ИРСУ

топ 100 блогов ludmilapsyholog04.09.2012 Все, пора.
Рассказываю про тот самый новый проект, про который я писала еще зимой, что хочу сделать, а никак, тот самый проект пятого-шестого уровня (кто не помнит, что за уровни, можно вспомнить вот здесь http://ludmilapsyholog.livejournal.com/133148.html#cutid1 )
.
И вот -- свершилось!
Прошу любить и жаловать:
Институт развития семейного устройства, ИРСУ.
Мы зарегистировались и начинаем работу.
Я обязательно сделаю чуть позже потом суммирующий пост, где все будет кратко и со всеми контактами и ссылками, и повешу его верхним, а сначала хочу просто рассказать по-человечески.

Итак, в чем замысел.



Непрерывно решая в последние несколько лет задачу из серии "выпей море", я приходила к выводу, что просто работать все больше и больше - не выход. Да, можно помочь конкретным детям и родителям, но системно ничего не меняется, оттого, что я смотаюсь еще в пять-десять регионов и посношу крыши нескольким десяткам случайных участников каких-нибудь семинаров.
Дело в том,  что в нашей сфере, сфере семейного устройства (под которым я имею в виду любую работу по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, как своей, так и принимающей) нет важнейших составляющих, без которых невозможна СИСТЕМА семейного устройства. А именно:
-- нет самоорганизованного профессионального сообщества
- нет системы профессиональной подготовки/переподготовки
-- нет инфраструктуры поддержки профессионального роста и обмена опытом
а главное
-- не была проделана работа по выработке базовых принципов и ценностей этой работы, профессиональной этики.
(Это, клонечно, не единственное, чего в ней нет, наприменр, на минуточку, нет -- не на словах, а на деле -- запроса государства и общзества на защиту прав детей вообще, но это отдельная тема).

Решения о конкретных детях и семьях принимают люди, специалисты. Если у этих специалистов нет никакой системы координат в их деятельности, нет осознанно расставленных приоритетов, если важнейшие аспекты проблемы вообще находятся вне их понятийного поля, какой смысл на них сетовать или с ними ругаться? Если большинство сотрудников опек искренне уверены, что в детскои доме ребенку лучше, "потому что там педагоги",  что сдать младенца на полгода в дом ребенка, если дома бедно -- это "наилучшее решение", что связь с кровной семьей ему ни к чему -- "пусть лучше скорее забудет", что искренне хотеть приемного ребенка могут только бездетные, а остальные -- за деньги,  все бесполезно.
Можно судиться каждый раз по каждому поводу, можно писать гневные посты --- ничего не изменится. Та работа, которая должна делаться системно, регулярно и рутинно, будет каждый раз, по поводу каждого ребенка, превращаться в неравный бой и прошибание стен. И ужас в том, что такое положение вещей уже даже многими активно работающими в нашей сфере людьми начинает восприниматтся как норма, вот хотя бы комментарии к этому посту http://ne-togo.livejournal.com/565589.html#comments  Тяжело вздохнув, оглядываемся по сторонам: кто на этот раз станет стенобитным орудием? Где та "мамочка", которая вцепится хваткой бультерьера и выгрызет ребенка из Системы, возможно, истощившись в процессе борьбы настолько, что на самого ребенка уже сил не будет?

