И тут русские пришли на помощь!

А было это так.
Самолёт Lockheed Р-3С «Орион» 9-й эскадрильи «Золотой Орёл» (VP-9 “Golden Eagle“) базовой патрульной авиации ВВС ВМС США c ВМБ Кадьяк на Алеутских островах, штата Аляска, вылетел вечером в четверг 26 октября.
Lockheed Р-3С «Орион».

На его борту находился экипаж из пятнадцати человек, включая командира – лейтенант-коммандера ВМС США Джерри Григсби (англ. Jerry Grigsby).
Самолет имел боевую задачу: патрулирование на высоте 7000 м в западном районе нейтральных вод Берингова моря, ведение разведки сил ПВО СССР, поиск советских подводных и надводных кораблей.
Погодные условия были крайне неблагоприятные: проливной дождь со снегом, шторм 7-8 баллов, высота волн 5-9 м, скорость ветра 13-18 м/cек (35 узлов), температура воздуха от +2 до +10 ℃, температура воды от +3 до +7 ℃.
После четырёх часов полёта, по распоряжению Григсби лётчики попытались запустить два из четырех двигателей, бездействовавших до этого, чтобы сэкономить топливо. Это решение привело к чрезвычайной ситуации: вспыхнуло топливо и начался пожар 4-го двигателя, целостность крыла оказалась под угрозой. В считанные минуты, уничтожив секретные документы, переодевшись в гидрокомбинезоны и подготовив надувные спасательные плоты, команда подала сигнал SOS и приготовилась к посадке самолёта в бушующий от шторма океан.
Пилотам удалось совершить «приводнение», однако при ударе самолета о воду от удара погиб бортинженер сержант Миллер. А командир экипажа лейтенант-коммандера Григсби, по старому морскому правилу покидавший борт последним, не успел выйти и утонул вместе с самолетом.
Последующий взрыв в месте возгорания, привёл к неминуемому затоплению машины менее чем за 90 секунд после приводнения. 13 уцелевших членов экипажа оказались на надувных плотах посреди бушующего ледяного океана примерно в 100 милях от Командорских островов и юго-западнее от Алеутских островов.
У чудом уцелевших людей вряд ли имелась надежда на второе спасение: холод, шторм, отсутствие связи и непрочность надувных ботов – все сокращало их шансы на выживание до минимума.
К операции по поиску потерпевших авиакатастрофу лётчиков в равной степени подключились оба государства: и США, и СССР. Американцы использовали для обнаружения соотечественников атомную подводную лодку, находившуюся на дежурстве в районе побережья Камчатки, а также самолёты морской авиации и сторожевой корабль Береговой охраны. СССР со своей стороны, кроме атомных подлодок, предоставила для спасательных работ три корабля – военные сторожевики «Ретивый» и «Дунай», а также рыболовецкое судно «Мыс Сенявина» Корсаковской базы океанического рыболовства объединения «Сахалинрыбпром», которое оказалось в нескольких десятках километров от места падения самолёта.
Большой рыболовецкий траулер "Мыс Сееявина".

Условия поиска осложняли непогодой – в районе воздушной катастрофы бушевал сильный шторм. По словам руководителя поисково-спасательного мероприятия капитана 1-го ранга Михаила Петровича Храмцова, командира бригады противолодочных кораблей, им ещё никогда не приходилось выходить в море с восьмибальной волной. Лишь благодаря мастерству и опыту своих командиров, сторожевые суда смогли оторваться в шторм от причала и на максимально возможной скорости отправиться в зону поиска.
И все же, несмотря на организационную слаженность операции, имелись все шансы не спасти людей. Причина – катастрофически большое расстояние, которое разделяло американских и советских военных с погибающими на плотах лётчиками. В такой ситуации оставалась надеяться только на гражданский экипаж большого морозильного рыболовного траулера «Мыс Сенявина», находившегося всего за 20-30 морских милях от запеленгованного квадрата бедствия.
Команда рыболовецкого траулера, закончив работу, возвращалась к берегу, когда получила сообщение американского радиста с просьбой о помощи. Уведомив экипаж о случившемся и обсудив с ним дальнейшие действия, капитан судна Александр Арбузов отдал приказ на обратный курс. В восьмибальный шторм, игнорируя возможную опасность, судно изменило маршрут, чтобы через несколько часов забрать на борт замерзающих граждан США.
Александр Алексеевич Арбузов

