Иерусалим, Рехавия
shi_ra — 24.06.2023 Отвлечемся от новостей. Сходили на экскурсию по Рехавии, организованную центром "Бейт Ави Хай", экскурсовод Шалом Богуславский. Сегодня район "Рехавия" это элитный район, да собственно так было с самого начала, ведь квартал этот был построен молодыми сионистами в 20-х годах прошлого века и жили тут богачи, интеллектуалы, люди искусства, писатели, университетские профессора, известные политики и прочие знаменитости. Например, Ицхак Бен-Цви (второй президент Израиля) и его будущая жена известная сионистка Рахель Янаит, второй премьер Израиля Моше Шарет, лидер сионистского движения Менахем Усишкин, писательница Лея Гольдберг и многие многие другие. Да и сейчас тут расположена резиденция премьер министра.Рехавия расположена между центром города и Талбией, но изначально это был вообще не Иерусалим, а район "по соседству". Участок был приобретён в долгосрочную (на 99 лет) аренду у Греко-православной церкви компанией развития Ишува "Хакшарат а-Ишув". В те времена Греческая ортодоксальная церковь была самым крупным владельцем земли в Иерусалиме. В основном она продавала земли паломникам из Российской империи. Первая мировая война сильно тормознула развитие Иерусалима, а большевистская революция в России остановила поток паломников, и нанесла серьезный ущерб источникам доходов церкви, и та была вынуждена продать значительную часть земли, которой владела, еврейскому национальному движению. Участок, на котором был основан район Рехавия, назывался Генджария.
Рехавия стал первым современным районом и планировался он как город-сад - в центре главное здание - гимназия. Также в центре квартала построили бульвар - парк. И каждый дом был окружён небольшим сквером. Это был первый квартал, основанный светскими евреями, и впоследствии, когда сюда подтянулись евреи из Германии, Рехавия стала культурным центром. Проектировал Рехавию известный израильский архитектор и градостроитель - Рихард Кауфман. А строителями квартала были в основном революционеры, члены рабочего батальона (Гдуд ха-авода) Йосефа Трумпельдора.
"Рабочий батальон" был основан лидерами движений "Халуц" и "Ха-Шомер": Исраэль и Маня Шохат (Мария Вульфовна Вильбушевич), Ицхак Саде и Иегуда Альмог. Его членами были молодые идеалисты, пережившие погромы и антисемитизм, и после смерти своего духовного лидера Иосифа Трумпельдора - уехали из России и Украины в Землю Израиля чтобы в буквальном смысле её отстраивать. Они обучались обрабатывать камень в арабском стиле у арабов, а также мостили улицы. Действовали они на принципах полного коллективизма, и все заработанные им средства поступали в общую кассу. Целью организации было создание "Общей коммуны еврейских рабочих в Эрец-Исраэль". Эти строители жили в общих палатках, рассказывали, что они не мылись, а по субботам устраивали во дворе костёр, стирку и банный день, чем пугали местных жителей.
Первыми жителями квартала Рехавия были богатые сефардские евреи. Они происходили из солидных испанских семей, которые и повлияли на выбор названий улиц: Абрабанель, Бен Маймон, Ибн Эзра, Рамбан и др. Затем сюда приехали молодые идеалисты-революционеры, они стали второй элитой (после сефардов). В отличие от сефардов они не особо понимали арабов и местную культуру, и начали возникать трения.
В 30-х гг. в Рехавию потянулись бежавшие от Гитлера немецкие евреи. В отличие от простых выходцев из Российской империи, евреи из Германии привыкли красиво одеваться, ходить в оперу и модные кафе и не спешили снимать свои нарядные шляпки, поэтому поначалу они выглядели чужаками, и их не принимали. Среди них было много профессоров, которые устроились на работу в Еврейский университет и хотели преподавать на немецком (им не дали). Кроме того они открыли самые лучшие кафе в городе, которые действовали как клубы. В этих кафе давали концерты, лекции, устраивали танцы. Благодаря им Рехавия оставалась островком немецкой культуры и языка ещё долгое время после основания государства Израиль, и по сей день благодаря библиотеке Шокена - самой большой и самой значительной коллекцией немецких книг в стране.