Сначала была иллюзия, что раз уж государство наше декларировало курс на семейное устройство, оно и подготовкой кадров озаботится. Несколько лет я и коллеги на всех мыслимых совещания и круглых столах поднимали этот вопрос. Воз и ныне там. А если где и вводятся курсы повышения квалификации по нашей тематике, то обычно это лекции, читаемые теоретиками из педвуза, никогда в жизни не работавшими с детьми-сиротами и семьями, или работавшими в последний раз лет десять назад. Иногда сами эти специалисты транслируют мифы и стереотипы уровня "бабушки на скамейке" и подходы, которые делают нормальную работу по семейном устройству просто невозможной.
Между тем требования к приемным родителям все больше ужесточаются, отчеты все длиннее, претензий все больше, с 1 сентября введена обязательная подготовка, к которой большинство регионов откровенно не готовы. Работа с кризисными семьями ведется по принципк "кампаний по выявлению", учреждения для детей-сирот все больше опутываюися паутиной запретов и предписаний, которые "защищая детей" иногда лишают их последних окон в нормальную жизнь.
В отстуствие профессиональных ориентиров и ценностей, ориентир остается один "как бы нам чего не было", и цель одна -- подстраховаться. Поэтому ответственность перекладывается на семьи, а у специалистов любое неудачное и необоснованное  нововведение не порождает осознанного сопротивления и альтернативных предложенией "снизу", а вызывает только тяжелые вздохи и вал фальшивых отчетов о том, что "все хорошо, прекрасная маркиза".

Я понимаю, что все это отнюдь не только проблема нашей сферы, а государства в его нынешнем состоянии  в целом, но  точно так же я пониимаю, что изменись по мановению волшебной палочки прямо завтра госудасртво -- люди-то не изменятся и компетенций  у них не прибавится. Более того, насколько я знаю историю становления системы семейного устройства даже в куда более здоровых государствах, это никогда, за редкими исключениями,  не делалось сверху. Ситстема менялась, прогибаясь под требованиями профессионального сообщества, поддерживемого обществом в целом. В общем, с одной стороны -- да, я подозреваю, что кардинальных, системных изменений в нашей сфере не будет в рамках данного устройства государства и общества, с другой -- не хотелось бы, появись шанс на такие изменения, оказаться в ситуации "конь не валялся", не имея никакого наработанного "культурного слоя". Да и в имеющихся рамках есть конкретные случаи, дети, семьи, когда решение не так уж строго задано рамками Системы, а завсит от человеческого фактора, от специалиста и его системы ценностей. Даже сегодня ситуация с семейным устройствам в разных регионах РФ по результатам может разниться больше, чем в разных странах Европы, и это обычно человеческий фактор в чистом виде -- наличие и дееспособность людей, которым не все равно и которые знают, как.

Из всех этих соображений и родилась идея создать структуру, заточенную прежде всего под обучение специалистов, не академическое обучение, а практическое, интерактивное, тренинговое.
Структуру, которая бы создавала место встречи для специалстов, возможность передачи опыта и ценностей "из рук в руки" -- а только так, по моему убеждению, их и возможно передавать.
И которая тем самым способствовала бы формированию профессионального сообщества, экспертного сообщества, способного говорить о проблемах семейгого устройства внятно и осознанно как с обществом, так и с государством.

С кем мы собираемся работать?
Со всеми, кому это может быть полезно: со специалистами служб сопровождения, ведущими ШПР, специалистами работающими с кризисными семьями, соцпедагогами, психологами, сотрудниками опек, сотрудниками детских домов, приютов и интернатов, с педагогами школ, с родителями -- приемными и обычными, с волонтерами, с представителями КСО, с журналистами, с детьми. 
Я буду обязательно писать подробно про каждую программу, которую мы сможем предложить.

Что именно мы хотим делать?
Проводить тренинги, семинары, круглые столы, организационные сессии, группы поддержки, группы профилактики выгорания, публичные лекции,  создавать и издавать методические и другие полезные для работы материалы.
О ближайших, прямо в сентябре-октябре  стартующих программах, я напишу на днях.

Чему собираемся обучать?
По нашему замыслу, стержнем всей конструкции должны быть три основных, базовых курса:
"Работа с семьей в кризисе"
"Отбор и подготовка принимающих семей"
"Сопровождение принимающих семей"
Это будут полноценные курсы, минимум 72 часа, которые позволят специалитстам "встать на ноги" в теме, определиться с целями и приоритетами, познакомиться с оснорвными технологиями. Но эти курсы мы сможем вести только имея лицензию, то есть немного позже.
Вокруг стержня будет множество, десятки, самых разных семинаров и тренингов, заточенных под конкретную тему, например "Работа с детьми, пережившими сексуальное насилие", "Разрешение конфликтов" и пр., или под конкретную аудиторию, например "К вам в класс пришел приемный ребенок" - для педагогов школ. Это мы можем делать и будем делать уже сейчас.
Кроме этого, задуманы программы не обучающие, а поддерживающие специалистов и родителей: супервизия, группы поддержки, группы профилактики выгорания.
Некоторые стартуют буквально в ближайшие недели, следите за объявлениями.

