иногда

я вообще не люблю фотографироваться. прямо пытка. я смеюсь - как к зубному сходить. когда я работала артисткой - приходилось. но я ушла с работы. мне теперь за это деньги не платят. значит зачем?
так вот, почитала-почитала. и жаль, что многие статьи даже не упоминают что я работала в театре. это по-настоящему обидно, потому что театр с 17 лет составлял огромную часть моей жизни.
я действительно служила - как принято. это очень сложно. это высшей пилотаж. сегодня практически исчезающая профессия - артист репертуарного театра. себе не принадлежишь. ты ничего не решаешь - ты всегда должен согласовывать свой внешний вид, ты должен быть всегда в "узаконенной" физической форме. тебе выдают строгое расписание. ты узнаешь его за месяц. помимо того, тебя могут вызвать внезапно, театр всегда должен знать где ты. и в течении часа по вызову ты должен быть на работе. ты занят почти каждый день. нередко с 10 утра и до 11 вечера. опаздывать нельзя. и так годами. ты не можешь заболеть. никогда. (правда, на сцене лучше становится. даже в лихорадке температура падает до нормальной. проверено поколениями). и ты не можешь взять отпуск за свой счет. не можешь проводить вечера с друзьями и семьей. не можешь поспать на выходных, потому что у тебя в день может быть и четыре спектакля. ты круглосуточно работаешь. постоянно учишь роли, думаешь о них, мучаешься иногда просто страшно, если не можешь найти нужный образ. рыдаешь! перед премьерой по театру страшные истерики. некоторым артисткам вызывают скорую.
и ты каждый день находишься в высочайшем нервном возбуждении. ловишь вокруг себя любые сигналы. тебе все важно. всё! день - это твоя копилка. ты должен собрать много всяких драгоценностей - впечатлений. плохих и хороших. самых разных. тебе их вечером нужно зрителю отдать. ты их перебираешь во время спектакля и, действительно, меняешь свое настроение - играешь. раздаешь достоверности.
а если ты уже приличный артист, то имеешь право обратиться к дирекции. тогда примерно за полгода, за четыре месяца - очень заранее, но можно попросить что-то изменить в твоем расписании. например, тебе нужно на съемки в другой город. и Театр сразу встает на дыбы. по коридорам носится шепот. гигантская машина должна попробовать развернуться в твою сторону. примерно 150 человек имеет по этому поводу мнение. от костюмера, до главного режиссера. монтировщики тоже кстати переживают. всегда важно какой у них состав - перестановка декораций совершается командой бойких и обязательно умелых (!) ребят. они тоже "знают" спектакль. и от них иногда жизнь зависит на сцене. в прямом смысле. штанкет не вовремя опустят, наедут декорацией в темноте, неловко дернут пандус когда ты на нем стоишь. и все. так что на каждом спектакле свои ребята. и вот все выражают свое мнение.
организм!
прекрасный в своей переливчивости, слаженности. и механизм тоже. волшебный завод, пропахший пудрой и лаком для волос. с тысячами дверей и тайных дверок. бархатных штор, бархатных трехметровых ширм, бесконечных занавесей. звук его цехов нужно гасить, чтобы он не долетал до зрителя, поэтому театр укутан тканями. и в нем всегда вечер. окна в гримерках за плотными шторами. только направленный в лицо теплый электрический свет. и кругом зеркала. это необходимо для выработки "творческого самочувствия". у тебя тут "всегда". и ты как собака Павлова уже реагируешь на звонки. по третьему и вдохновение должно явится. и ты все время слушаешь - у тебя постоянный объект внимания - радио. со сцены всегда идет трансляция. там или ставят или убирают декорации - тогда через нее ходить нельзя. или репетируют. тогда можно, но очень осторожно. или спектакль идет. и главное - твой мозг нацелен на определенную реплику. и ты можешь болтать, читать, пить кофе, рассматривать себя в зеркало. но вдруг встаешь - по своей реплике - и идешь длинным переходом к сцене. спускаешься по лестнице. на пути две остановки у зеркал. а потом стоять уже за кулисами и ждать свою следующую реплику, по которой ты выходишь к зрителю.
особый эффект зимой. за кулисами холодно! в морозы - как на улице, еще и дует. у нас за кулисами располагался "карман для декораций", он выходил со сцены огромными воротами прямо на улицу. удобно для гастролей, но зимой очень холодно. и стоит сделать шаг, как ты под мощными софитами, зал дышит и скоро тебе жарко так, что тяжелый грим начинает стекать по твоему лицу...
и да, артист всем говорит Вы. актеры только между собой и если только ровесники, могут тыкать. а еще актер не имеет правда подходить к телефону после 17:45. это время явки на спектакль. но почти никто не приходит в 17:45. часто до спектакля распевка или танцевальная репетиция. и даже если нет - нужно настроится. даже перед тем как идти на грим и вызвать костюмеров. вести из реального мира могут быть разные. они могут вызвать ненужное перед спектаклем волнение.
я считаю что работала с 1990 года по 2001.
еще студентами, конечно, мы были уже массовка. нам уже дали гримерки. костюмы нам шили. примерки. и даже массовкой стать непросто. актеров первый курс учат целый год - исполнять коллективные действия. а первая моя роль в Пушке - эльф из свиты Титании. и у меня есть два слова: - я здесь!) уходила я из театра уже с главной роли спектакля "Сон в Летную ночь", уже в роли Гермии. прекрасной девы совершившей побег за возлюбленным. Шекспир хорош! не устаешь им наслаждаться. вот например в этом спектакле я играла 9 лет. год в Америке и год с детенышем нужно вычесть.
я была что называется - репертуарной артисткой. то есть незаменимая. только в двух спектаклях у меня второй состав был. и на мне все спектакли малой сцены. болеть реально нельзя. ну в принципе ты и не болеешь. в голову не придет. плохо? за кулисой бригада скорой. сделают укольчик и дальше к зрителю. у меня один раз гипертонический криз случился прямо в середине утреннего представления. мне и так нехорошо. а тут Дубровский закружил Машу в вальсе... он меня практически в бессознательном состоянии вынес за кулисы и я успела шепнуть помощнику режиссера - "воды". что мне плохо это было очевидно. я теряла сознание. вызвали скорую и как только я закончила сцену мне вкатили чего-то и я дальше играть пошла. до конца дожила. потом уж конечно в больницу.
театр! сколько переживаний! нет. он не оставляет тебе ничего больше. забирает тебя целиком. забавно! а ведь я ни разу не вспомнила об аплодисментах, поклонах! а ведь это тоже очень важно. да ведь это единственное что у актера есть. больше ничего не остается от всего того, что ты творил в тот вечер. это единственная награда за отданную жизнь. потом даже вон - ни одна газетенка не упомянет. и каждый чутко прислушивается к залу. ревнует, если кому-то хлопают громче. переживает. радуется если его работа понравилась. и можно ночь не спать после неудачного спектакля. а можно не спать после удачного! летать как эльф до самого утра. у меня иногда оставалось столько силы, что я приезжала в компании и вещала. если зритель доволен - он очень щедр! он дарит тебе море энергии. океан!
вот этот десерт артист хочет получать и сегодня. но служить? больше нет. очень мало осталось театров, где труппа держится. берегите их! ходите к ним :)
и если вы читаете - работает в репертуарном театре - знайте, это по-настоящему крутой чел! вот он и есть артист. остальные притворяются.
|
</> |