(ИдР-66) Некоторая терпимость к хаосу помогает развитию внутренних опор

топ 100 блогов ifc06.11.2023 а придётся

К вопросу о нюансах применения древней магии.

Поскольку тема воспитания новых поколений является ключевой примерно для всего, что происходит в человеческих сообществах, то уместно будет (в который раз) напомнить о том, как обстоят дела с этой темой во всех странах глобального Севера (включая и наш любимый Мордор).

Вот что в сентябре констатировал по сабжу товарищ Мараховский.

... 1) Ныне ‎дети,‏ ‎даже‏ ‎наследующие ‎родительскую ‎специальность‏ ‎- ‎не‏ ‎наследуют ‎как ‎правило ‎родительское ‎дело (за‏ ‎исключением‏ ‎небольшой ‎страты ‎имущих, ‎и ‎то ‎не ‎всех). ‎Большинство‏ ‎не ‎наследует‏ ‎и‏ ‎родительской ‎специальности.‏ ‎Это ‎не ‎уничтожает, ‎но ‎девальвирует ценность‏ ‎родительского ‎примера.

2) Дети‏ ‎более‏ ‎не ‎принадлежат ‎родителям в‏ ‎той ‎степени,‏ ‎что ‎была ‎привычной ‎тысячи‏ ‎лет:‏ ‎римлянин ‎эпохи‏ ‎республики ‎мог‏ ‎казнить ‎своего ‎сына ‎без ‎последствий‏ ‎(даже‏ ‎в ‎случае,‏ ‎если ‎сам‏ ‎он ‎пенсионер, ‎а ‎сын ‎-‏ ‎консул).‏ ‎Происходило‏ ‎такое, ‎естественно,‏ ‎редко ‎-‏ ‎однако ‎это‏ ‎напоминает‏ ‎нам, ‎что ‎знаменитая‏ ‎римская ‎патриархальность ‎базировалась ‎не‏ ‎на ‎одних‏ ‎только‏ ‎нравах, ‎но ‎ещё ‎и ‎на ‎законах. ‎Современник ‎же‏ ‎своего ‎сына‏ ‎кое-где‏ ‎не ‎может ‎даже‏ ‎отшлёпать, ‎не‏ ‎рискуя ‎тем, ‎что ‎к ‎нему‏ ‎заявятся‏ ‎лесбовалькирии ‎в ‎полицейской ‎форме ‎и ‎с ‎ордером ‎на‏ ‎изъятие.

3) Родители ‎тоже‏ ‎более‏ ‎не ‎принадлежат‏ ‎детям. Эта ‎мысль ‎уже ‎менее ‎банальна,‏ ‎но ‎осознаем‏ ‎факт:‏ ‎около ‎половины ‎семей‏ ‎распадаются, ‎где-то‏ ‎меньше, ‎где-то ‎больше. ‎Даже‏ ‎в‏ ‎формально ‎сохранившихся‏ ‎семьях ‎фигура‏ ‎по ‎меньшей ‎мере ‎одного ‎родителя‏ ‎становится‏ ‎зачастую ‎призрачной.‏ ‎Стереотипный ‎батя (пахан, старик) уходит‏ ‎в ‎книжки ‎и ‎фильмы, ‎а‏ ‎в‏ ‎жизни‏ ‎подросток ‎зачастую‏ ‎может ‎с‏ ‎полным ‎правом‏ ‎съехидничать‏ ‎«у ‎меня ‎есть‏ ‎брат ‎Вовка, ‎брат ‎Сашка‏ ‎и ‎брат‏ ‎Папка,‏ ‎и ‎все ‎заняты ‎своими ‎жизнями». ‎Также ‎распространён ‎социальный‏ ‎феномен ‎«мать‏ ‎двоих‏ ‎детей ‎и ‎жена‏ ‎третьего», ‎и‏ ‎так ‎далее. ‎Материнство ‎устойчивей ‎отцовства‏ ‎-‏ ‎но ‎великое ‎XX ‎столетие ‎и ‎женщину ‎вырвало ‎из‏ ‎дома ‎и‏ ‎отправило‏ ‎на ‎каую-то‏ ‎внешнюю ‎работу, поэтому ‎и ‎мать ‎в‏ ‎семье ‎не‏ ‎столь‏ ‎материальна, ‎как ‎прежде.

