и о китайских детях
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Я не буду поднимать лишний раз статистику о том, что выходцы из стран Азии выше по IQ, хорошо представлены в колледжах США и являются благополучной социально-мобильной группой. Лучше расскажу о собственно "доказательстве в пудинге" -- личном опыте, который строится на ограниченном материале, но старается брать в счет все аспекты ситуации и весь спектр результатов, которые такое воспитание дает. Чтобы сделать для себя выводы -- надо ли?
Мы с мужем из года в год проводим интервью для поступающих в университет, который в свое время закончили. Это просто индивидуальная часовая беседа с абитуриентом, по результату которой мы пишем ему/ей еще одну рекомендацию, основанную на личных впечатлениях. Университет этот престижный, поэтому те кто туда поступают, являются однозначно лучшими учениками и выпускниками своих школ. Как и ожидается, среди них достаточно выходцев из стран Азии, больше чем в среднем по нашей местной популяции.
Дети эти все хорошие, умненькие и трудоспособные. Считанные единицы детей хотелось отметить особенно. Они действительно выдавались даже из этого ряда неординарностью, зрелостью, личной глубиной, интересной судьбой и лидерскими качествами. Все эти дети были белыми. Ни одного студента азиатского происхождения среди них не было. С другой стороны, их не было и среди тех считанных единиц детей, которые в личном общении сильно отличались в худшую сторону от того, как выглядели на бумаге: выдавали пустышку или даже откровенно пугали :) Этим тоже отличались белые студенты. Азиатские студенты в среднем оказывались более ... средними, что ли.
Что еще заметно в азиатских студентах -- подавленный внутренний конфликт. Противоречивые мнения, которые человека по-настоящему где-то в глубине беспокоят. Не у всех, но чаще чем у других абитуриентов. Как я вывела для себя, родители к этому имеют прямое отношение. Во-первых, китайско-корейские и пр. абитуриенты вообще больше склонны добровольно начинать разговор о родителях и их влиянии. Во-вторых, конфликты могут по-разному выражаться и нести разную степень агрессии / стремления как-то восстать (и в любом случае это все очень минимально и вполне невинно), но общая канва одна и та же -- как примирить и сбалансировать индивидуальное самовыражение с конформизмом и групповой ответственностью. Суть и корень тут в том, что эти две вещи, самовыражение (даже не индивидуализм в критичном анти-западном понимании, а просто бытие самим собой и наличие собственного мнения) и групповая ответственность, воспринимаются как противостоящие друг другу. И что тут идет от родителей, а что от того, какие задачи ставит перед ребенком школьная среда и жизнь в обществе, в общем-то понятно.
И последнее -- воспитанность и вежливость. По правилам хорошего тона, как после любого интервью, абитуриенту полагается черкнуть короткую благодарственную записку беседовавшему с ним выпускнику -- мол-де thank you very much, минимум реверансов. Ну дети, понятно, хоть хорошие, но оболтусы, когда и напишут, но чаще нет. Так вот, азиатские студенты пишут благодарности четко тогда, когда им кажется, что интервью прошло не очень хорошо и они как-то себя недопроявили. И они обязательно это отражают в записке, завуалированно извиняясь и выражая надежды, что тем не менее и т.д. Белым и прочим как-то пофиг; по крайней мере, никакой закономерности с самовосприятием я не наблюдала -- либо человек пишет благодарность, либо нет. Из этого я делаю вывод, что дефолтная, не подкрепленная внешними стимулами воспитанность и вежливость в результате азиатского воспитания не зашкаливает. Даже более того, при видимой мотивируемости наблюдаемой вежливости ответственностью и культурой стыда, она весьма явно эгоистична. Когда подруга мне рассказывала, что на детских фортепианных концертах, которые проводит для своих учеников учительница-китаянка, другие китайские ученики и их семьи громко разговаривают и даже едят, когда играют чужие дети, для меня это было дико и неправдоподобно. Но в каком-то смысле это явления одного порядка.
Доказательство из личного опыта для него же лучше всего и годится. Поэтому мой вывод недалеко идущий и простой. Я не вижу в азиатском воспитании ничего хорошего, чего бы я не могла и так дать своим детям. Конкретные шишки, которые человек а результате огребает, мне тоже не кажутся предпочтительными по сравнению с другими возможными под моим крылом ;)
поэтому, пожалуй -- спасибо, не надо
|
</> |