Техника | Обзор FUJIFILM X10
fujifilmpro — 18.05.2012Выглядит FUJIFILM X10 очень солидно. Как и его "старший брат" FUJIFILM X100 — в ретро-стиле:
Всё такое металлическое, основательное, все детальки сделаны с тщательно и подогнаны аккуратно. Ощущение качественной и дорогой вещи. В первое время, правда, было подозрение, что из-за своего металлического корпуса камера будет выскальзывать, но оно не оправдалось. X10 хорошо лежит в руке:
Правда, эргономика не без огрехов, на мой взгляд (об этом расскажу отдельно). Но управление в целом понятное и удобное. Главные кнопки и крутилки на своих местах и работают чётко:
X10, помимо привычного для цифровых камер экрана на задней панели, ещё оснащена оптическим видоискателем, про него тоже скажу пару слов ниже.
Остальные важные для фотографов характеристики фотоаппарата выглядят так:
- сенсор: 2/3-inch EXR CMOS, кроп-фактор 4
- разрешение: 12 мегапикселей, размер кадра: 4000 x 3000 пикселей
- чувствительность: ISO 100 - 3200, расширяется до 12800
- несменный объектив, фокусное расстояние: 7.1-28.4 mm (28-112 мм в 35-мм эквиваленте), диафрагма: f/2.0-2.8
- TFT дисплей, размер: 2.8", разрешение: 460.000 пикселей
- оптический видоискатель, поле зрения: 85%
- серийная съёмка: до 10 кадров в секунду
- съёмка видео: 1920 x 1080 пикселей или 1280 x 720 пикселей или 640 x 480 пикселей; 30 кадров в секунду; стереозвук
- эмуляция плёнок: PROVIA, Velvia, ASTIA, MONOCHROME
- EXR-режимы: EXR Auto, Resolution priority, High ISO & Low noise priority, Dynamic range priority
- возможность съёмки в RAW
А снимает эта камера так:
ISO 800 | 28.4mm | f/2.8 | 1/18 | утренний сумрак
ISO 800 | 7.1mm | f/2.0 | 1/45 | утренний сумрак
ISO 200 | 7.1mm | f/2.2 | 1/80 | обледенелая гирлянда
ISO 400 | 14.8mm | f/2.5 | 1/550 | прекрасная Маша
ISO 500 | 7.1mm | f/2.0 | 1/80 | люди на Болотной
ISO 160 | 7.1mm | f/2.0 | 1/80 | люди на Болотной
ISO 400 | 28.4mm | f/2.8 | 1/60 | смешанный свет
ISO 2500 | 12.2mm | f/2.8 | 1/50 | ночью
ISO 1600 | 28.4mm | f/2.8 | 1/80 | в естественном свете от окна
ISO 1000 | 28.4mm | f/2.8 | 1/125 | в естественном свете от окна
ISO 400 | 10.8mm | f/2.2 | 1/125 | в естественном свете на балконе
ISO 200 | 7.1mm | f/2.2 | 1/800 | улица днём
плюсы
1. Объектив
Несменный компатный объектив с эквивалентными фокусными 28-112 мм и с максимальными диафрагменными числами f/2.0-2.8. Он выполнен очень качественно, зуммирование осуществляется вручную, поворотом металлического кольца (кстати, фокусное расстояние проградуировано уже в 35-мм эквиваленте):
А то, что выдвижением объектива одновременно включается и сама камера — вообще прекрасная идея, на мой взгляд! Приятно то, что хотя на "широком" конце и заметны перспективные искажения, но это не очень-то мешает снимать портреты:
ISO 1600 | 7.1mm, в эквиваленте — 28mm | f/2.0 | 1/100 | в естественном свете от окна
Для стрит-, трэвэл- и семейного фото диапазонов ообъектива более чем достаточно:
ISO 200 | 7.1mm | f/2.2 | 1/300 | на занятиях "базовой" группы
ISO 200 | 18.8mm | f/2.5 | 1/340 | Маша
Размытие фона при портретной съёмке получить легко, даже не смотря на то, что матрица у камеры всего 2/3 дюйма. Правда, боке у объектива несколько жестковато, на мой вкус:
ISO 100 | 28.4mm | f/2.8 | 1/180 | Маша и боке
2. Компактные размеры
Камера действительно очень мала, она лекго убирается в карман куртки. Правда, в карман джисов, как Olympus XZ-1, уже не лезет. Здесь можно сравнить размеры X10 с размерами других камер: http://camerasize.com/compare/#129,213
3. Практически беззвучная работа
ISO 800 | 28.4mm | f/2.8 | 1/120 | естественный свет из окна
Регулировкой уровня громкости сигналов подтверждения автофокуса и нажатия кнопок уже никого не удивишь. Но у X10 есть ещё и возможность выбрать звук срабатывания затвора (из трёх вариантов) или вообще выключить все звуки. Тогда камера становится практически беззвучной.
