IATA предупреждает о потерях авиакомпаний из-за задержек поставок
travelfoxes — 14.10.2025
Авиакомпании могут потерять более 11 миллиардов долларов в 2025 году из-за проблем в цепочках поставок самолётов и комплектующих. Об этом сообщает Международная ассоциация воздушного транспорта в совместном исследовании с консалтинговой компанией Oliver Wyman, опубликованном 13 октября 2025 года.
Skymoments опубликовали у себя статью по этому поводу. Пересказывать или разбирать нет сил и желания. Но есть желание высказаться на эту тему. Немного в телеге написал, теперь расширенно. Проблема глубокая. IATA вполне логично бьёт тревогу. Выводы правильные, но проблема несколько глубже.
Первый момент. ИАТА делает акцент на то, что старые, менее экономичные борта потребляют больше топлива, пока перевозчики ждут разгрузки очереди на новые машины. Техническое обслуживание стареющего парка добавляет ещё 3,1 миллиарда долларов расходов. Чем старше самолёт, тем чаще требуется ремонт и тем выше его стоимость.
Первый момент. Современные двигатели действительно экономичнее, однако не в разы. Эксплуатируемые надежные классические А-320 и Боинги-737NG оснащены проверенными двигателями CFM56, которые вполне экономичные и современные. При этом лизинговые платежи за эти самолёты кратно меньше, что частично компенсирует расходы на перерасход топлива. А на коротких рейсах эта экономия не слишком и заметна.
Следующий вопрос — ТО и ПЛГ. Для более возрастных самолётов существует масса РМА компонентов, которые стоят дешевле. Да и самолёты достаточно надежные, формы обслуживания отработанные. А вот новые самолёты гораздо чаще выходят из строя. Это касается двигателей, на ремонт которых очередь может превышать календарный год. Планеры самолётов сильно не поменялись. По сути, это те же самые самолёты, только с новыми дорогими и ненадёжными двигателями. NEO и расшифровывается, как New Engine Option.
Но вернёмся к главному вопросу — почему стали заваливаться поставки. В случае с Боингом — масса ограничений FAA из-за выявленных нарушений техпроцесса. Ну и выявлено использование бракованных компонентов для производства. Далее по диаграмме Исикавы — из-за чего пошли нарушения? Из-за массового вывода производств на аутсорс, стремления во чтобы то ни стало выполнить план, использования труда аутсорсинговых латиносов. Далее — зачем? Чтобы показать лучшие финансовые результаты.
К чему это привело? Финансовые результаты стали катастрофическими, а к Боингу идут, потому что двигатели GTF заземлили тысячу А-320нео. Но там есть два варианта. CFMI не справляется с производством для двух производителей, а поставки GTF срываются, так как там параллельно ремонтируют пару тысяч двигателей почти одновременно.
Цены на всё выросли, зарплаты выросли, расходы на аутсорс и логистику выросли, расходы на сырьё и энергию выросли, а поднимать цену на самолёты выше текущей нереально. Поэтому и производство не так прям уж приносит много денег. Чистая прибыль Airbus — 4,23 миллиарда евро в прошлом году, что достаточно скромно, меньше даже нашего банка ВТБ. У Боинга убыток почти в 12 миллиардов долларов. Производители двигателей себя чувствуют не лучше.
Имеем системный кризис. Новых наработок реально ни у кого нет. Новые двигатели стали экономичнее за счёт надёжности, потому что пошли по пути увеличения вентилятора, а не разработки чего-то более интересного. Новые двигатели разрушили всю авиацию, так как привели к убыткам всех. Теперь средств для новых разработок нет. Новые разработки, которые появляются сейчас, предназначены для «кидка» инвесторов, так как касаются водорода, батареек и прочей зеленой аферы.
С сырьём и его поставками проблемы из-за геополитики в том числе. Продают его не всем, военные за всем стоят в первых рядах. Да и у государств нет больше резервов для поддержания авиапрома. С кадровым потенциалом тоже сложности. Инженеров всё меньше. А нейросети не заточены для разработки двигателей.
IATA предлагает несколько решений. Одно из них заключается в содействии компаниям технического обслуживания и ремонта, чтобы снизить зависимость от лицензионных моделей производителей оригинального оборудования. Также важно улучшить прозрачность цепочек поставок для раннего выявления рисков и использовать данные для прогнозного технического обслуживания. Увеличение мощностей по ремонту и производству запчастей, ускорение одобрения ремонтов и внедрение передовых технологий производства могут помочь устранить узкие места в поставках.
Это как мертвому припарки. Двигатели умудряются выходить из строя внезапно и на ровном месте. А мощности особо не помогут, потому что ресурсов не хватает на всех. Сейчас всё упирается в двигатели в первую очередь, а там производство так просто не увеличить. Это вам не компьютерная игра, где завод расширяется за пару кликов. Тут слишком сложное многоуровневое производство, где сырьё и заготовки едут издалека, с загруженного завода, у которого много заказов и дорогая энергия. А ещё сложная логистика из-за запутанных международных отношений. Ависма, впрочем, могла бы помочь. Но уже нет.
Телега — https://t.me/skyexpert1
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/aO6rR-9570we1m_w
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
Секреты древних традиций: виды массажей, которые изменят вашу жизнь
"Теперь, говорю, давай вспомним актеров, режиссера и вообще всех, кто
Фрэнк Герберт. ВСЕЛЕННАЯ СОЗНАЮЩИХ
Широков Евгений Николаевич
Реквием 12-му Донскому казачьему генерал-фельдмаршала князя
Есть! Так их! Сводка 9 октября
Импрессионизм. На бульваре.
Новая книга - Юрий Кувалдин ЖЖ
Что не так с Евросоюзом

