ИНТЕРВЬЮ ЖУРНАЛУ "ИТОГИ"
m_kalashnikov — 22.02.2010 http://www.itogi.ru/russia/2010/8/149106.htmlЭто, собственно говоря, сокращенный вариант. Помещаю еще и полный, несокращенный.
Максим Калашников
- Максим, похоже, что понимание того, что есть модернизация, у вас и у власти совпадают? Как вы расценили заявление Медведева, по сути, принявшего ваши предложения?
- ???
(СТЕНОГРАММА ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ:
«Я в Послании говорил также о необходимости создания в России мощного центра исследований и разработок и подписал соответствующее распоряжение на эту тему. Хотел бы, чтобы присутсвующие здесь представители бизнеса включились в эту работу. Новый инновационный центр – это, конечно, не Силиконовая долина, но всё-таки это какой-то прообраз города будущего, он должен стать крупнейшим испытательным полигоном для новой экономической политики. Я хотел бы, чтобы мы обсудили и здесь, и впоследствии, в рамках наших контактов персональных, ваших контактов в Правительстве, в Администрации, где может быть создан такой город, на каких принципах, как будет осуществляться его финансирование и какие налоговые режимы могут быть использованы для того, чтобы он заработал, а опять же не превратился в бумажное образование».)
СТАРЫЙ ОТВЕТ:
Скорее, нет. Впрочем, и у самой власти оно меняется: это очевидно, если сравнить, например, статью Медведева «Россия, Вперед!» и его послание Федеральному собранию. В статье под инновациями понимаются не только «железки», но и уровень развития общества, а в послании уже все ограничивается техническим переоснащением страны. Об обществе ни слова. Но как показывает история, модернизация требует больших изменений в обществе. И это уже будет непростой социум, в нем сочетаются тоталитарные и демократические черты. Но власть думает, что можно продолжать жить и управлять по-старому, надо лишь придумать и ввести «модернизационные рюшечки». Предлагаемый нам инновационный центр – пока всего лишь большой технопарк, а не мой футурополис. Первый «будущеград» должен быть таким же государственным проектом, как первая АЭС в Обнинске при Сталине или космическое предприятие Сергея Королева.
- Как оценила РАН на ваши предложения? И что теперь с ними будет?
- Академия поддержала нашу идею создания национального Агентства передовых разработок (АПР). А вот идею проекта футурополиса либо не поняла, либо сделала вид, будто ее не уразумела. Но если возникнет АПР в чаемом мною виде – появится и пилотный проект настоящего футурополиса. Главное – не вывернули бы хорошую идею наизнанку.
- Но и в вашем письме Медведеву не было ничего о социуме – сугубо технологические предложения...
- Надо ж с чего-то начать! В письме я сосредоточился на том, что они могли понять. Считаю, что если на ресурсы власти удастся запустить несколько инновационных проектов, социальные изменения пойдут сами собой.
- А не наоборот?
- Здесь кольцевая зависимость. Сторонники инновационного пути есть, но они рассеяны. Нужно создать «точки кристаллизации» - сферы и места, куда бы такие люди потянулись. На мой взгляд, ими могли бы стать «футурополисы» – то, что уже существует в мире. Появление такого полиса покажет согражданам, что возможна другая жизнь и что на инновациях можно заработать. Полисы будут активно притягивать «самураев развития», сторонников инновационного пути. Той же цели послужит и создание нашего аналога американского DARPA (Агентства передовых разработок). У нас бы оно работало на всю экономику, а не только на военных. Это и были мои предложения – простые и понятные, которые могли зацепить власть. И они ее зацепили.
- Как полис изменит социум?
- Футурополис – это община людей, не в смысле секты или кибуца, а самоуправляющегося образования вокруг инновационных производств. В нем есть разные сектора – производственный, научный, муниципальный. Такой полис отличается от, скажем, поселков на Рублевке, так же как сплоченный экипаж спортивной яхты от пассажиров круизного лайнера. Кстати, полисы могли бы решить проблему моногородов. Раиф Василов из Общества биотехнологов России давно ратует за то, чтобы это были «агро-био-экополисы». Но полисы – не только новые технологии, это новый тип поселения – усадебный тип постройки, дом на семью. А это уже – иная демография и психология.
- Маниловщиной отдает... И кто все это будет строить?
- А строительство первых в мире академгородков и наукоградов в СССР в 1960-е – не «маниловщина»? А строительство футурополиса Сонгдо в Южной Корее – не «маниловщина»? А Киберджайи в Индонезии? А экологической деревни Стенлезе Юг в Дании, действующей уже пять лет? А «Город солнца» - частный футурополис, построенный в Латвии близ Цессиса – тоже «маниловщина»?
Приведу слова великого советского авиаконструктора Роберта Бартини: «Остерегайтесь называть несуществующим то, чего вы не понимаете». Терпеть не могу расеянской сырьевой, самодовольной ограниченности. Крики: «Маниловщина!» для меня – признак глупости и убогого кругозора. Обитатели РФ стали тупее советских граждан: они не знают, что делается в мире.