Разумеется,‏ ‎все ‎эти‏ ‎операции ‎по ‎сносу ‎семьи‏ ‎были‏ ‎произведены ‎не‏ ‎на ‎пустом‏ ‎месте. ‎Количество ‎случаев ‎вопиющего, ‎преступного‏ ‎произвола‏ ‎родителей ‎над‏ ‎детьми ‎едва‏ ‎ли ‎когда-то ‎было ‎мало. ‎Детей‏ ‎били‏ ‎смертным‏ ‎боем, ‎детей‏ ‎насиловали, ‎детей‏ ‎изощрённо ‎мучили.‏ ‎

В‏ ‎традиционном ‎обществе ‎произвол‏ ‎родителей ‎над ‎детьми ‎сдерживался‏ ‎публичностью ‎всей‏ ‎человеческой‏ ‎жизни ‎и ‎безжалостностью ‎экономики. ‎От ‎людей ‎на ‎деревне‏ ‎не ‎спрятаться:‏ ‎агора‏ ‎(то ‎есть ‎двор,‏ ‎улица, ‎рыночная‏ ‎площадь ‎и ‎приход) ‎знала ‎всё;‏ ‎за‏ ‎кровосмешение ‎прилетало ‎жестокое ‎наказание, ‎а ‎изувеченный ‎или ‎мёртвый‏ ‎ребёнок ‎не‏ ‎приносил‏ ‎никакой ‎пользы‏ ‎родителю ‎и ‎обрекал ‎его ‎на‏ ‎нищету ‎в‏ ‎старости.‏ ‎

Общество ‎же ‎переходное,‏ ‎пришедшее ‎в‏ ‎XX ‎столетии, ‎пережило ‎период,‏ ‎когда‏ ‎агора ‎и‏ ‎религия ‎потеряли‏ ‎свою ‎контролирующую ‎силу, ‎а ‎экономические‏ ‎успехи‏ ‎дали ‎индивидам‏ ‎возможность ‎класть‏ ‎с ‎прибором ‎на ‎будущее ‎потомства,‏ ‎ибо‏ ‎индивид‏ ‎говорил ‎себе‏ ‎в ‎сердце‏ ‎своём: ‎«я‏ ‎выживу‏ ‎на ‎сбережения ‎/‏ ‎пенсию ‎/ ‎дивиденды». ‎Результатом,‏ ‎рискну ‎предположить,‏ ‎стала‏ ‎вспышка ‎домашних ‎произволов, ‎которую ‎нужно ‎было ‎гасить.

Но, ‎как‏ ‎мы ‎знаем,‏ ‎всё‏ ‎на ‎свете ‎приходит‏ ‎как ‎лекарство‏ ‎от ‎болезни, ‎а ‎затем ‎само‏ ‎становится‏ ‎болезнью, ‎от ‎которой ‎уже ‎пора ‎искать ‎лекарства.

Государство, ‎ввалившееся‏ ‎вместо ‎агоры‏ ‎в‏ ‎семью, ‎отличается‏ ‎от ‎своей ‎предшественницы ‎обезличенностью. ‎Оно‏ ‎не ‎имеет‏ ‎никакого‏ ‎персонального ‎подхода, ‎оно‏ ‎оперирует ‎идеологемами,‏ ‎воплощёнными ‎в ‎право ‎причинять‏ ‎неприятности.‏ ‎

Тем ‎странней‏ ‎парадокс: ‎при‏ ‎всей ‎своей ‎обезличенности ‎государство ‎выступает‏ ‎в‏ ‎новом ‎мире‏ ‎своеобразным ‎эрзац-родителем,‏ ‎который ‎кормит, ‎наказывает ‎и ‎поощряет.‏ ‎Говоря‏ ‎проще,‏ ‎лекарство ‎от‏ ‎родительского ‎произвола‏ ‎зачастую ‎превращается‏ ‎в‏ ‎произвол ‎рандомных ‎исполнителей.

Суммируем:‏ ‎современный ‎ребёнок ‎(в ‎развитых обществах)‏ ‎от ‎рождения‏ ‎становится‏ ‎по ‎меньшей ‎мере ‎отчасти ‎биографическим ‎пролетарием. ‎Его ‎взаимная‏ ‎(!) ‎принадлежность‏ ‎с‏ ‎родителями ‎сильно ‎уменьшена.‏ ‎Родитель ‎не‏ ‎передаёт ‎ему ‎своё ‎дело, ‎свою‏ ‎религию‏ ‎и ‎сакральные ‎функции, ‎свой ‎футбол. ‎Родитель ‎не ‎рассчитывает‏ ‎от ‎него‏ ‎получить‏ ‎ни ‎внуков,‏ ‎ни ‎помощь ‎в ‎старости. ‎Родитель‏ ‎и ‎ребёнок‏ ‎чисто‏ ‎физически ‎видят ‎друг‏ ‎друга ‎не‏ ‎слишком ‎часто, ‎смотрят ‎разные‏ ‎фильмы‏ ‎и ‎поют‏ ‎разные ‎песни.

