и я скажу о китайских мамах

топ 100 блогов freetrinity16.01.2011 Я тут в связи с отъездами пропустила интереснейшее обсуждение. Одна "китайская мама", профессор Йейля, написала в Уолл Стрит Джернал статью-мнение, восхваляя строгий азиатский стиль воспитания детей и противопоставляя его слишком мягкому и либеральному западному. Статья наделала шуму и, наверное, хорошо поможет авторше продать свою книжку, посвященную той же теме. Оригинал здесь, одно из обсуждений, например, здесь.

Гены не пропьешь, не пропьешь и культурные корни. Я осознаю, что мои методы, как и методы многих русскоязычных иммигрантов в США, в чем-то сходны с вышеописанными -- в бОльшей степени, чем тот среднезападный мейнстрим, который я вижу вокруг себя. Не случайно моя дочка на переменах частенько тусуется с китайскими и корейскими ребятишками, и объединяет их не только игра на скрипке.

В целом же, конечно, ИМО в статье куча передергиваний и натяжек. Во-первых, меня всегда раздражает, когда этническая группа занимается самовосхвалением, используя в качестве основы стереотипные привычки небольшого, состоятельного и образованного меньшинства членов этой группы. В США, выходцы из стран Азии считаются "образцовым меньшинством", и их стереотипный образ действительно примерно вот такой, как рисует статья. Но это далеко от общего положения дел, в чем я лишний раз и очень явственно убедилась, в частности, во время своей поездки. Большинство азиатских детей (и в США тоже) скорее можно увидеть праздно шатающихся по улицам в составе городского ганга, или за помощью родителям в лучшем случае в ведении мелкого бизнеса, а в худшем -- на заводах или в деревне на полях. Разумеется, эти дети не играют на скрипках и пианинах по три часа в день.

Во-вторых, любое такое хвастовство безосновательно хотя бы потому, что в США уклад и привычки любого меньшинства подстраиваются к традициям общей культуры за пару поколений. Дети итальянцев кровь из носу должны были выхожить замуж/жениться на других итальянцах, а колледж для девочек просто не предусматривался -- и где теперь эти незыблемые правила? И кстати, внутригрупповые браки действительно играют ведущую роль в сохранении традиций, а вот с этим у выходцев их стран Азии плохо -- доля браков вне группы культурой не наказывается и в последнее время очень высока, особенно для девушек (а юношам приходится справляться соответственно:).

И в-третьих, любая такая книжка об образовании и воспитании детей строится на личном опыте автора. И всегда, абсолютно всегда этот автор редактирует реальность ради соответствия своим идеям. Порой дети, вырастая, выдают свой альтернативный взгляд, портя родителям малину. Как бы то ни было, сама эта ситуация является источником семейного нарциссизма и конфликта между родителями и детьми, поскольку ребенок оказывается лишь инструментом для пиара родительской карьеры и поддержания родительского самомнения. А это неизбежно потом аукается -- или точнее, откликается.

Главное же здесь ИМО, что средний читатель совершенно неправильно эту сказку интерпретирует. Мы по русской привычке смотрим на описанную в ней стратегию воспитания как способ вырастить компетентного, интересного, гармоничного, и даже выдающегося человека. И все дебаты, посвященные статье, в основном вертятся вокруг того, работает этот способ или нет, и стоит ли результаты слезинок замученных детей. Взгляд этот интеллигентский, и в корне своем западный.

А у китайской мамы задача другая, и авторша об этом довольно ясно пишет.

Во-первых, задача состоит в том, чтобы вырастить человека успешного, в первую очередь в материальном смысле. В азиатской и в особенности в китайской культуре, успешность четко связывается с учебными достижениями. Это традиция тысячелетней давности, когда очередная императрица отменила непотизм и на госслужбу мог поступать кто угодно, хоть дворянин, хоть простолюдин, по результатам прохождения серии экзаменов, на которых главным образом спрашивали про учение Конфуция. Так что ребенок должен быть успешным в борьбе вот за это существование, и в частности также затем, чтобы честь семьи поддерживать и чтобы родители могли им гордиться перед другими родителями.

А во-вторых, ребенку надо вбить в голову с самого раннего детства, что его наипервейшим долгом является уважение к родителям, чтобы он гарантированно заботился о них в их немощной старости. "Мы тебе дали все, теперь ты давай нам все", как-то так. Это модель вполне работающая для клановой аграрной культуры, в которой ограничены ресурсы и отсутствует государственная система поддержки людей пенсионного возраста. В современных же странах любого строя, в т.ч. и с самих азиатских странах, том же Китае -- это архаика, которая неизбежно подстроится под современность.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Победитель в номинации «Пустыня» на конкурсе «Лучший пейзажный фотограф года» Арита. Салар-да-Арисаро, Пуна-де-Аргентина, Аргентина. © John Seager (Великобритания) ...
В 1963 году по Москве шли, беседуя, два уже немолодых человека. Один из них отсидел 16 лет в лагерях, был восстановлен в партии, и был антисталинистом, другой же только что был исключен из партии – за то, что остался сталинистом. Первым был Иван Михайлович Гронский, второй – Вячеслав Миха ...
Вчера дочка не пошла на тренировку, ибо насморк-кашель, а впереди нас ждет лыжня России. Вы кстати будете учавствовать? И вот, чтобы ребёнка не расслаблялась около телевизора и компьютера, чтобы жизнь не казалась сахаром, нашла ей работенку))) Пока мать ржала аки коняшка мило беседовал ...
Часто можно услышать, что Киселёв (или Кисилёв - как правильно?), угрожает Свободному миру, воплощением которого якобы стала и Украина, ядерным пеплом. Если посмотреть подлинную запись той самой программы Киселёва - там ничего подобного близко нет. Это просто рассказ о "Системе ...
Работы Пола Густава Фишера ...