
Имя (Le prénom) и Короли интриги (El Cuento de las Comadrejas). Два фильма.

Имя (Le prénom), 2012, Франция, Бельгия

Девиз (или слоган, как теперь говорят) подобных фильмов – не буди лихо, пока оно тихо. Я процитирую текст с одного сайта: Лихо – в мифологии восточных славян комплексная аллегория неблагоприятного стечения обстоятельств, основанного на человеческих проступках. Лихо – это дух зла, который активизируется только тогда, когда сам человек поступает неправильно, говорит лишнее или делает что-то вразрез с установленными Родом традициями. Ведь, по легендам, Лихо само по себе никогда не нападет, оно лишь отвечает на сторонние воздействия. Можно привлечь к ответственности и демонов, больших любителей человеческих душ, которые до поры до времени таятся под оболочкой культуры, этикета, привычных норм поведения, пока однажды в защите не возникает прореха – и тогда они вырываются на волю, круша всё вокруг. И разлетаются с треском культурные оболочки, рвутся многолетние связи, близкие друзья становятся врагами.
Это слишком громкое предисловие к отзыву, в фильме всё намного мягче, но, тем не менее... Дело было вечером, в одной из парижских квартир собирается компания близких людей: муж с женой, брат жены, к которому с минуты на минуту должна подтянуться беременная жена, а также общий для всех друг детства. Идёт непринуждённая болтовня, шуточки-прибауточки, и вот брату хозяйки, готовящемуся стать отцом, задают простой вопрос – а как вы назовёте сына? Ответ был настолько неожиданным, что поверг в изумление не только присутствующих, но и меня, хотя я, зная, из-за чего разгорится сыр-бор, строил разные предположения насчёт имени. Выбор оказался неожиданным, такого я не ожидал. Но я человек посторонний, мне то что, как кто-то там порой в Париже выпендривается насчёт имени своего ребёнка. А вот люди на экране приняли всё близко к сердцу, и, в результате, до сего момента прочное здание дружбы и любви начало трещать по швам.
Не понравилась только одна сюжетная линия, связанная с тромбонистом, но она появляется в самом конце, ближе к финалу, и лишь слегка подпортила общую оценку. Поэтому пять с минусом.
Короли интриги (El Cuento de las Comadrejas), 2019, Аргентина, Испания

В небольшом, но уютном особняке, в отдалении от Буэнос-Айреса живёт некогда знаменитая актриса, а также её муж, прикованный к коляске, и два бывших работника кинематографического цеха – режиссёр и сценарист. Компания живёт на средства актрисы, что даёт ей основания, приходя в дурное расположение духа, называть сладкую парочку (сценариста и режиссёра) приживалами. Но, в целом, всё идёт по накатанной колее и, кажется, ничто не сможет помешать старым друзьям так и закончить свои дни в тишине и относительном покое. Но когда кажется, знающие люди рекомендуют креститься. Через некоторое время у них появляются гости – молодой человек и его столь же молодая помощница. Их задача проста – выкупить дом и построить на этом месте целый комплекс чего-то, а задача престарелых друзей - свою крепость отстоять. Мудрая старость против энергичной молодости. Битва началась, а кто победил, я вам не скажу.
Здесь, как и в первом случае, финал мне не понравился. Он, вроде бы, сделан с выдумкой, но именно вроде бы. Не любой выброс фантазии может доставить удовольствие, особенно выброс в такой форме. Но это всего минут десять, а вот середина ленты, когда все персонажи оказались представленными зрителю, выглядит очень прилично. Я бы назвал фильм (большую его часть) изящным и лёгким, если бы не завершающая сцена. Хотя, есть зрители, которые называют её блестящей. Сколько людей, столько и мнений.
==========