Индийская центрифуга: куда приведут страну сепаратисты и их спонсоры

топ 100 блогов александр тимофеев — 29.11.2011

 Предлагаю Вашему вниманию материал, который был подготовлен для газеты «Служу Отечеству» (интернет-версия издания будет доступна к концу года)

Как показывает анализ развития ситуации в Индии в последние годы, в этой стране отмечается усиление тенденций этнического и религиозного сепаратизма, дальнейшее развитие которых может создать угрозу не только раскола государства, но и дестабилизации обстановки в регионе.

Сепаратизм в Индии имеет глубокие исторические корни, ведь само по себе это государство как единая политическая единица появилось благодаря тому, что английские колонизаторы, столкнувшись с усилением движения за независимость Индии (возглавляемого Индийским национальным конгрессом), разделили так называемую «Британскую Индию» на две части: мусульманскую и индуистскую, в результате чего на карте появились Индия и Пакистан, которые сначала являлись британскими доминионами. Но при этом раздел был крайне несовершенен: Пакистан представлял собой две несвязанные части – Западный (это именно та территория, которую сейчас занимает Пакистан) и Восточный (в 1971 году эта территория, благодаря поддержке Индии, получила независимость и стала государством Бангладеш).

И все бы ничего, но стоит вспомнить, что в те давние времена британского владычества в этом регионе были и еще два государства, которые формально считались независимыми. Это Хайдарабад, а также Джамму и Кашмир. Уникальность этих «почивших в бозе» государств была в том, что основную часть населения Хайдарабада составляли индуисты, а управляли страной мусульмане, тогда как в Джамму и Кашмире большинство населения исповедовало ислам, но было вынуждено подчиняться индуистским властям. Естественно, между Индией и Пакистаном возник острый конфликт за присоединение к себе этих территорий.

С Хайдарабадом получилось проще – это был, по сути, анклав внутри Индии, который был вынужден войти в Индийский союз, а затем вообще перестал существовать как самостоятельная административная единица - его территорию поделили между разными индийскими штатами. С Джамму и Кашмиром оказалось гораздо сложнее – Пакистан, желающий присоединить эти территории себе, не просто поддержал единоверцев-мусульман, но и оказал им реальную военную помощь в борьбе против «индийских захватчиков». В итоге, здесь появилась демаркационная линия, поделившая Джамму и Кашмир на две части. Но как Индия, так и Пакистан не согласны с таким делением, считая, что им по праву должна принадлежать вся территория, а не ее часть. И проблема эта не решена до сих пор, периодически обостряясь и приводя к терактам и вспышкам насилия. Достаточно вспомнить, что произошедший в ноябре 2008 года катастрофический теракт в Мумбаи (Бомбей) был организован группой «Лашкар-и-Тайба», выступающей за независимость Кашмира и присоединение к Пакистану.

Но Джамму и Кашмир – всего лишь звено в цепочке индийских проблем. А проблем этих еще немало. Стоит, например, вспомнить о движении сикхов. Все мы, конечно, помним великолепный роман Жюля Верна о капитане Немо, который помогал сикхам в их борьбе против британских колонизаторов. Сейчас капитана Немо нет, но его роль пытаются взять на себя международные террористические организации и, как утверждают индийские власти, спецслужбы все того же Пакистана.

Собственно, если отвлечься от истории колонизации Индии, то можно утверждать, что сикхский сепаратизм как современное явление заявил о себе в 80-х годах 20 века в штате Пенджаб. Этот штат с 1966 года стал образованием, в котором преобладала одна конфессия и одна национальность – сикхи, что стало возможным благодаря вопиющей ошибке индийских властей, которые выделили из Пенджаба территорию нового штата Харьяна, где как раз почти не было сикхов. Власти Индии надеялись таким образом умиротворить сикхов, но эффект получился обратный – сепаратистские настроения только усилились. Итогом стали громкие события штурма в 1984 году главной святыни сикхов Золотого храма в Амритсаре, где укрылись террористы, федеральными войсками и последовавшее через 4 месяца убийство премьер-министра Индии Индиры Ганди. Ее убили собственные охранники – они были сикхами и доказали, что никакая государственная присяга не может сравниться с истинной религиозной верой.

После этих событий индийские спецслужбы взялись за разгром сикхских сепаратистов, в результате чего активность последних резко упала. Но в последнее время появились основания для беспокойства – выросло новое поколение, представители которого активно поддерживают контакты с различными экстремистскими группировками и международными террористическими организациями. Они готовятся к масштабным акциям и при этом тщательно отслеживают ситуацию в стране – расчет делается на то, чтобы ударить в тот момент, когда аналогичные действия предпримут и другие сепаратисты в других районах, чтобы достичь максимального эффекта. Рассчитывают сикхи не только на сепаратистов из Кашмира, есть в Индии еще немало районов, в которых действуют сепаратистские организации.

В частности, нельзя не упомянуть об Ассаме. Этот северо-восточный штат Индии отделен от нее узенькой полоской, проходящей между Непалом и Бангладеш. Собственно, ранее вся эта территория называлась Ассамом, но была разделена по окончании британского владычества. Индийские власти, столкнувшись с напором сепаратистских настроений, пошли на выделение из состава Ассама пограничных штатов Нагаленд, Манипур, Мизорам, Трипура и Мегхалая, но это почти никак не повлияло на активность сепаратистов, стремящихся к полной независимости от Индии и создающих «партизанские отряды», представляющие собой, по сути, террористические ячейки. Наиболее серьезная группировка существует в самом Ассаме – это «Объединённый фронт освобождения Ассама», который взаимодействует с мелкими организациями в пяти вышеуказанных штатах и оказывает им помощь.