А строить русский футурополис есть кому. Есть сплоченные коллективы людей, например, казачьи общины...
- Казаки – жители футурополисов? Даже не маниловщина, а фантастика!..
- Под Обнинском уже ведет хозяйство казачья община. Не знаете – не судите. Там – очень сплоченная команда. Ее можно делать ядром футурополиса. И уж точно футурополис не построят полулюди – гламурно-пустоголовые «дети реформ».
Есть группа энтузиастов, намеренная строить «Солнечную ферму» в Калужской области. Есть независимая от нас команда с серьезными инвесторами, готовая строить футурополис прямо в Москве, на ВДНХ-ВВЦ. Процесс уже пошел. На сторону строительства русских футурополисов становится клуб «Интеллектуальная Россия» - имена Александра Неклессы и Бориса Кузыка вам ничего не говорят? В Финляндии будет строиться биоэкополис: Общество биотехнологов РФ в этом проекте участвует. Прорабатывается вопрос создания биотехнопарка в Чувашии.
А на чьи средства планируется строить?
- В нашем случае - на государственные. Хотя бы ради спасения моногородов, государство вполне может построить несколько полисов. (Идея Раифа Василова и его Общества биотехнологов). Это куда более разумное вложение, чем чемпионат по футболу или Олимпиада в Сочи. Кроме того, полисы – прибыльная затея. Базовая основа – сельское хозяйство. Но за счет инноваций оно становится крайне выгодным... Чтобы бизнес в это вкладывался, государству нужно сначала построить «пилот» и показать ему: вот, это работает, причем крайне прибыльно. Так и в США инноватика устроена.
- В России недостаточно структур или корпораций, нацеленных на инновационное развитие?
- Ни один институт в РФ не действует как DARPA. Роснано, например, устроено так, что туда надо нести только готовое. А совет при президенте России по инновациям? Вы посмотрите на его состав! Ни одного инноватора–практика! А есть ли там хоть один успешный менеджер? Только чиновники! А нужно, чтобы государство само искало перспективные разработки, наблюдало за развитием науки, давало задание, и платило за решение. В США благодаря DARPA были созданы интернет, мобильная телефония, самолеты-невидимки и прочее. Жаль только, что в России число тех, кто может принести решение, уменьшается год от года. И все чаще патентуются за рубежом...
Но нужно идти дальше. Уже не только русское ДАРПА, нужны именно «новограды». Полисы притянут к себе самые активные элементы из мегаполисов. Ведь сегодня 87 процентов населения сосредоточены в городах, которые занимают 1,5 процента территории. Между ними – пустота. Можно, конечно, к таким проектам относится скептически, но надо начать! И ничего не делать насильно – энтузиастов достаточно. Есть немало таких, кто хочет преуспеть. Полис – это создание нового социума с новым самоуправлением. Кстати, оно уже было опробовано – в поселке Хребет Челябинской области. Там два раза сократились затраты на ЖКХ. Воровство прекратилось, как только система попала под контроль самих жителей. Кроме того, полис – сгусток инноваций: новая система жизнеобеспечения, переработки отходов, быстрого и дешевого строительства, новых материалов, энергетики...
- И сколько полисов спасут страну?
- Желательно, чтобы их было штук двадцать. Для начала.
Идея полисной урбанизации давно продвигается лидером Движения развития Юрием Крупновым. Они там подсчитали, что нужно несколько сотен полисов, а на их строительство – 18 триллионов рублей. Что называется, с размахом. Но начать надо хотя бы с одного. Ведь хочет же власть получить свой аналог американской Кремниевой долины. Но одними учеными вряд ли стоит ограничиваться, страна не может быть одной большой лабораторией. Российские Science City можно строить в виде «ромашки»: в середине - лаборатории с учеными, а вокруг них – производства и бизнес-территории. Причем стать жителем полиса будет непросто – нужно будет и дом купить, и в коллектив войти. Придется быть активным в общественной жизни. Все это непросто, но жить по принципу «все плохо и лучше не будет», вряд ли интересно. Я – за перемены, я – сторонник «новой опричнины».
Нужно создавать новую реальность, которая со временем расширится на всю страну. Это – принцип параллельного бытия. Если начать развитие усадебной урбанизации – полисов, то это неизбежно приведет к появлению такой реальности. И другой варианта нет: или этот, или крах всей нынешней системы.
- Власть это понимает?
- Судя по тому, что заговорила об инновациях, да. Но она заблуждается, что отделается только техническим перевооружением страны. Во времена Горбачева тоже думали, что только «отреставрируют фасад». Это как выпустить джина из бутылки. Власть обречена на перемены. Сегодня ни одна из политических сил не в состоянии провести модернизацию. Придется создать самоуправляющиеся единицы, но удержать их в узде не получится. А времени на раздумья почти не осталось: задача – не допустить катастрофического распада страны. Основой новой (гораздо большей, чем ныне!) страны должна стать цивилизация футурополисов. Цивилизация сильных, богатых и свободных людей.