Проверочный‏ ‎вопрос: ‎удивляет ‎ли ‎нас ‎деградация‏ ‎родительского‏ ‎авторитета ‎в‏ ‎среднем ‎по‏ ‎планете?

...А ‎теперь ‎к ‎альтернативам.

См. ‎выше‏ ‎-‏ ‎автор‏ ‎этих ‎взволнованных‏ ‎строк ‎пока‏ ‎не ‎может‏ ‎предъявить‏ ‎собственных ‎детей-титанов ‎и‏ ‎самодовольно ‎заявить ‎«вот ‎как‏ ‎надо». ‎Однако‏ ‎у‏ ‎автора ‎есть ‎ув. ‎коллеги ‎и ‎знакомые, ‎которые ‎прошли‏ ‎путь ‎достаточно‏ ‎далеко‏ ‎и ‎учат ‎нас‏ ‎как ‎своими‏ ‎достижениями, ‎так ‎и ‎своими ‎ошибками.

Поэтому‏ ‎мы‏ ‎можем ‎предположить ‎следующее:

А. Макаренко ‎напоминает, ‎что ‎мы ‎все ‎и‏ ‎всегда ‎воспитываем‏ ‎друг‏ ‎друга. ‎Поэтому‏ ‎для ‎взаимного ‎родительско-детского ‎воспитания ‎стоит‏ ‎быть ‎друг‏ ‎у‏ ‎друга ‎на ‎виду. Ребёнку‏ ‎полезно ‎наблюдать‏ ‎родительский ‎труд, ‎родительские ‎взаимоотношения‏ ‎и‏ ‎- ‎отчасти‏ ‎- ‎родительский‏ ‎досуг. ‎Это, ‎разумеется, ‎накладывает ‎на‏ ‎родителей‏ ‎тяжкую ‎обязанность‏ ‎вести ‎себя‏ ‎прилично, ‎но ‎в ‎этом ‎и‏ ‎состоит‏ ‎самовоспитательная функция‏ ‎родительства. ‎Если‏ ‎же ‎ребёнок‏ ‎видит ‎вдобавок,‏ ‎что‏ ‎его ‎родители ‎пользуются‏ ‎признанием ‎и ‎уважением ‎извне - то‏ ‎это ‎сразу‏ ‎+500‏ ‎к ‎карме ‎родительского ‎авторитета.

Не ‎обязательно ‎обучать ‎ребёнка ‎своему‏ ‎делу ‎-‏ ‎но‏ ‎отношение ‎к ‎нему наследуется‏ ‎с ‎высокой‏ ‎точностью. ‎Автор ‎зачастую ‎удивляет ‎ув.‏ ‎знакомых‏ ‎своей ‎работоспособностью ‎- ‎и ‎догадывается, ‎почему: ‎в ‎его‏ ‎родной ‎семье‏ ‎взрослые‏ ‎обладали ‎каждый‏ ‎своими ‎недостатками, ‎но ‎ни ‎один‏ ‎из ‎них‏ ‎ни‏ ‎разу не ‎подал ‎примера‏ ‎лени ‎и‏ ‎халтуры. ‎У ‎автора ‎двое‏ ‎братьев,‏ ‎и ‎оба‏ ‎трудоголики ‎-‏ ‎несмотря ‎на ‎значительные ‎различия ‎в‏ ‎склонностях.‏ ‎Видимо, ‎что-то‏ ‎ув. ‎взрослые‏ ‎сделали ‎правильно.

Б. Как ‎учит ‎нас ‎история‏ ‎со‏ ‎стеклянным‏ ‎полом ‎во‏ ‎Флоренции, и ‎передача‏ ‎своего ‎дела‏ ‎по‏ ‎наследству ‎- ‎очень‏ ‎неплохая ‎штука: ‎«Страховочный ‎пояс‏ ‎представляет ‎собой‏ ‎не‏ ‎столько ‎склад ‎злата, ‎сколько ‎элитную ‎профессию: банкир, ‎ювелир, ‎юрист,‏ ‎врач, ‎фармацевт».

Разумеется,‏ ‎не‏ ‎все ‎мы ‎банкиры,‏ ‎ювелиры ‎и‏ ‎врачи. ‎Передать ‎профессию ‎программиста ‎или‏ ‎учителя‏ ‎несколько ‎сложней. ‎Быть ‎природным, ‎например, ‎гуманитарием, ‎воспитанным ‎в‏ ‎стае ‎математиков‏ ‎и‏ ‎инженеров ‎-‏ ‎не ‎самый ‎восхитительный ‎опыт. ‎В‏ ‎традиционном ‎обществе‏ ‎таких‏ ‎отправляли ‎в ‎семинарии,‏ ‎но ‎XX‏ ‎век ‎такой ‎опцией ‎семейных‏ ‎матриц‏ ‎уже ‎не‏ ‎располагал. ‎

Не‏ ‎располагает ‎и ‎XXI, ‎а ‎зря:‏ ‎даже‏ ‎в ‎семинарии‏ ‎отправляли ‎не‏ ‎просто ‎так, ‎а ‎обычно ‎«к‏ ‎двоюродному‏ ‎дядюшке».

