Инородцы с воодушевлением ехали на трудовые работы?
gusev_a_v — 24.11.2025
Летом 1916 года святой страстотерпец Николай II издал указ о привлечении инородцев на необходимые для обороны работы. В Российской империи инородцами называли не всех нерусских, а только народы азиатского происхождения.
Азиатские народы, в Российской империи конечно были, неполноправными поддаными, но при этом имели и свои преимущества: они, например, не призывались в армию.

Естественно, когда началась царская мобилизация кайсаков (казахов) и киргизов на тыловые работы, это породило недовольство и мятежи. Поскольку указанные мятежи возникали стихийно во главе одних из них встали националисты и исламисты, во главе других – революционно настроенные лидеры.
Впрочем, публика в России вообще и на Среднем Урале, в частности, почти ничего о событиях Среднеазиатского восстания 1916 года не знала. В июле регионы начали рапортовать о восторге и воодушевлении инородцев Сибири в связи с мобилизацией. Из Красноярска писали:
«Призванные по Высочайшему повелению для исполнения работ на фронте инородцы выражают полную готовность содействовать всеми силами успеху нашей армии в борьбе с врагом и охотно являются на сборные пункты».
Из Читы передавали:
«Повсеместно в Забайкалье производится прием свободных от воинской повинности бурят, тунгусов для тыловых работ в район действующей армии. Воодушевленные чувством долга перед Царем и Родиной и стремлением принести свою долю участия в общем деле, инородцы охотно идут на работы. Некоторые изъявляют готовность отбывать воинскую повинность, перечислившись в казаки».
Однако прием инородцев в казаки был затруднен законодательно. Поэтому Государь Император 9 октября 1916 года благоугодно было Высочайше соизволить изменить свое же Высочайшее повеление о мобилизации инородцев к тыловым работам. С октября 1916 года инородцев зачислять в казачьи части стало можно. Но…в казачье сословие их зачислять было запрещено. После увольнения из казачьих частей инородцы охотники (т.е. добровольцы) возвращались в «первобытное состояние»!!! (так в повелении царя) тотчас после приведения армии в мирный состав.
Понятно, что такая дикая дискриминация находила у азиатских народов мало сочувствия.
В августе через Екатеринбург пошли первые эшелоны с мобилизованными якутами и бурятами.
Корреспондент в статье «Инородческая русь» восторженно писал:
«На станцию Екатеринбург I за последнее время можно наблюдать интересное явление. Приходят специальные поезда с инородцами Сибири, мобилизованных на работы на передовых позициях. Едут, преимущественно, буряты и якуты. Типичные азиатские смуглые лица, характерный покрой одежды, широкие, подбитые ватой и шерстью халаты, тяжелая обувь из кожи и своеобразные головные уборы. Оторванные от широких степей Забайкалья, с берегов Селенги, Шилки и Онона или дальней тайги и тундры Якутской области инородцы проявляют однако полное равнодушие к новой обстановке. На станции Екатеринбург инородцы обедают. Как только огромный поезд из красных теплушек останавливается у платформы, казалось бы можно ожидать больше суеты. Однако этого нет. Инородцы выходят из вагонов спокойно, сбиваются в группы и уже группами идут куда им указывают. В каждой группе есть говорящий по-русски, остальные, хотя и говорят, но с грехом пополам. Есть и совсем не говорящие по-русски. Крепкие здоровые люди. Куда едут, зачем едут, прекрасно понимают.
«Нельзя дома сидеть. Царь воюет с германцем, надо подсоблять, работать будем», — говорят некоторые, вытягивая крепкие мускулистые руки. «лошади нет», — говорит один степняк, бурят с Селенги и в глазах его мелькает какое-то сожаление, сразу видно, что ему вспомнилось раздолье и приволье родной степи, улус и его маленький но выносливый коняка-степняк. Буряты в большинстве развитые люди, сознательно относящиеся ко всему окружающему. Но религия наложила на них печать индифференции (безразличия, — прим. Уральского историка). Впрочем, если разговоришься с ними, то они задают массу вопросов. Якуты в большинстве – христиане, более подвижны, пускаются в разговоры на ломанном русском языке, выказывая большую наивность. Поезда с инородцами окружены массой любопытствующих».
Однако вслед за сибирскими инородцами вскоре через Екатеринбург пошли поезда из Средней Азии и ситуация осложнилась – вместе с ними ехали южные, обычные в тех краях инфекции.
Городская врачебно-санитарная комиссия Екатеринбурга была вынуждена обратиться в городскую управу с просьбой организовать размещение прибывающих в бараках близ станции, а также в здании земской психиатрической лечебницы за городом по Сибирскому тракту (т.н. Агафуровские дачи, — прим. «Уральского историка»), а размещения их в центре города – не допускать…
В годы Великой Отечественной войны по прибытию трудармейцев из Средней Азии некоторые проблемы были схожими. Причем размещение их и труд происходил в куда более тяжелых материальных условиях – в годы Великой Отечественной войны мобилизация была тотальной. Но, было и ещё одно отличие: все народы Советского Союза в ту пору (по крайней мере юридически) были равны.
Трудно представить, чтобы в Средней Азии на третий год войны, как в 1916-м вспыхнуло восстание. Наоборот: Средняя Азия и Казахстан приняла огромное количество эвакуированных самых разных национальностей Советского Союза. Семьи в Казахстане и других республиках Средней Азии усыновили большое количество русских, белорусских, украинских сирот.
Отношение современных историков тоже к тем событиям разное: если страдания трудармейцев из Средней Азии от сталинского режима описаны в тысячах работ, то трудовая мобилизация царя-батюшки вспоминается современными историками почти исключительно в связи со Среднеазиатским восстанием.
Для сведения
По мнению автора в сегодняшней России не существует социалистических, а уж тем более, коммунистических партий и движений. Поэтому объективный взгляд историка на советское прошлое - никакого отношения к пропаганде КПРФ и прочих буржуазных партий, паразитирующих на советском наследии, не имеет. Читайте "Историю Урала" на сайте перво.инфо. Будьте честными с самими собой.
Как выбрать обувь Терволина
Просто анекдот
Сходство тюркских языков
Война между НАТО и Россией может начаться до 2029 года
Это что - всерьёз?..
Теперь он есть.
Щетки и бабы - доведут до витаминов...
Вакцинация. О достоверности информации в социальных сетях
Красавцы