Ну что же, идём гулять. Идем за угол Бейт Ави Хай на улицу Ибн Гвироль.
Здание еврейского национального фонда "Керен Каемет Ле-Исраэль" с улицы Ибн Гвироль. Тут была первая резиденция премьер министра Израиля.
Последний барак строителей квартала - членов рабочего батальона. Этот барак остался от австро-немецкой армии, которая бстояла в Иерусалиме в годы Первой Мировой войны. Такие же бараки были разбиты возле французского католического монастыря Ратисбона. За 100 лет историческая казарма претерпела множество изменений, которые нарушили ее первоначальный вид. Однако старинная черепичная крыша казармы сохранилась такой же как и на старых фотографиях строителей Рабочего батальона.
Члены рабочего батальона
Еврейская гимназия на улице Керен а-Ясод, одна из самых известных и старейших школ Израиля. Тут учились президенты Израиля Эфраим Кацир и Руби Ривлин, писатели Амос Оз, А.Б. Иегошуа, и многие многие известные личности.
Напротив гимназии расположен бульвар Кузари (хазарский), связывающий улицу ККЛ и Рамбан
По левой стороне бульвара дом второго президента Израиля - Ицхака Бен Цви и его жены большой сионистки Рахель Янаит (Голда Лишански). Дом весь зарос зеленью, даже не сфотографировать, но примечательна история Ицхака Бен Цви. Поначалу он жил в старом деревянном доме (hut - длинный одноэтажный дом), где было неудобно принимать иностранных гостей.
Вот такой
Ему предложили переехать в дом покрасивее, но он не согласился. И тогда к дому пристроили новый (привезли из Германии), старый перенесли в кибуц Бейт-Кешет в Галилее (он служит мемориалом их сыну, павшему в районе кибуца во время Войны за Независимость), а на его месте построили многоквартирный дом. Вообще Бен Цви был известным скромником, регулярно боролся против повышения своей зарплаты, пока она не стала чуть не в 1.5 раза меньше, чем у его водителя.
Впоследствие дом президента таки перенесли в другое место, а на его месте размещается Яд Бен Цви - исследовательский институт для продолжения сионистской, образовательной и культурной деятельности президента Ицхака Бен-Цви. Перед входом в Яд Бен Цви - мозаика авторства художницы Наоми Хенрик. (копия фрагмента мозаики древней синагоги)
Бальфур, нынешняя резиденция премьер министра
Бейт Бонем на Рамбан 21, считается одним из самых красивых зданий Израиля. Здание построено в интернациональном стиле без облицовки иерусалимским камнем. Это здание было спроектировано архитектором и художником Леопольдом Каркауэром в 1935 году для гинеколога из Германии.
Вообще обычай облицовывать дома Иерусалимским камнем пошёл от англичан. С тех пор как в строительстве стали широко использовать бетон, англичане придумали, как выделить Иерусалим, чтоб он оставался особенным и не походил на другие города, и в 1918 утвердили закон, обязывающий облицовывать иерусалимским камнем все строящиеся в городе здания. Однако было два периода, когда разрешали обходиться без облицовки:
- арабское восстание 1936-39 гг., когда арабы перестали продавать камень евреям
- 1949-67 гг, когда из-за раздела Иерусалима, не стало доступа к иерусалимскому камню
Дом в эклектичном стиле на Рамбан 26 это Бейт-Хавацелет или дом Гада Фрумкина - единственного еврея, занимавшего пост главного судьи во время британского мандата и одним из основателей Верховного суда. Дом был построен в 1924 году, и это был второй дом квартала Рехавия. Гад был сыном Дова Фрумкина - известного журналиста и владельца журнала Хавацелет, отсюда и название дома. Тут вам и арки, и колонны - очень красивый дом. Дом был куплен ешивой "Нецах Исраэль".