В. Не‏ ‎стоит ‎изолировать‏ ‎становящихся людей ‎от‏ ‎ответственных ‎функций.‏ ‎Нормальный‏ ‎взрослый ‎человек ‎попросту‏ ‎не ‎должен ‎помнить, ‎когда‏ ‎именно ‎он‏ ‎начал‏ ‎мыть ‎полы, ‎выносить ‎мусор, ‎жарить ‎яичницу ‎и ‎ходить‏ ‎в ‎магазин‏ ‎напротив,‏ ‎а ‎то ‎и‏ ‎колоть ‎дрова.‏ ‎У ‎Макаренко, ‎между ‎прочим, ‎все‏ ‎работали,‏ ‎и ‎Макаренко, ‎между ‎прочим, ‎раздавал ‎премии ‎за ‎хорошие‏ ‎результаты. ‎Выполнение‏ ‎социально‏ ‎значимого ‎функционала‏ ‎в ‎нормальном ‎мире ‎воспринимается ‎становящимся‏ ‎ув. ‎гражданином‏ ‎как‏ ‎инициация ‎и ‎ачивка,‏ ‎подтверждающая ‎повышение‏ ‎его ‎статуса ‎и ‎популяционной‏ ‎ценности.‏ ‎

И ‎кстати.‏ ‎Ув. ‎друзья-родители‏ ‎могут ‎подтвердить: ‎мелкий ‎мужеска ‎пола,‏ ‎который‏ ‎всё ‎делает‏ ‎сам, уже ‎в‏ ‎детском ‎саду ‎вызывает ‎абсолютно ‎рефлекторную‏ ‎симпатию‏ ‎у‏ ‎девочек. ‎Базовые‏ ‎соображалки, ‎заложенные‏ ‎в ‎них‏ ‎ув.‏ ‎эволюцией, ‎ясно ‎сигнализируют‏ ‎им ‎о ‎появлении ‎на‏ ‎горизонте ‎нормального‏ ‎мужика.

<...> Подведём ‎итог:

- Становящийся‏ ‎человек, ‎чья‏ ‎популяционная ‎ценность ‎реализуется ‎во ‎взаимодействии‏ ‎с‏ ‎родителями ‎и ‎под ‎воздействием ‎их ‎примера, ‎с ‎высокой‏ ‎вероятностью ‎сохранит‏ ‎в‏ ‎себе ‎и‏ ‎родительский ‎авторитет. ‎


Если бы инструкцию вроде процитированной выше альтернативы эльфийской деградации взялся составлять я сам, то пункты её были бы аналогичными тем, которые перечислены в цитате, но вот их последовательность - таки отличалась бы.

Пункт "В" я сделал бы пунктом "А", дабы подчеркнуть, что становление личности начинается именно с того самого "мелкий всё делает сам", а уж далее следует прочее названное.

Особенностям, которые следует учитывать воспитателям, когда они берутся стимулировать формирование внутренних опор в ребёнке, и посвящён свежий пост на тему идей для родителей.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прирастает Германией и немножко Китаем. Или наоборот. Впрочем, неважно. Компания LEDVANCE переносит производство из Германии в Смоленск Не от хорошей жизни, конечно, но кому сейчас легко. Справочка: LEDVANCE — мировой лидер производства инновационных осветительных ...
Женщина с невероятно огромной грудью, татуированный качок с накаченными губами, дрищ с гигантскими руками - всё это типичное рейтинговое шоу! Малахов видимо понял, что после того как история с Шкурыгиной перестала давать необходимый рейтинг и режил собрать этот передвижной цирк у ...
Смерть, конечно, не реальная, а политическая - прямо в Эрмитаже Путин отправил в отставку Полтавченко. Мне даже понравилось сегодняшнее закрытие Эрмитажа на целый день ! Если оно будет приводить к таким результатам, как увольнение православного гэбиста, вошедшего в петербургскую историю ...
01 Николаевский дворец Начало. Советский плагиат. История восстановлена. И собственно говоря, искать больше нечего. Там была Армия - единое и единственное Государство по всей планете. Там жили другие Люди и был другой язык. Там было другое летоисчисление, другие ...
Уже, наверное, все в ЖЖ написали о пропаже Путина. Я только ничего не писала о российском президенте. Мне и сейчас нечего об этом написать. Просто хочу спросить, а когда, собственно говоря, пропал Путин? Сколько дней его не видели? ...