Рецензия на фильм "Серьёзный человек" (A Serious Man) 2009
s3tr0n — 19.07.2022Список совместных фильмов братьев Коэнов продолжает уменьшаться. В своём марафоне по их творчеству я добрался до странного фильма про злоключения еврея. Посмотрим, что он из себя представляет.
Жизнь Ларри Гопника далека от наслаждения. Он преподаёт физику в университете и способен исписать шесть досок математическими расчётами, чтобы показать, что формулами можно доказать и подтвердить всё что угодно. Однако его собственная жизнь полна непредсказуемых нелепостей, которые никто не может объяснить.
Его жена уходит от него к его лучшему другу. Его сын наказан за то, что слушает рок-н-ролл в еврейской школе. Его дочь крадёт у него деньги на пластическую операцию носа. Его кузен пишет книгу о нумерологии, проводя дни у Ларри на диване и тайком посещая сомнительные заведения. Его помешанный на оружии сосед претендует на его участок земли. Студент из Кореи пытается его подкупить и шантажировать одновременно. Университетский комитет собирается принять решение о его должности, но ситуацию усугубляют таинственные анонимные письма. Жена его соседа обожает загорать нагишом как раз в то время, когда Ларри пытается настроить телевизионную антенну на крыше. Если этого мало, то есть ещё доктор, который ждёт результатов его анализов.
Отхватив Оскар за "Старикам здесь не место", Коэны в этом фильме попросту наслаждались моментом и, словно, снимали фильм для себя. Здесь нет широко известных и легко узнаваемых актёром, здесь большую часть времени задаются риторические вопросы, на которые никто не утруждает себя отвечать, здесь много специфичных для еврейской религиозной общины ритуалов и терминов, которые для далёкого от этих вопросов зрителя покажутся сущей абракадаброй. Это совершенно не массовый фильм, но тем не менее он отлично удерживает внимание и интерес до самых титров.
Коэны словно взяли район проживания из собственного детства, наполненный пряничными домиками с большими гаражами, вокруг которых недостаточно деревьев. В этом мире Ларри Гопник искренне мечтает ощущать себя серьёзным и рациональным человеком, который делает правильные вещи. Но весь мир вокруг Ларри словно сговорился против него - каждый аспект жизни рассыпается у него в руках, а он продолжает упорно искать причину и совета. В этом фильме, как никогда прежде, Коэны затронули тему религии, причём религии еврейской, с сильным упором на традиции, терминологию и обряды. Коэны плавают в теме, как рыба в воде, тогда как от зрителя требуется либо аналогичная подготовка, либо молчаливое созерцание странных идей и образов. Делая упор на религии, Коэны по сути вводят в повествование бестелесного героя, представляющего духовный мир, которому противопоставляется рациональность и расчётливость Ларри Гопника. Можно ли прожить жизнь, основываясь на расчётах и математически выверенных утверждений? Можно ли прожить жизнь, отдавая всё на откуп высших сил? Коэны высказывают предположение, что истина где-то посередине.
Это один из тех фильмов, которые открывается специфическим прологом. Здесь это - небольшая зарисовка о семье евреев. Муж Велвл возвращается из поездки, продравшись через снежную бурю. Его жена Дора узнаёт у него чудесную историю спасения - у телеги отвалилось колесо, но пришедший на помощь старый знакомый - реб Трайтл Грошковер - помог ему. В благодарность Велвл пригласил приятеля к себе домой. Жена в шоке сообщает мужу, что реб Трайтл Грошковер умер 3 года назад, а встреченный мужем - ходячий мертвец, диббук, и, значит, их семья проклята. Спор прерывает стук в дверь, после которого в дом входит реб Трайтл Грошковер. Жена совершает единственное верное, по её мнению решение - проткнуть грудь гостя ножом для колки льда.
Этот пролог подтверждает основную мысль фильма - когда рациональное (помощь мужу с телегой) встречает духовное (вера в проклятие), правильное разрешение конфликта не может быть однополярным. Основной фильм также наполнен представителями еврейского общества, где рациональное сталкивается с мистическим. Ларри Гопник может исписать хоть все доски в классе своими формулами, но они не ответят на вопросы его жизни. Может быть давний предок Ларри пригласил диббука в свой дом, чем навлёк проклятие на дом Ларри?