Еще одна проблема Индии – дравидский сепаратизм. На юге страны издревле проживают народы этой группы (тамилы, андхра, каннара, малаяли и т.д.), которые являются индуистами, но имеют свою, более раннюю государственную историю, чем индоарийцы. Южная часть Индостана вошла в состав Индии только после того, как на полуострове установилось владычество британцев. Естественно, что после обретения Индией независимости на юге расцвели сепаратистские движения, стремящиеся «восстановить историческую справедливость».

Современные сепаратисты выступают за создание федеративного Дравидского государства в южной части Индии. Наибольшую активность проявляют тамилы – самый развитый дравидский народ. Индийские тамилы всегда помогали своим собратьям из организации «Тигры освобождения Тамил-Илама», базирующейся на Шри-Ланке. Индийские власти, узревшие в «Тиграх» угрозу самим себе, помогли Шри-Ланке разгромить это движение, но эти действия аукнулись самой индии – в 1991 году тамилы отомстили убийством премьер-министра Индии Раджива Ганди (сына Индиры Ганди). Сейчас официально считается, что «Тигры освобождения Тамил-Илама» не существуют, но в действительности они просто изменили тактику. Теперь они не планируют мелких акций, они копят силы, внедряют своих людей в силовые и властные структуры и разрабатывают стратегию дальнейших действий, координируя ее с представителями других сепаратистских движений. Экстремисты из Кашмира, Ассама и из южных районов не просто общаются, они обмениваются опытом и строят единые планы. У них есть общая цель – обрести независимость от Индии, и для достижения этой цели они готовы взаимодействовать с кем угодно.

Но вариантов взаимодействия с внешними силами немного. По сути, это Пакистан, США и Китай. О Пакистане уже упоминалось – Исламабад очень хочет получить полностью Джамму и Кашмир и будет не прочь прихватить попутно еще чего-нибудь. Но Пакистан сейчас и сам является мишенью – американские стратеги хотели бы разделить эту страну в угоду реализации плана «Большой Ближний Восток», предполагающего глобальную перекройку политической карты мира от Африки до Китая. И насчет Индии у Вашингтона есть свои виды – в рамках одного из вариантов проекта «Большой Ближний Восток» разработан так называемый проект «Халифат», предполагающий образование исламской федерации на базе панисламизма или панарабизма (последнее – с Ираном, поскольку в первом варианте он исключается как шиитская страна). В этом плане, по сути, нет ничего нового – это всего лишь восстановление Кушанской империи, которая когда-то включала в себя почти 25% территории современной Индии.

Но есть и еще одна сторона, которая может сильно влиять на ситуацию в Индии и планы любой страны в отношении этого государства. Речь идет о Китае. Пекин и Нью-Дели конфликтуют практически с самого обретения Индией независимости из-за двух пограничных индийских штатов. Китай претендует на Аруначал-Прадеш, считая эту территорию исконно своей (раньше это признавал и СССР), а также на все тот же Джамму и Кашмир. И, к слову, часть территории этих штатов действительно находится под китайским контролем – Пекин захватил их и разместил здесь свои войска.

Соответственно, многие сепаратистские движения в Индии получают поддержку со стороны КНР и базируются на маоистских позициях. Они, конечно, на словах критикуют Пекин за отход от идей Мао и проведение «оппортунистской» политики, но это всего лишь ширма. В действительности у сепаратистских движений просто нет выбора – они могут получить помощь лишь с двух сторон: от США или Китая. Пакистан, по сути, не принимается во внимание, поскольку эта страна мечется между Пекином и Вашингтоном.

В этих условиях у Нью-Дели есть лишь один путь – активизировать свою внешнюю политику, диверсифицируя внешние связи и избегая чрезмерной ориентации на кого-то из партнеров, одновременно прилагая максимум усилий для нормализации отношений с Пекином и Исламабадом. Китаю и Пакистану не нужна дестабилизация ситуации в Индии по американскому сценарию, поскольку это угрожает им самим и всему региону. И точно так же это не нужно России. Поэтому сейчас как раз самое время всем заинтересованным сторонам приступить выстраиванию системы настоящего мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества. А нашей стране, с учетом сложных отношений в треугольнике Индия-Китай-Пакистан, стоило бы взять на себя координирующую роль и приложить максимум усилий для нормализации отношений между странами, ситуация в которых может непосредственно отразиться на интересах РФ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Добрый день)) многие вчера были очень близки с разгадке. Шарф будет называть не просто "туман", а "рыбы Туман" - тёплый, сдержанный по цвету, элегантный, возможно немного строгий, но на мой взгляд, всё-таки очень универсальный шарф. Почему именно ...
просто борьба за сохранение этого ресурса . Борьба за то, чтобы это весьма короткое время не было съедено теми активностями, которые вам не нужны, не дороги, но которые, тем не менее, съедают именно из  него. Для этого требуется искусство и ловкость - отбивать ерунду. И включать ...
С некоторых пор я полюбила горький шоколад.  Микроскопический горький квадратик к чашечке горького кофе -  я себя за что-то наказываю? Вчера вдруг разговорились на тему шоколада. Причиной тому послужил купленный за смехотворную цену горький шоколад в одном дискаунте. Оказалс ...
Есть такое сочетание слов «восстание масс». Про то, как пошлость в 20 веке начинает и выигрывает, как простое побеждает сложное, глупое побеждает умное, а слабое – сильное. Но помилуйте, как такое вообще возможно? Человек, хоть раз поработавший в ...
Я смотрю, от мельдония и бомбит ярче, и выхлоп дымнее. Вот комментатор вчера пишет: «Мельдоний к вашему сведенью это не доппинг а лекарство.Его матери моей прописывали для сосудов». …Да хоть от запора! Это химия, которую спортсменам употреблять нельзя. Для чего вашей мамаше его ...