Илья Штемлер, "Поезд"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Что до "Поезда", то свою долю изнанки железнодорожной жизни я получила, особенно про диспетчеров поездов дальнего следования понравилось и про машинистов, хотя про быт проводников и всякие привокзальные службы тоже занятно, ну и всякое жульничество с безбилетниками туда же для общего развития. И даже не уверена, что все прямо поняла, потому что и словечек профессиональных хватает (особенно поначалу), и нет уверенности, например, что хорошо представила себе финальную сцену, что там в вагоне происходило, а перечитывать и вникать, если честно, лень. Две основных мелодраматических линии несколько оживляют книжку – не в том смысле, что я гонюсь за непременной мелодрамой в произведении, а в том, что они разбавляют жуткую заидеологизированность текста и довольно убогий русский язык, который кажется втройне бедным, но зато с кривыми потугами на стилистические находки после русской классики, которую я перечитывала до "Поезда". Вымышленные города Североград и Чернопольск я не опознала, но зато прикольно было, когда поезд "ехал" знакомыми маршрутами, и за сорок лет для обычного состава ничего не изменилось: Ярославль, например, по-прежнему в четырех часах езды от Москвы. Что до технического прогресса, то я страшно порадовалась тому, что понятие санитарной зоны нынче с биотуалетами неактуально и что необязательно кипятить вагонный чай на дровах, которые пассажиры же во время стоянок для проводника и собирают (а зайцы чистят картошку в вагоне-ресторане; нечто маловероятное в нынешних реалиях как минимум на тех маршрутах, где ходят Сапсаны и "ласточки"). Как бы ключевая интрига намечается с самого начала крупными штрихами, и не сказать, чтобы я была впечатлена *надменно кривит губу*. У Хейли в этом плане, ИМХО, дела куда бодрее – по крайней мере, в "Аэропорте"; хотя, конечно, не исключаю, что это сила первого впечатления так во мне говорит. Ну а так, в общем-то, несмотря на все мое как бы литературоведческое бу-бу-бу любой, кто ездил на поезде, найдет в "Поезде" что-то перекликающееся со своим опытом.
И все же лучшим советским производственным романом я считаю "К своей звезде" Аркадия Пинчука. Во многом из-за металитературных ассоциаций (лето в деревне у бабушки), и последние прочтения демонстрируют не замечавшуюся мною в детстве картонность некоторых героев, навязчивую официальную идеологию и вот это вот все, но все же книжка страшно милая – и, соблюдая баланс житейского и производственного, вполне себе увлекательно рассказывает про жизнь и работу летчиков-испытателей.
ИМХИ по книжкам
|
</> |