Помимо эффектного обрезанного по краям пролога, можно также отметить любопытные сны главного героя, в которых ярче всего проявляется его призыв о помощи, которой он не может получить в жизни. Они словно откровения, разговаривают с Ларри на иносказательном языке, подсказывая правильные шаги или предостерегая от неверных.
За исключением предельно серьёзного "Старикам тут не место", Коэны всегда разбавляли повествование юмором. Юмор коэновских фильмов всегда был тонкой материей, которая невидимой нитью просачивалась в пространство кадра и дополняла эффектные ракурсы. Здесь же мы имеем дело с "якобы" серьёзным фильмом про буквально "Серьёзного человека", который тем не менее способен повеселить - та самая тонкая материя в этот раз прозрачнее вылизанного до блеска стекла, которое проносят рабочие через дорогу. Можно не заметить, пока не врежешься.
Майкл Стулбарг, сыгравший Ларри Гопника, не представляет его размазнёй или отчаянным лузером, который только и может что жаловаться и впадать в депрессию. Наоборот, Ларри наполнен надеждой и верой в то, что всё что происходит с ним, не должно с ним происходить. Он регулярно утверждает - "Я ведь ничего не делал!" и, возможно, в этом и кроется смысл его несчастий - в его бездействии. В игре Стулбарга чётко прослеживается искренность и незамутнённый интерес, а это дорогого стоит.
На втором плане можно выделить Фреда Меламеда в роли Сая Эйблмана, который излишне навязчиво пытается поговорить с Ларри первую половину фильма. Забавно, что у Меламеда на редкость узнаваемое лицо, ведь он регулярно светился в эпизодических сценах тех или иных фильмов и сериалов. Как результат, ты смотришь на него и повторяешь "где-то я его видел", а где именно не помнишь.
Ещё одно знакомое лицо это Саймон Хелберг в роли Рэббэ Скотта, который одним из первых даёт Ларри отстранённый совет, который лишь наполовину звучит идиотским. За пару лет до фильма - в 2007 году - стартовал сериал "Теория большого взрыва", где он исполнил роль физика Говарда Уолловица, тоже еврея, к слову.
"Серьёзный человек" странным образом балансирует между гениальностью и бредом. Превратности судьбы и неожиданные совпадения сплелись в плотный комок несчастий, пришедших на голову праведного семьянина, а главный вопрос заключает лишь в том, почему это происходит. Коэны философски предлагают отстраниться от самокопания и просто жить дальше. Может быть это и не самый плохой совет?
Другие фильмы братьев Коэнов:
Сатирическая комедия Коэнов про неудачный шантаж бывшего ЦРУ'ника
Оскароносная драма про охотника и жертву
Авантюрная комедия про ограбление казино и убийство старушки
Романтическая комедия про влюбившегося адвоката
Нео-нуарная драма братьев Коэнов про простого парикмахера
Вольный пересказ "Одиссеи" Гомера от братьев Коэн
Чёрная комедия братьев Коэнов про похищение жены в северном городке
Псевдобиографическая сатирическая рождественская сказка про изобретателя хула-хупа
Психологическая драма про творческий кризис
Гангстерская драма про любовный треугольник
Комедия братьев Коэнов про похищение младенца
Культовый фильм про Чувака и боулинг
Сборник баллад про Дикий запад
Комедия положений про похищение в Голливуде
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Авантюрная игра про ограбления
Сериал про ведьму и синтета в ситкоме
Анимэ про ведьму на метле, доставляющую посылки
Финская игра про машину времени со встроенным сериалом
Ромком про персонажа видеоигры
Летние приключения японских школьников, сражающихся с демонами в параллельном мире
Второй сезон про убийцу монстров с привязавшимся предназначением
Байопик про авторов сериала "Я люблю Люси"
Сиквел о похождениях рыжеволосой охотницы в футуристическом мире животнообразных роботов
Оскароносная драма про охотника и жертву
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.
|
</> |