«Иерархии происходят с небес. В аду все равны». Николас Гомес Давила
swamp_lynx — 11.12.2024 "Ужасно для Гомеса то, что люди верят в прогресс, причем у них даже мысли нет, что движение современного общества к равенству и демократии обкрадывает души, делает их однообразными и плоскими. Современники видятся ему такими же серыми, как бесконечные одинаковые дома в городе ХХ века. «Равенство» – понятие для Гомеса отрицательное. Он отождествляет равенство с уравниловкой (igualitarismo) и противопоставляет ему иерархию.Он вообще часто пользуется словами «низший» и «высший». В иерархии он видит способ сделать людей разными. Каждый должен быть на своем месте, распределен по сословиям и рангам, и каждый будет иметь уникальность, неповторимость. (В обществе, где все верят, что они равны, неизбежное превосходство немногих приводит к тому, что остальные чувствуют себя неудачниками. Напротив того, в обществах, в которых нормой является неравенство, каждый остается в своем собственном различии, не чувствуя ни настоятельной необходимости, ни возможности сравнивать себя с другими. Только иерархическая структура милосердна к посредственным и к смиренным.) Гомесу кажется, что в мире равенства это невозможно." Елена Косилова.
"Современное ему искусство Гомес ненавидит. «У современной живописи больше поклонников, чем у современной литературы, потому что для кар-тины достаточно двух секунд отвращения, а книгу не прочитаешь меньше чем за два часа тоски и скуки». Особенно достается архитектуре: раньше дома строили по уникальным проектам, сейчас господствует типовая за-стройка. (Самое серьезное обвинение против современного мира – это его архитектура.) То, что люди стали жить с удобствами, его совершенно не волнует. Для него в жизни удобства – далеко не главное. Ему кажется, что в благословенное Средневековье в домах, даже бедных, было больше счастья, потому что было больше смысла жизни, меньше пустоты и бессмысленности. Да и в самом деле, об удобствах мы судим только по сравнению с другими людьми, мы хотим, чтобы у нас было не хуже, чем у всех, ведь никакого абсолютного уровня удобств не бывает. О погоне за тем, чтобы было «не хуже, чем у всех», Гомес отзывается уничижительно."
• Афинская демократия вызывает энтузиазм только у тех, кто не знаком с греческой историей.
• Задачей политических партий в демократиях является вербовка граждан таким образом, чтобы правящий класс мог ими руководить по собственному усмотрению.
• Общество будущего: рабы без господ.
• То, что "рационально", основано на продлении жизни, устранении боли, а также - удовлетворении голода и похоти. Только такое определение проливает свет на дискурс нескольких последних веков.
• Рационализм - официальное прозвище гностицизма.
• Сегодня не существует ни личности, ни идеи, победа которых была бы хоть сколько-нибудь интересной.
• "Современность" каждой эпохи является лишь новым оттенком порабощенного ума.
• Все, что физически возможно, современникам быстро начинает казаться морально допустимым.
• В истории постоянно возникают новые ценности, в то время как человек продолжает совершать одни и те же преступления.
• Современно то, что остается, когда поэзия убита.
• В аристократические эпохи то, что имеет ценность, – не имеет цены; в демократические то, что не имеет цены – не ценится вообще.
• Усилиями прогрессивного клира Евангелие сведено до сборника этических банальностей.
• Некоторым озарениям сопутствует ощущение, что мы - единственно бодрствующее существа в этом спящем мире.
• Среднестатистический человек живет среди фантазий; только одиночка передвигается по реальности.
• Глупцу невозможно понять, что существуют удовольствия выше тех, которые мы разделяем с другими животными.
• На глупца впечатление оказывает только самое современное. Для умного человека ничто не зависит от времени своего возникновения.
• Подлинные произведения искусства взрываются в стороне от своего времени, как снаряды, оставшиеся на поле боя.
• Художник, которому не хватает оригинальности, чтобы создать свой собственный, ни на что не похожий мир, присоединяется к авангарду.
• Гойя видел демонов, Пикассо был их сообщником.
• В совершенном кодексе наказаний должна существовать смертная казнь за вульгарность
• Возможность продать публике любой артефакт под именем искусства есть феномен демократический.
• Только тот художник имеет будущее, которому критика отказывает в актуальности.
• Толерантность иногда означает сочувствие сильного, но чаще всего это просто нерешительность труса.
• Объективность мистического опыта недоказуема. Так же, как недоказуема объективность какого-либо иного опыта.
• Приближающийся к тайне без соответствующего к тому позволения, рискует обнаружить на ее месте пустоту.
• Может быть тайной пружиной истории является усталость, а ее символом - скорее маятник, чем стрела?
• Воинствующее безбожничество приводит к тому, что одержимый им постепенно превращается в сотрясаемого конвульсиями имбецила.
• Из тех, кто считает себя врагами Бога, полно таких, кто едва дотягивает и до врага ризницы.
• Вместе с догматизмом меняющим сферу своего применения, безбожие также меняло свои позиции. Поэтому сегодня следует насмехаться над демократическими святыми.
• Стоит попытаться сформировать наши души по образцу пейзажа, увенчанного белой церковой на пригорке.
• Кто в современном мире не ощущает запаха серы, тот просто утратил обоняние.
• От скуки даже дьявол украдкой покидает города, где умирает христианство.
• Больше, чем перед плебсом, атакующим правду, мы должны охранять ее перед профанирующими ее защитниками.
• Прогрессивный клир украсил нынешние храмы не крестами, а флюгерами.
• Те, кто занимается "спасением христианства" в конце концов предлагают ему свои услуги могильщика.
• Сексуальный ключ дешифрует исключительно третьеразрядные проблемы.
• Величайшим обвинением современного мира является его архитектура.
• Снова приходят времена, которые переживет только то, что умеет ползать.
• Учебники современной истории являются реестром объявлений о банкротстве.
• Реакционные тексты кажутся устаревшими их современникам и поразительно актуальными - потомкам.
• Поскольку научный прогресс возможен сегодня лишь на конечных ветвях, которыми разрастается наука, и поскольку приспособление ума к подобной специализации делает невозможным ее преодоление, наука скорее всего будет осциллировать между второстепенными достижениями и пустыми теоретическими спорами.
• Только одиночка спасется от провинциальности.
___________________________________________
Николас Гомес Давила (исп. Nicolás Gómez Dávila; 18 мая 1913, Кахика, Колумбия – 17 мая 1994, Богота) – колумбийский писатель, мыслитель-эссеист.
Критик современной западной цивилизации с резко антилиберальных, право-католических позиций, аттестующий себя как «настоящего реакционера».
|
</> |