Кто "мы"?
На данный момент у нас небольшая команда, несколько тренеров и директор-организатор. Они все юбудут вампредставлены на сайте.
Задача состоит в том, чтобы круг тренеров, которых мы можем рекомендовать всем желающим с полной уверенностью, что это будет интересное, качественное обучение, основанное на определенной системе ценностей, увеличивался. Это одна из главных задач на ближайшие два-три года.
Я обязательно напишу отдельно о том, кто может стать таким тренером, какие тут возможны "дорожные карты" и как мы видим сотрудничество.

Чем нам помочь?
О, много чем.
Прежде всего  -- информационной поддержкой. Я знаю, что меня читают многие коллеги и приемные родители. Очень хотелось бы, чтобы о нас узнали в вашей опеке, в вашем отделе образования, в школе, куда ходят приемные дети, ваших НКО, которые занимаются семейным устройством.
Мы сейчас спешно делаем сайт, как только он будет в сколь-нибудь пригодном виде, я напишу и попрошу о нас и и о сайте рассказать всем, кому можно.
Материально. Чтобы иметь право проводить полноценное обучение, нам нужна лицензия, чтобы получить лицензию, нужно помещение, аренда в Москве -- сами знаете. Мы, конечно, будем стараться сами что-то зарабатывать и отбивать, но пока не уверены, что сведем концы с концами.  Кроме того, хотелось бы иметь возможность услуги для приемных родителей сохранить бесплатными, а на гранты мы в ближайшее время рассчитывать не сможем. Есть и регионы, которым будет очень тяжело оплатить обучениесвоих специалистов, им понадобятся стипендии.
Как именно помочь материально -- напишу отдельно и внесу ссылку в верхний пост.
Еще можно помочь просто помощью. Нам всего надо. Логотип надо, сайт надо (основу нам делают, но его ж потом заполнять и вести), информационные материалы надо, мебель в зал купить и привести надо, координаторы групп будут нужны, в том числе в регионах.
Буду писать по мере.

В общем, пожелайте нам удачи, пожалуйста,  и следите за постами с тэгом ИРСУ.

.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как бы ни ругали жанр фэнтези, но за одно ему стоит сказать спасибо. А именно за огромный пласт музыкальных произведений посвященных этому жанру. Если брать жанр фантастики, то там напротив очень тяжело найти песню посвященную какому-либо миру. Те же "Звездные войны" или "Дюна" несмотря на ...
Семь чудес Украины: София Киевская: Семь чудес Украины: Херсонес Таврический: Семь чудес Украины: Каменная Могила : Семь чудес Украины: Древняя Умань: Семь чудес ...
Понятное дело, кофе пьют не только в Киеве, но редко где кофе приобретает такой воистину религиозный статус, как тут. Какого кофе здесь только нет. Есть кофе Чернобыль, черное как быль. И кофе Чернобаевка, крепкое как ЗСУ. В Киеве умопомрачительно много точек разной выпечки. ...
Чего это я на Гугл зло держу. Извините, если ваш практически единоличный 20% проект виден на первой странице google.com, gmail.com, translate.google.com, но при этом вас держали всю дорогу за дерьмо, лузера и идиота (и horsepower), то как я ещё должен относиться к этой шараге? Извините ...
В 1938 году в США прошла радиопостановка "Война миров" о нашествии марсиан на Америку по Герберту Уэллсу. Она была сделана в форме радиорепортажей, и сотни тысяч американцев поверили. Страну охватила паника: "...целые семьи баррикадировались с оружием в подвалах своих домов либо спешно ...