Интересно про фашистов: пушки вместо масла
sapojnik — 26.08.2024 Я сегодня послушал по радио про какую-то очередную депутатшу, которая выступила в Думе с призывом... запретить в России курьеров и велосипедистов. Натурально! Обосновала тем, что в магазин, мол, человек и сам может сходить пешком - не барин, а всех этих "тунеядцев" на великах надо с великов ссадить - и отправить в принудительном порядке на военные заводы. Ей-богу, история РФ становится все больше и больше похожа на какой-то гнусный абсурдистский фарс. А тут вдруг прочитал про то, что в реальности происходило в жуткой гитлеровской Германии 30-х годов - и что-то мне это всё до боли напомнило..."...Я не думаю, что для кого-то это прозвучит откровением, но на всякий случай скажу ещё раз: немцы при национал-социализме жили бедно. Процветающей страной они могли показаться только жителям великого Советского Союза, где примерно в ту же эпоху натурально случился массовый голод со случаями людоедства. На таком фоне, конечно, и айнтопф (немецкое наваристое хлёбово из всего сразу в одном горшке - С.) будет выглядеть достижением.
Нацисты действительно решили вопрос безработицы, возникший из-за последствий Великой депрессии; причем поначалу в приоритете были гражданские проекты и субсидии частному сектору. Но затем все ресурсы стали доставаться военной промышленности в ущерб легкой; одновременно с этим государство ограничивало импорт, чтобы оставлять в стране драгоценную валюту. В итоге, например, немцы остались без текстиля – его производство было фактически убито госрегулированием и невозможностью импортировать сырье; иностранный текстиль в продаже был редок и дорог. А к концу тридцатых вместо безработицы страна испытывала дефицит кадров: все рабочие руки высосала оборонка (позже к ней подключится вермахт), поэтому государство сознательно разрушало частный сектор, выдавливая его работников на военные заводы; в марте 1939 года был принят позволявший закрывать мелкие предприятия, если их владельцы «не соответствовали личным и материальным требованиям, установленным государством». Ну и т.д., и т.п.; вы это знаете всё сами, не хотелось бы пересказывать по 100500-му разу тезис «Гитлеровская Германия была типичным социалистическим государством». Вернёмся к айнтопфу.
При нацистах немцы жили в условиях хронического дефицита продовольствия: потому что госрегуляции унд приоритет оборонки. Одним из следствий этого был феномен, известный в немецкой литературе как Fettlücke, т.е. дефицит жиров. Он существовал уже в момент прихода нацистов к власти и со временем лишь усугублялся: в 1936 году немецкое сельское хозяйство покрывало лишь 69% жира, требуемого для питания; остальное приходилось везти из-за границы. С жирами для промышленности всё было ещё хуже: в 1937-м 90% потребностей в них покрывали за счёт импорта. А поскольку доктрина звучала как «пушки вместо масла» (и никак не наоборот), то финал был предсказуем: немцам следовало меньше есть – и, конечно, есть меньше дорогого и дефицитного мяса. Отсюда и айнтопфы. Если брюкву и картошку хорошо проварить, да добавить крупы, морковки и «гороховой колбасы», то можно и без свининки обойтись.
Призывами к «разумному потреблению», «самоограничению» и «умеренности» было немедленно заполнено всё информационное пространство. Именно тогда немцам объяснили, что правильно есть не белую булку, а дешёвый полезный цельнозерновой хлеб, и намазывать на него по утрам надо не сливочное масло, а творог и мармелад. Легендарная поваренная книга Мэри Хан, изданная первый раз в 1912 году и ставшая Библией немецкой кухни, немедленно пополнилась новыми разделами: «Айнтопфные блюда» и «Использование остатков». В газетах и журналах рассказывали, как найти применение хлебным коркам, картофельным очисткам и скисшему молоку. Домохозяйкам напоминали, что самый немецкий фрукт – это яблоко, а желать бананов и прочих ананасов элементарно неприлично.
(Нетрудно догадаться, что современные призывы к тому же в Европе имеют под собой те же основания. В военные времена надлежит экономить, а страны включают режим автаркии, переходя с заморского газа и урана на родные ветер и солнце. И, конечно, совершенно неприлично становится есть авокадо. Есть же замечательные яблоки!
Рискну повторить ещё раз: в современности Гитлер бы абсолютно без шуток вступил бы в партию «Зелёных», потому что ничего ближе к покойной НСДАП в политическом пространстве ФРГ просто нет (Беглейта из Телеграма)
|
</> |