И всё же Лев Толстой остался без штанов
elika — 20.08.2023
Утренняя
живолисть

…благодаря
художнику
Наргизу Бунину. Эта его картина под названием
«Рыбная ловля» получила широкую огласку и оказалась просто в
центре скандала. Были те, кто посчитал её отвратительной, но
нашлись и ценители такого творчества.
Наргиз Бунин «Рыбная ловля», 1903 год →
Всё дело в том, что на картине художник изобразил не простых
рыбаков, а очень известных личностей: Льва Толстого, Антона Чехова
и Илью Репина. Правда, все мастера предстают здесь в очень, мягко
говоря, неприглядном виде — без штанов.
«Петербургская газета» от 6 марта 1903 года утверждала, что всё
началось с другой картины — с
портрета Льва Толстого кисти Репина, о котором мы с
вами уже говорили однажды утром. На нём, как вы помните, живописец
изобразил писателя без обуви, а тот ему ответил:
«Благодарю вас,
Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы
панталоны». Вероятно, Наргиз Бунин решился в этой связи на ещё
больший ажиотаж и решил «снять с Толстого» то, на что не решился
Репин. Давая интервью газете «Новости дня» 24 марта 1903 года, сам
Бунин отметил:
«Я уважаю Толстого, как
писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил
нелепыми и никогда не одобрял тех, кто возводил Толстого в культ.
Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и
смешным. В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я
нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в
культ. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин
Толстого…»
Словом, Наргиз Бунин считал, что Репин поклоняется Толстому и хотел
высмеять это таким странным способом.
Общественность же по-разному восприняла такую смелую картину.
Например, столичный журналист Любошиц написал прямо на полотне
слово «мерзость», а тем, кто попытался его остановить, заявил:
«Первому, кто меня
тронет, я дам пощёчину! Я сделал это сознательно! Ещё вчера я
провёл весь день с графом Толстым. Сегодня же вижу на выставке эту
возмутительную мазню! Никто меня не смеет задержать. Я сам
останусь. Пошлите за полицией».
Полиция, само собой, прибыла и арестовала Любошица на шесть дней.
Были те, кто поддержал журналиста, но скандальная картина
притягивала посетителей, как магнит, пока в конце концов её не
сняли с выставки.
Впрочем, не все так осудили картину. Например, писатель Фёдор
Сологуб предложил просто по-новому взглянуть на неё:
«Понимаю, что содержание
картины может шокировать людей фешенебельного круга, но не понимаю,
что в ней скандального. Говорят, что публику особенно привлекают в
этой картине и соблазняют изображённые на ней, среди разных других
предметов, ноги людей, занятых рыбной ловлей: эти-то ноги и делают
картине рекламу. Если это так, то право, странная публика.
<�…> Да почему бы, наконец, не посмотреть и на эту картину с
символической точки зрения и не увидеть в ней не простых рыбаков и
не простые сети, а ловцов, уловляющих вселенную».
И, несмотря на всеобщий ажиотаж, сам Толстой был абсолютно спокоен
по поводу этой картины. На вопросы журналистов он скромно отвечал
так:
«Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь
ничему…»