4. EXR-режимы
X10 оснащается EXR-матрицей, традиционно для FUJIFILM собственного производства (такой же, как и у X-S1). Главное её отличие от обычных сенсоров в том, что цветные фильтры расположены по диагонали и парами:
А это позволяет реализовать три режима съёмки:
- Resolution priority. Это, по сути, обычный снимок, максимального разрешения (12 мегапикселей в X-S1). Но при этом диагональное расположение фотодиодов позволяет получить чуть более высокую детализацию и точную проработку цветов:
ISO 400 | 6.1 mm | f/5.6 | 1/200 | HR-mode
- Dynamic range priority. В этом режиме с парных пикселей снимается сигнал на разных ISO. Получается, что одновременно делается два 6-мегапиксельных снимка, недоэкспонированный и переэкспонированный. А программное обеспечение камеры соединяет их в один кадр, позволяя хорошо прорабатывать света и тени, расширяя динамический диапазон кадра:
ISO 400 | 6.1 mm | f/7.1 | 1/200 | DR-mode
- High ISO & Low noise priority. А в этом режиме парные пиксели работают на одном выском ISO, затем их сигнал усредняется и получается половинный кадр, но с меньшим уровнем шумов:
ISO 2500 | 6.1 mm | f/2.8 | 1/80 | SN-mode
Увы, в последних двух режимах съёмка возможна только в JPEG, а разрешение изображения падает до 6 мегапикселей (2816 х 2112 пикселей).
На примерах это выглядит так:
DR — съёмка с уменьшенным размером снимка и улучшенным динамическим диапазоном (автоматика пытается "выжать" из RAW весь динамический диапазон):
ISO 400 | 7.1mm | f/2.0 | 1/100 | JPEG в режиме EXR-DR | по клику откроется полноразмерный JPEG
ISO 1600 | 28.4mm | f/2.8 | 1/100 | JPEG в режиме EXR-DR | по клику откроется полноразмерный JPEG
SN — съёмка с уменьшенным размером снимка и пониженными шумами (шумов на картинке становится заметно меньше):
ISO 1600 | 28.4mm | f/2.8 | 1/100 | JPEG в режиме EXR-SN | по клику откроется полноразмерный JPEG
ISO 1600 | 7.1mm | f/2.0 | 1/100 | JPEG в режиме EXR-SN | по клику откроется полноразмерный JPEG
5. Цвета и режимы эмуляции плёнки
X10 позволяет снимать с эмуляцией цветов известных плёнок FUJICHROME: Provia, Velvia, Astia:
6. "Тёплый ламповый звук"
Сюда я решил отнести всё, что нельзя никак формализовать. Честно говоря, в самом начале, после нескольких первых снимков, я даже было как-то разочаровался: качество получившихся тогда кадров оказалось, мягко говоря, не лучшее. Но я продолжал пробовать, пробовать, пробовать... Искал подходы к технике. И не заметил как на X10 нащёлкал рекордное среди всех тестов количество кадров — более 8.000! Камера как-то незаметно, даже, пожалуй, против твой воли, влюбляет в себя. Тут, полагаю, работает всё — от качества самой камеры, того, как она работает, и до получаемого результата, когда разберёшься с тем, как их, собственно, получить. X10 — одна из немногих камер, которую хочется носить всё время с собой.
минусы
1. Не очень высокая скорость работы
ISO 800 | 7.1mm | f/2.0 | 1/40 | в свете свечей и гирлянд
ISO 800 | 7.1mm | f/2.0 | 1/45 | в свете свечей и гирлянд
ISO 1250 | 7.1mm | f/2.0 | 1/30 | в свете гирлянд
Увы, камеру постигла та же участь, что и многие другие компактные камеры — после серии кадров (даже после просто нескольких кадров подряд) надо ждать пока информация из буфера запишется на карточку памяти. В это время с камерой ничего толком сделать нельзя. Одна радость, что файлы у X10 нормального размера и поэтому этот период длится недолго, около 2-5 секунд.
После обновления прошивки стало возможным во время записи на карту вызывать режим перемещения зоны фокусировки. Правда, саму зону двигать в этот период времени по-прежнему нельзя... Но это уже прогресс. =: )
2. Глюки и странности
ISO 200 | 16mm | f/2.5 | 1/100 | в естественном свете из окна
Во-первых, наиболее заметный и неприятный из глюков — это иногда долгое время включения камеры. Помнится, ровно такой же глюк был и у "страшего брата" — FUJIFILM X100. Порой это очень неприятно — сюжет успевает уйти. Но этот глюк "плавающий" — обычно камера включается быстро. А ещё бывает такое, что экранчик зажигается мгновенно, но вся электроника просыпается только через несколько секунд.
