iFoundation
bigdrum — 03.12.2021Вынес это из стандартного сабджекта "Синемафилическое". Сейчас поймете почему.
Короче, есть у Азимова серия романов - "Foundation", которая пересекается с его циклом о роботах. Русские переводы были разные. "Фонд", "Основание" и "Академия". С соей точки зрения, лучшим был "Фонд", но там были изданы всего несколько книг из всего цикла, и насколько я помню, он не переиздавался... Мдям.
Цикл этот культовый, причем это реально крайне серьезная фантастика, многоплановая и весьма осмысленная. В художественной основе цикла лежит история распада Римской империи, и история становления христианства. Только вместо богочеловека (либо пророка) в романе фигурирует ученый-математик, создавший науку психоисторию. Ближайший аналог психоистории в наше время - социология, если сверху на нее намазать политологию, экологию, экономику, и все это здорово сдобрить суперкомпьютерами и суперспециалистами, которые будут развивать всю эту трахтомудию из формул...
Однако, учитывая истории с Фейсбук - я бы не советовал... :)
И вот корпорация Эппл решила снять сериал по этому циклу романов. Превратить, так сказать, Foundation в iFoundation... И вы знаете? У них получилось!
В смысле - превратить одно в другое.
Давайте начнем с хорошего. Вот я просмотрел, периодически ставя на паузу, и уже успев начать проматывать целые куски (ибо заебало), целых 6 (прописью - ШЕСТЬ) серий, и волосы на мне стоят дыбом, хоть голова у меня и лысая. Но я чувствую, как они там торчат, как они напряжены, как они шевелятся, и стараются сбежать куда-нибудь, чтобы это развидеть...
Черт, я хотел начать с хорошего...
Картинка. Картинка ОХРЕНИТЕЛЬНО сделана. Это я так хвалю, чтобы не обижались. Снято реально достойно. Без вопросов. Операторская работа - на высоте. Сомнение вызывают только кадры уничтожения корветов в шестой серии, там где-то древностью времен первых эпизодов "Звездных войн" пахнуло, но в общем - вполне и ничего. Оператор отработал, исключая вообще непринципиальные с точки зрения Азимова, и в общем малозначительные, с точки зрения идеи (как нам кажется) сериала эпизоды.
Вот по зубам там бьют, и дерутся неплохо, реалистично местами - но только и исключительно в смысле мордобоя. Кто читал Азимова, тот помнит, что у него как раз боевки в цикле романов немного. Она есть, она присутствует, но не она главное.
Звук хороший. В звук сумели. Возможно, звук даже лучше картинки.
И все...
Теперь о плохом.
Нахрен никому не нужная сюжетная линия про императоров.
Как нетрудно видеть, одеяние императора Клеона отсылает нас к древнеримским мотивам.
И хрен бы с ним, очередную "Клеопатру" или очередного "Гладиатора" мы бы пережили - но императоры в сериале размножаются настолько неестественным образом, что возникают вопросы, зачем (с такими приколами) спасать эту гребаную Империю извращенцев?
Теперь про смерть Селдона. Селдон у нас в сериале - некий аналог Христа. И когда события пошли не по плану - Селдон устроил собственную смерть, да еще и обставил ее несколько некорректным образом, с точки зрения морали, убив (чужими руками) еще по крайней мере одного человека. Причем по сюжету сериала он один знал и понимал План Селдона - а все остальные психоисторики были чурки неграмотные, что видно невооруженным взглядом. И невооруженный взгляд нас не обманывает.
Ибо все на Терминусе ВЕРЯТ в План Селдона, хотя мало кто его знает и понимает...
Мистическое начало.
В сериале есть таинственный Монолит, который через мистические всякие приколы сообщает избранным (например в лице Хранителя Терминуса), что им надо делать. Однако в романе Азимова никакой мистики нет - там появляется голограмма Селдона, которая говорит. В смысле перед смертью Селдон чего-то там посчитал, и записал несколько "писем в будущее" - и эти "письма" проигрываются специальным устройством, которое (тоже кстати косяк) за много тысяч лет никто не попытался разобрать и вытащить оттуда информацию...
То есть предсказания в романе есть, однако они не носят мистического характера, в то время как сериал сосредоточен вокруг религиозных атрибутов и мистических переживаний. Это относит нас к истории первых христиан, но это абсолютно противоречит роману. Ибо по Азимову, на Терминусе были собраны энциклопедисты, а не адепты, и занимались они вполне утилитарными штучками.
В книге "Второй Фонд" мы встречаемся с иной, второй организацией, которая была создана Селдоном и о которой не подозревали ни на Транторе, ни на Терминусе. И это уже была организация профессиональных управленцев, психоисториков, агентов влияния. Но и там мистики, в общем, никакой не было. Более того, в своей работе эти самые манипуляторы историческим процессом исходили из крайне интересной парадигмы.
Согласно психоистории в понимании Второго Фонда Азимова, история движется естественным путем. Никто ей не управляет, в обычном смысле. События идут сами по себе. Однако существуют некие точки бифуркации, малое воздействие в которых направляет события в ту или иную сторону. И вот психоисторики Второго Фонда, используя при необходимости энциклопедистов с Терминуса, работали именно с такими точками бифуркации. Более того, встретив Мула, который нарушил естественный ход событий, и тем самым внес сильную индивидуальную струю в развитие человечества, они исследуют его, и приходят к решению о том, как именно вернуть историю в расчетное русло...
Они решают ничего не делать.
Ибо Мул (по Азимову) не в состоянии оставить потомства, и в силу естественных процессов социальной нормализации после его смерти естественный ход событий восстановится. Понимаете?
Психоисторики Второго Фонда Азимова не управляют развитием цивилизации - они лишь воздействуют на точки бифуркации исторического процесса, чтобы из возможных вариантов развития событий исключить заведомо проигрышные.
А теперь возвращаемся к сериалу "Основание", где уже в пятой-шестой серии у нас чуть не непрерывным рефреном идет мысль о том, что отдельные личности могут влиять на ход истории, и призваны направлять человечество...
Это не Азимов. Это анти-Азимов.
Ирония судьбы в том. что психоистория в романе Азимова наиболее напоминает исторический материализм (была такая дисциплина в марксистско-ленинском учении), только без коммунистической идеологии. Но базис все равно - научный, и исходный постулат об объективности исторического процесса, без чего были бы невозможны расчеты, присутствует. А вот операторная часть - то есть понятийный аппарат - отличается. Условно говоря, психоистория Азимова - это апофеоз естественнонаучного подхода к историческому процессу. Отчего она и работает для больших групп людей, но не работает для одиночек. А в сериале у нас как раз одиночки упарываются в то, что они "часть плана", и что именно они имеют ключевое значение, и должны как-то по особому действовать...
Ну то есть каша и бардак...
И особенно обидно то, что снимали это вроде по заказу технарей, компьютерщиков, то есть - ребят объективных (по идее) и дискурсивных (как нам представляется). А получилось в результате то, что я уже начал проматывать и перекуривать...
Вот так.
И да. Это еще не все, что я мог бы сказать по данному сериалу, пару вещей я уже написал:
Раз.
Два.
И да, я подозреваю, что в следующих сериях Дорник создаст Второй Фонд - но уже первый у меня вызывает оскомину, особенно с боевкой...
.
|
</> |