Информационный мусор
proboknet — 19.11.2013 Все мы ежедневно сталкиваемся с визуальным мусором на улицах наших городов. Это гигантские вывески различных компаний, названия магазинов в полдома и реклама, реклама, реклама, как законная, так и нет. Но сейчас затронем тему избыточной информации в транспортной сфере. Речь пойдет о дорожных знаках. Как это часто бывает в нашей стране, проблема не одна, а две: дорожных знаков много и они большого размера. Вот, например, недавно отреконструированная Большая Дмитровка:Очевидно, многие уже настолько привыкли к знакам, что не видят тут никакой проблемы. А ведь на протяжении всего 50 метров повешено аж 10 дорожных знаков (все по ГОСТу). Для того чтобы увидеть проблему, надо сравнить Большую Дмитровку с аналогичной улицей где-нибудь в в другой стране. Например, такие же односторонние улицы в Лондоне и Сингапуре не имеют ни одного знака, даже обозначающего пешеходный переход! И ничего, люди как-то без них обходятся.
Лондон:
Сингапур:
На Большой Дмитровке зачем-то налепили знаки "пешеходный переход", хотя, очевидно, что одну полосу движения люди будут переходить в удобном для них месте, а не идти к зебре 200 метров.
Еще одна группа знаков, без которых можно легко обойтись - это знаки, обозначающие парковку. В Европе место для стоянки автомобилей принято обозначать разметкой. В случае крайней необходимости вешается один небольшой информационный стенд. Что у нас творится? На каждом фонарном столбе висит по паре знаков.
редкий знак о парковке в Лондоне
"Парад знаков" в Москве, где столбов для них уже давно не хватает, и приходится ставить отдельные шесты.
Напротив, есть случаи, когда второй и третий знак надо поставить, но этого не делается. Например, улица Борисовские Пруды, где на всей ее протяженности введено ограничение скорости в 40 км/ч. Но знаки об этом сообщают только в начале. В результате, через 100-200 метров водители начинают набирать скорость, полагая, что знак "40" забыли убрать ремонтники (так у нас регулярно случается). А потом им приходит штраф за езду со скоростью 62 км/ч. Можно было бы обвинить автомобилистов в невнимательности, и решить, что они справедливо наказаны. Но тут, как говорится: вам шашечки, или ехать? Ведь ограничение скорости на Борисовских прудах введено не случайно, а из-за большого количество пешеходов, переходящих данную улицу. А они вынуждены подвергаться повышенному риску из-за нехватки знаков.
После введения платной парковки в центре, помимо привычных знаков появились гигантские информационные стенды с описанием всех возможных способов оплаты. Причем, висят они на уровне лиц пешеходов, то есть люди вынуждены еще и "кланяться" почти каждому информационному стенду.
Как уже сказано раньше, знаки лепят через каждые 10-15 метров. В случае узких тротуаров, знаки принято ставить ровно по центру прохода.
После обсуждения большого количества дорожных знаков на наших улицах, стоит перейти к их размеру. Он огромен. Диаметр круглых знаков, которыми завешаны наши города, составляет 70 сантиметров.
То что размер знака слишком избыточен для города, хорошо видно при сравнении с размером сигнала светофора. Он меньше в несколько раз, но его все равно отлично видно. Значит и знак легко можно уменьшить до аналогичных размеров.
Никаких проблем с читаемостью знака не возникнет. В Израиле вместо одного большого знака вешают два поменьше.
Тель-Авив
В Великобритании знаки на светофорах совсем маленькие, но никаких проблем с видимостью не возникает. Обратите внимание на количество светофоров на маленьком перекрестке.
Лондон
В Москве, напротив, очень заметные знаки и очень незаметные светофоры. Сравните теперь Нью-Йорк и нашу столицу.
Probok.net уже разработал концепцию реконструкции перекрестка Моховой и Тверской, которая позволит, сохранив рядность на улицах, вернуть наземные пешеходные переходы, а новый островок безопасности будет служить разделителем потоков с Моховой прямо и налево. Множество знаков, описывающих движение по полосам, можно будет выкинуть за ненадобностью.
Но вернемся к знакам. Чтобы повесить такое большое их количество, которое есть сейчас, всю Москву опутали в растяжках, а тротуары заставили шестами. Все это ужасно портит вид нашей столицы, превращая ее из красивейшего города в черт знает что. Причина такой ситуации - ГОСТы, которые призваны регламентировать любое действие населения. Там же описаны и размеры знаков. Например, для привычных нам знаков круглой формы существуют 4 размера, с величиной диаметра 60, 70, 90 сантиметров и даже 1.2 м. Но, наверное, 95% всех круглых знаков имеют один диаметр: 70 сантиметров. Такой размер хорош для шоссейных дорог с разрешенной скоростью 90 км/ч, но не для города, где скорости значительно ниже. Но даже знаки с разрешенным диаметром 60 сантиметров, вы практически нигде в нашей стране не увидите.
Зато можно заметить миграцию очень больших знаков с автомагистралей на улицы города. Например, меня очень "восхищают" знаки "препятствие" на наших улицах:
Хотя в городах в них нет никакой необходимости:
Сингапур
Вот еще одни знак пришедший в город с загородного шоссе (размер в комментариях не нуждается):
В то время, когда во всем стараются уменьшить размер и количество дорожных знаков в городах, у нас происходит все с точностью до наоборот. Например, для знаков 3.27-3.30 (стоянка и остановка запрещена) ГОСТ разрешает уменьшить диаметр до 25 см. Но вместо этого размер наоборот увеличивают:
Размеры знаков и их большое количество уродуют наши города. Причем, больше всего от этого страдают Москва и Питер. Во-первых, в двух столицах сосредоточено наибольшее количество исторических зданий, которые надо показывать туристам, а не закрывать информационным мусором. А, во-вторых, в крупных городах больше финансов, а значит, у дорожных служб имеется большее количество денег, чтобы повесить еще больше знаков. Некоторые из них зачем-то вешают по несколько раза с интервалом в 10 метров.
В связи со сложившийся ситуацией, Probok.net готовит поправки в ГОСТ, регламентирующие размер и места установки знаков. На улицах городов необходимо ограничить размер знаков (для круглых установить максимальный диаметр 25 сантиметров, а для квадратных длина сторон должна быть 25 сантиметров). Как показывает зарубежный опыт - этого более чем достаточно.
UPD: Все вышесказанное, естественно, относится к небольшим улицам, а не к магистралям типа МКАД или Ленинградки.