Во-вторых, в режимах EXR-съёмки RAW не пишется на флешку, только JPEG, даже если и включена опция писать RAW. ОчЕнЬ сТрАнНо, потому что JPEG в камере получается из RAW. Отчего бы его тогда тоже не записать на карточку, если я так прошу?
В-третьих, эргономика камеры не идеальна. Например, кнопки АЕ, управления балансом белого и, главное, — AF (управление перемещения точки фокусировки) находятся слева:
Ну, слева и слева, какая ерунда, вы скажете? Нет, не ерунда. Если снимать, управляя при этом точкой фокусировки (а портерты по-другому сложно фотографировать, например), то придётся держать камеру двумя руками. Причём, левую руку придётся снимать с кольца зуммирования, чтобы нажать AF. Почему нельзя поместить эту злополучную AF под кнопку "цветочек", к примеру? А сам "цветочек" поместить на место AF? Или хотя бы перенести её под малопонятную RAW.
Инженеры FUJIFILM ответили на мой вопрос, что, мол, они считают, что если фотограф оперирует двумя руками, то так правильнее с их точки зрения. Я с ними категорически не согласен. Практичекски любой другой камерой я могу управлять одной правой рукой, даже здоровенными профессиональными камерами. А вот крошечную X10 — вынужден настраивать обеими руками. Это странно, на мой взгляд.
дополнительно
1. Оптический видоискатель
Камера оснащена оптическим видоискателем. Он довольно яркий и зуммируется вместе с объективом. Выглядит он прекрасно. Забавная штука. В общем, с технической точки зрения претензий к нему никаких нет. Но только совершенно непонятно — зачем он на такой крохотной камере?! Снимать с ним можно только что-то совсем общее и когда всё равно куда попадёт фокус (точки фокусировки в нём не отображаются).
2. Работа на высоких ISO
ISO 3200 | 22.8mm | f/2.8 | 1/40 | с свете "пилотов", примерно 2 х 200 Вт
Понятно, что сложно ожидать какого-то волшебства от матрицы 2/3", но надо отметить, что сенсор X10 держится очень достойно. Конечно, шумы заметно возрастают уже после ISO 800, а на ISO 3200 и цвета начинают в тенях уезжать в синюю даль, но в общем и целом — всё выглядит довольно хорошо.
ISO 1600 | 19.5mm | f/2.8 | 1/200 | с свете "пилота", примерно 300 Вт
3. Встроенная вспышка
Поначалу я подумал, что встроенной вспышечке надо отправиться туде же, куда и оптическому видоискателю, но потом попробовал с ней поснимать и понял, что я был не прав. Вспышка много места не занимает, а действует весьма корректно. Будет полезным дополнением.
4. Горячий башмак
Ну и традиционные проблемы с "вроде бы стандартным" горячим башмаком. На этот раз у меня просто не получилось поставить на него синхронизатор студийного света: я решил, что либо его сейчас сломаю, либо башмак у камеры оторву. Формально-то горячий стандартный, но на деле — заметно ниже. Поэтому я не смог проверить работу X10 в студии с импульсным светом и довольствовался съёмкой с пилотами:
ISO 1600 | 28.4mm | f/2.8 | 1/125 | с свете "пилотов", примерно 2 х 200 Вт
5. Крышечка объектива
Совершенно замечательная металлическая крышечка. Она надевается плотно и аккуратно, снимается легко, выглядит шикарно. Но! У неё нет никакого крепления для шнурка. Она просто снимается и дальше вам нужно придумать куда её деть. Чувствую, это будет расходная часть.
6. White Orbs
Практика показывает, что обойти эту тему практически невозможно — так сейчас она раздута в прессе и блогосфере.
Суть проблемы заключается в том, что на низких ISO яркие области на матрице заполнялись до отсечки сигнала и эти места показывались в виде неприятных белых кругов:
Такой эффект получился из-за того, что инженеры FUJIFILM, в попытке выжать максимум динамического диапазона из сенсора, отключили антиблюминовые цепи. Да, динамический диапазон увеличился, но возникли те самые пресловутые white orbs.
Я сделал несколько тысяч кадров на X-S1 и несколько тысяч кадров на X10 (у этих камер одинаковые матрицы) и когда мне рассказали об этой проблеме, то я нашёл с десяток кадров с этим дефектом. По сути — это даже меньше, чем ошибки с автофокусом, например.