Дом-кибуц в центре города. В этом комплексе жили очень известные люди, и снять квартиру там можно было только по протекции. И вроде бы даже сейчас это так. В частности тут жил основатель Иерусалимского зоопарка, а животных, пока зоопарк не построили, он размещал в саду неподалеку :)
Выходим к району Тальбия
Бейт Саламе - вилла Константина Саламе, одна из самых роскошных вилл на ближнем востоке. Константин Саламе был одним из основателей района Тальбия, он занимался торговлей и был, помимо прочего, импортером автомобилей Ford и поставщиком овощей и фруктов в Британскую армию. Виллу проектировал французский архитектор Марсель Фабиа (тот же, что проектировал французское консульство в Иерусалиме), и она была построена в 1932 г. После Войны за независимость Саламе бежал, а затем не смог вернуться, и его вилла была национализирована. Перед отъездом он сдал дом бельгийскому консулу в Иерусалиме Яну Нибенгалису, а затем долгое время боролся чтоб получить её назад. Нанял крутого адвоката, который смог доказать, что Саламе покинул свой дом не в связи с войной. И в 1981 г. дом ему вернули, но чтоб не создавать прецедент потребовали его продать. Поэтому так до сих пор расположена резиденция бельгийского посла.
С другой стороны
Католический монастырь Ратисбона, названный так по имени его основателя Мари-Альфонса Ратисбона.
Альфонс Ратисбон (Marie-Alphonse Ratisbonne) (1814 - 1884) — католический священник, проповедник и миссионер, основатель монастыря сестёр Сиона в Эйн-Кареме. Еврей по происхождению, он родился в богатой и влиятельной страсбургской семье. После изучения права в Париже, он должен был стать членом правления банка, принадлежащего его дяде. В 1841 г. он обручился со своей племянницей.
Свадьбу назначили на август 1842 года, и чтобы скоротать время до свадьбы Ратисбон отправился в путешествие в Италию и далее на Восток. Хотя Альфонс родился и воспитывался в традиционной еврейской семье, мировоззрение его было атеистическим. Особенно неприязненно он относился к католицизму по причине того, что его старший брат Теодор Ратисбон еще в 1827 году принял католичество и был изгнан из семьи.
Во время своего путешествия, находясь в Риме, Альфонс 20 января 1842 г. случайно оказался в церкви S. Andrea delle Fratte, где ему было видение Девы Марии. Альфонс воспринял это видение как чудо. Он разорвал свою помолвку, крестился и стал активно помогать своему брату Теодору в организации в 1843 году женского религиозного ордена Богоматери в Сионе (Notre Dame de Sion).
В 1847 году Альфонс Ратисбон принял священнический сан и стал членом ордена Иезуитов (Общество Иисуса). Задавшись целью сделать все возможное для обращения евреев и мусульман в христианство, он в 1855 году, заручившись согласием папы Пия IX, выходит из Общества Иисуса, переселяется в Иерусалим и строит для ордена Богоматери в Сионе большой монастырь со школой и приютом для девочек. В 1861 году он строит женский монастырь в Эйн Кареме. И вот этот монастырь, который был построен в 1876-97 гг.
Во дворе монастыря.
Прямо к монастырю прилегает шикарный комплекс "Лев Рехавия".
Улица Кинг Джордж. Слева здание "Гейхал Шломо" 1958 г. строительства, спроектированное архитектором Александром Фридманом. В нем размещаются Главный раввинат, раввинатский суд, религиозная библиотека, музей иудаики, а справа - Большая синагога
"Кикар Царфат" (площадь Франции) или "Кикар Париз" (площадь Парижа) с французским фонтаном и гостиницей Prima Kings
По другую сторону - францисканский колледж "Терра Санкта". Здание построено в 1927 г. архитектором Антонио Барлуцци. После 1948 г. здесь располагались факультеты Еврейского университета, эвакуированные с Хар ХаЦофим. В настоящее время здание снова находится в собственности францисканцев.
Фонтан на площади - подарок Иерусалиму от мэра Парижа Бертрана Деланоэ и мэру Ури Луполянскому.
И новое красивое здание
Комплекс Национальных еврейских учреждений, включающий в себя фонды "Керен ХаЙесод" (Основной фонд), "Керен Каемет ле-Исраэль" (Еврейский национальный фонд), Всемирную сионистскую организацию (а-Гистадрут а-Ционит а-Оламит) и Еврейское агентство "Сохнут". Здания были построены в 30-х гг. 20-го века по проекту архитектора Йоханана Ратнера.
И возвращаемся к Бейт Ави Хай
|
</> |