Что примечательно, по воспоминаниям выживших американских летчиков, незадолго до крушения, еще в небе, они видели корабль на радаре и думали, что это и был «Мыс Сенявина». И только потом они узнали, что это был южнокорейский корабль. И с него на запрос США помочь ответили, что идти в эпицентр шторма "это слишком опасно". А русские, получив радиограмму, почти сразу ответили: "Конечно, поможем".
Непосредственно в операции спасения участвовали семь моряков: старпом Валентин Сторчак, штурман Василий Евсеев, механик Валерий Кухтин, матросы Николай Муртазин, Валерий Матвеев, Николай Опанасенко, Николай Килебаев; а также радист Хальзев (единственный из экипажа он знал английский и выступал переводчиком). Именно они в непростых погодных условиях помогали американцам покидать ненадёжные спасательные плоты и доставляли их на борт «Мыса Сенявина».
Советские рыбаки успели спасти десять человек, которые после падения самолёта, провели в океане 12 часов. Четверых военных они сняли с одного плота и девять, среди которых находилось уже трое погибших, со второго, почти затонувшего бота (люди на нем сидели по-грудь в ледяной воде). Примечательно, что все члены лётного экипажа были обмотаны одним тросом: они готовились только вместе – или спасаться, или умирать.
Едва моряки переправили на судно обмороженных, обледенелых, почти невменяемых от сильнейшей качки американцев, как один из надувных плотов, попав в очередной раз под волну, пошёл на дно. Позже Александр Алексеевич Арбузов, описывая этот случай, сказал: «Не иначе как Бог помогал этим лётчикам», имея в виду ничтожность шансов как уцелеть в авиакатастрофе, так и выжить после стольких часов на холоде среди гигантских волн.
Как позже вспоминал Эд Кейлор, 2-й пилот американского самолета: «Хорошо, что нас подобрали моряки из Советского Союза, а не наши собственные. Иначе мы бы погибли. Почему? Дело в том, что в то время в США, если бы кого-то такого холодного, как мы, вытащили из воды, вас немедленно бросили бы в горячую ванну - "отогреваться". Вот только затем вы бы умерли, потому что вся эта холодная кровь попадает прямо в ваше сердце и вызывает сердечный приступ. Но русские рыбаки знали как себя вести лучше. Поэтому, когда мы сели на корабль, нам дали теплые одеяла и горячий чай с медом. И поэтому это тепло, эта сладость были велики и согревали нас изнутри, а не снаружи. Прошло почти 30 минут, прежде чем они действительно сняли с нас одежду и погрузили нас в горячий душ, и к тому времени наша кровь уже была достаточно теплой».
Советский траулер со спасенными взял курс на Петропавловск-Камчатский.
Казалось бы, вот он, почти голливудский хэппи-энд. Но именно тогда, когда самое страшное осталось позади, два государства, будто спохватившись, вновь заиграли мускулами.
Соединенные Штаты явно не рассчитывали, что спасенных летчиков-разведчиков повезут в Советский Союз. Над советским траулером летал американский военный самолет и бросал на воду фальшфейеры, заставляя траулер изменить курс и следовать на восток - на одну из военно-морских баз США. И лишь когда к рыбакам подошел сторожевик «Ретивый» и привел в боевую готовность два зенитно-ракетных комплекса «Оса», самолет улетел.
Попытки заставить капитана Арбузова изменить курс предпринимал и подошедший вскоре американский сторожевой корабль. Он сопровождал траулер и даже угрожал применением оружия. Опасные маневры продолжались до тех пор, пока не всплыла советская атомная подлодка.
До Петропавловска-Камчатского «Мыс Сенявина» добрался через 48 часов. Летчиков сперва поместили в военно-морской госпиталь, а затем переправили в Хабаровск и далее в Японию, а оттуда они уже довольно быстро улетели домой в США.
Капитана же Арбузова, как это было принято тогда, вызвали в Москву. И вместо благодарности высказали политическую претензию: мол, прежде чем спасать вероятного противника, ты должен был проявить высокую сознательность и во что бы то ни стало найти и поднять с воды аварийный радиобуй «Ориона» с секретными радиочастотами. Это ж бесценная стратегическая информация!
В результате капитан-директор большого морозильного рыболовного траулера «Мыс Сенявина» Александр Алексеевич Арбузов, а также рыбаки, непосредственно участвовавшие в спасении американских летчиков, были награждены лишь медалями «За спасение утопающих».
Спасателям и спасенным понадобилось почти 25 лет, чтобы восстановить связь. Когда тебе спасли жизнь, очень хочется сказать «Спасибо!» Но почти четверть века у спасенных такой возможности не было.
Два года спустя траулер «Мыс Сенявина» зашел в американский порт Кадьяк на Аляске, и офицер Береговой охраны — отец одного из спасенных парней с «Ориона» — попросил встречи с капитаном.
«Пришлось отказаться, — признавался Арбузов. — Не по-человечески это как-то. Но такие были времена…»
Попытки спасенных американцев передать экипажу «Мыса Синявина» послания и посылки много лет не могли увенчаться успехом (как-никак "Холодная война" и "железный занавес" не давали шанса на какое-либо общение). Только в 2003 году американцы узнали имя своего спасателя – капитана Александра Арбузова. После этого им, уже давно убеленным сединами ветеранам-пенсионерам, удалось найти своих бывших спасителей и организовать встречу-чествование Александра Арбузова и его команды в Лас-Вегасе. Даже через четверть века спасённые лётчики сохранили благодарность к тем, кто подарил им второе рождение.
Александр Алексеевич Арбузов скончался в 2015 году в возрасте 70 лет.
По материалам из сети.
|
</> |