Однако, многие люди посчитали, что проблему надо устранять. И сейчас FUJIFILM, насколько мне известно, приняла решение о бесплатной замене матриц с данным дефектом. Полагаю, что тема закрыта окончательно.
Вот, что пишут об этом на dpreview: http://www.dpreview.com/news/2012/04/26/Fujifilm-X10-white-orb-update
На мой взгляд, эта проблема и яйца выеденного не стоила.
Некоторые выводы
Выскажу несколько мыслей по поводу камеры. На мой взгляд, среди компактных фотоаппаратов X10 — лучший варинат на сегодняшний день! Ближайшие конкуренты либо имеют худшие характеристики объективов, либо уступают в возможностях матрицы, либо и то, и другое сразу. И уж точно, ни у кого нет такого дизайна и мало кто может похвастаться таким высоким качеством исполнения.
Так что, если вы ищите фотоаппарат для постоянного использований, такой, чтобы можно было всегда носить с собой не сильно обременяя себя весом и габаритами фотоаппарата, но при этом не страдая от потери качества, то X10 — идеальный вариант.
Снимки, сделанные этой камерой:
ISO 800 | 7.1mm | f/2.0 | 1/12 | с свете "пилотов", примерно 2 х 200 Вт
ISO 800 | 12.7mm | f/2.2 | 1/25 | с свете "пилотов", примерно 2 х 200 Вт
ISO 400 | 10.4mm | f/2.2 | 1/80 | с свете "пилотов", примерно 3 х 200 Вт
ISO 800 | 13.2mm | f/2.5 | 1/75 | с свете "пилотов", примерно 2 х 200 Вт
ISO 1600 | 21.0mm | f/2.8 | 1/125 | с свете "пилотов", примерно 2 х 200 Вт
ISO 320 | 24.6mm | f/2.8 | 1/60 | естественный свет из окна
ISO 800 | 14.2mm | f/2.5 | 1/105 | естественный свет из окна
ISO 320 | 28.4mm | f/2.8 | 1/125 | естественный свет из окна
ISO 500 | 13.2mm | f/2.5 | 1/125 | естественный свет из окна
ISO 640 | 28.4mm | f/2.8 | 1/125 | естественный свет из окна
ISO 400 | 7.1mm | f/2.5 | 1/60 | естественный свет из окна
ISO 400 | 18.0mm | f/2.5 | 1/45 | естественный свет из окна
ISO 1600 | 21.9mm | f/2.8 | 1/100 | естественный свет из окна
ISO 1250 | 16.0mm | f/2.5 | 1/100 | естественный свет из окна
ISO 160 | 18.7mm | f/2.5 | 1/100 | естественный свет из окна
ISO 640 | 12.2mm | f/2.2 | 1/125 | естественный свет из окна, в руках — Polaroid
ISO 800 | 13.2mm | f/2.5 | 1/125 | естественный свет из окна, в руках — Polaroid
ISO 800 | 13.7mm | f/2.5 | 1/125 | естественный свет из окна, в руках — Polaroid
ISO 1250 | 18.7mm | f/2.5 | 1/125 | естественный свет из окна
ISO 500 | 7.1mm | f/2.0 | 1/160 | смешанный свет — из окна и лампы в помещении
ISO 500 | 28.4mm | f/2.8 | 1/100 | смешанный свет — из окна и лампы в помещении
ISO 1250 | 7.1mm | f/2.0 | 1/30 | естественный свет из окна
ISO 1000 | 7.1mm | f/2.0 | 1/30 | естественный свет из окна
ISO 1250 | 7.1mm | f/2.0 | 1/30 | естественный свет из окна
ISO 800 | 7.1mm | f/2.0 | 1/55 | естественный свет из окна
ISO 1250 | 7.1mm | f/2.0 | 1/30 | естественный свет из окна
ISO 400 | 11.3mm | f/2.2 | 1/125 | люди на Болотной
ISO 250 | 28.4mm | f/2.8 | 1/80 | люди на Болотной
ISO 160 | 7.1mm | f/2.0 | 1/80 | люди на Болотной
ISO 1000 | 28.4mm | f/2.8 | 1/125 | люди на Болотной
ISO 250 | 7.1mm | f/2.0 | 1/80 | люди на Болотной
Больше фото с этого мероприятия (только JPEG), здесь: http://podakuni.livejournal.com/658342.html
А тут можно скачать архив (429 Mb) с несколькими RAW- и JPEG-файлами с этой камеры для самостоятельного изучения: http://narod.ru/disk/36662956001/X10_RAWs_JPEGs.zip.html
|
</> |