssha-pytalis-ostavit-sssr-bez-xleba


Кнопка
или
«Исчезла мука и макароны» — как США пытались оставить СССР без хлеба

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Впервые на моей память ежедневная запись в блоге Алена Жюля появилась не в 21.00 вчера, а на несколько часов позже. Видимо, автор, согласно обещанию, проверял самую горячую новость, насчет "западных заложников", консультируясь со своими ...
Всё чаще мы знакомимся в соцсетях и рано или поздно происходит момент развиртуализации с кем-либо из виртуальных френдов. Если, конечно, вы не убежденный интроверт-мизантроп-социофоб. Даже этим странным летом я в реале познакомилась с тремя фейсбучными друзьями и с френдессой из ЖЖ. ...
Мой Telegram канал https://t.me/karelia_n #карелия , #дождь , #август ...
Привет! Меня зовут Лена , мне 26 лет и всё это время я живу в Москве . Я люблю делать посты для ОМД. Потому что обычно это позволяет найти кучу новых друзей и потому что обычно это позволяет услышать много интересного о себе)) Пусть даже и гадости :) ...
Тушка моего белкового тела обернулась уже 50 витков вокруг Солнца. Особого повода для поздравлений не вижу. Но кто хочет, может сделать это тут Крепкого ...