Интересная Москва
ruslanviktorov — 22.07.2019Продолжаем гулять по Москве и смотреть ее достопримечательности и интересности. Для начала хочу рассказать про памятник, скульптурную композицию к которой я очень давно хотел попасть, проезжал мимо нее множество раз, но все никак не удавалось приехать и все пофотографировать. Но, что не сделаешь ради своих подписчиков? Стена скорби
"Стена скорби" - памятник жертвам политических репрессий, открытый в сквере на пересечении проспекта Академика Сахарова с Садовым кольцом 30 октября 2017 года.
Мемориал имеет внушительные размеры. Центральной его частью стала полукруглая бронзовая стена (35 метров длиной, 6 метров высотой) - двухсторонний барельеф, изображающий около 600 обезличенных человеческих фигур, устремлённых вверх и навсегда застывших в движении. Головы людей опущены вниз, а переплетающиеся тела сливаются в единый монолит; между их объёмных фигур в стене оставлено несколько арок в виде человеческих силуэтов, через которые можно пройти. По обе стороны от стены установлены бронзовые плиты, на которых на 22 языках высечено слово "Помни", а вокруг неё размещены несколько прожекторов, установленных на массивных гранитных столбах: ночью их лучи направлены в небо. Позади полукруглый монумент обрамляет подпорная стена, выложенная из гранитных плит, словно это вздыбленные скалы. Монолит стены символизирует трагедию человеческих судеб и вычеркнутых из жизни, словно их никогда не существовало, лиц. Такая композиция памятника призвана привлечь внимание к хрупкости человеческой жизни, уязвимой перед машиной репрессий, и предлагает осознать трагические последствия авторитаризма, чтобы не повторить трагедию прошлого в будущем.
Площадь вокруг мемориала выложена камнями из наиболее известных лагерей ГУЛАГа, мест массовых расстрелов и захоронений, областей и населённых пунктов, жители которых подвергались принудительной депортации. Среди них камни из Иркутска, Воркуты, Ухты, Башкирии, Хабаровского края, Псковской, Вологодской и Смоленской областей, Левашовской пустоши (Санкт-Петербург), Золотой горы (Челябинская область), Бутовского полигона (Московская область) - всего из 58 российских регионов.
Памятник хорошо вписан в окружение, которое тоже стало частью мемориала: расположенное позади него административное здание советских лет, серое и громоздкое, стало на его фоне живым символом власти и неповоротливости.
Впервые идея установить в Москве памятник жертвам репрессий возникла ещё в 1961 году и была выдвинута лично Никитой Хрущёвым в рамках программы борьбы с культом личности Сталина, однако, это не было реализовано. В советские годы памятник так и не был установлен; лишь в 1990 году при участии активистов общества "Мемориал" на Лубянской площади появился Соловецкий камень, которым город и ограничился. Между тем, заинтересованная общественность считала, что этого недостаточно.
В 2014 году проект программы по увековечиванию памяти жертв репрессий, которая предполагала в том числе и установку памятника; в тот же год было принято решение о его установке и выбрано место - сквер на пересечении проспекта Академика Сахарова с Садовой-Спасской улицей.
Автор проекта Георгий Франгулян. Общая стоимость строительства мемориала составила 460 миллионов рублей, из которых 300 миллионов было выделено из городского бюджета, а оставшиеся 160 предполагалось собрать народными пожертвованиями; однако, из пожертвований в итоге смогли собрать лишь 45 миллионов, и недостающую сумму также взял на себя город. Любопытно, что некоторые вместо денег жертвовали бронзу. Отливка бронзовых фигур велась в мастерской в подмосковных Химках, памятник доставляли на место установки по частям.
Мемориальный музей-квартира художника А. М. Васнецова по адресу Фурманный пер., 6. На доме помещена мемориальная доска: «В этом доме в 1903-1933 гг. жил и работал выдающийся русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов.» В тексте доски ошибка: сюда А.М. Васнецов переехал в квартиру № 21 только что отстроенного дома, а его начали строить в начале 1904 г. и закончили осенью. А.М. Васнецов в течение многих лет был членом комиссии «Старая Москва», её почётным председателем. „Многие задают мне вопрос: почему я занялся «Старой Москвой», - писал художник в автобиографических записках, - и так увлекся ею? На это трудно ответить. Может быть, потому, что я люблю все родное, народное... в жизни прошлого.” Широко известны картины Васнецова, живо рисующие облик и быт Москвы, написанные на основе долгих подготовительных работ, изучения старых планов, документов и исторических сочинений. В 1965 г. в бережно охраняемой квартире был открыт Мемориальный музей А.М. Васнецова.
Ул. Чаплыгина, 1/12 строение 1. Портрет Э.Т. Кренкеля и надпись: «В этом доме жил с 1930 по 1971 год известный полярный исследователь, Герой Советского Союза Эрнст Теодорович Кренкель».
Вы знали, что в Москве есть нефть? И ее до сих пор качают. И это не шутка.
Главное здание «Лукойл» на Сретенском бульваре. Очень интересно оформлен главный вход, где установлена небольшая модель нефтяного насоса. Посмотреть его можно правда только из далека.
Скульптура «Дерево сказок» — работа скульптора Зураба Церетели, стиль так сказать узнаваем.
Смешались в кучу кони, люди… а ещё богатыри, львы, царевны, избушки, петухи, коты и слоны – именно такое впечатление производит на многих скульптура «Дерево сказок». Детям нравится, а вот взрослые в шоке.
Памятник Чаплыгину в Москве установлен в 1960 г. рядом с домом ул. Чаплыгина, 1, в котором он жил: "Герой Социалистического Труда, академик Сергей Алексеевич Чаплыгин. 1869-1942". Автор памятника – скульптор З.М. Виленский.
Ещё в 1930-х гг. на этом месте стоял низенький деревянный дом, который называли "ларинским". По преданию, здесь "у Харитонья в переулке" жила Татьяна Ларина, приехав "на ярманку невест".
Сам Харитоний, вернее церковь Харитония Исповедника, будивший Татьяну "ранним звоном колоколов", стоял напротив её дома. Именно туда "смотрит" Чаплыгин. Впрочем, есть и другие претенденты именоваться домом Лариных. Например, дом Санти, который стоял на углу Б. Харитоньевского переулка и улицы Жуковского.
Долгое время вместо памятника Чаплыгину здесь был уютный скверик с большой круглой клумбой, окружённой скамейками. Летом в сквере сидели мамы с колясками, а зимой клумба превращалась в горку, на которой мальчишки играли в царя горы.
Мемориальная доска Алексию I
Установлена 5 декабря 2007 г. к 130-летию со дня его рождения по благословению Патриарха Алексия II. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Сергей Владимирович Симанский) родился и жил в этом доме с 9 ноября 1877 г. до 1883 г.
Барельеф «Все наши надежды покоятся на тех людях, которые сами себя кормят» на здании бывшей типографии Павла Павловича Рябушинского «Утро России» в Большом Путинковском переулке на доме номер 5. Барельеф появился на стене типографии в рамках ленинского плана монументальной пропаганды.
Это часть цитаты публициста и литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева из статьи «Посмотрим!», полностью мысль выглядит так: Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком. Это значит, что вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят и из которых действительно сформировались первые и постоянно формируются новые представители базаровского типа.
На сегодня все.
|
</> |