![И со смертью Цукерберг скоро что-нибудь придумает И со смертью Цукерберг скоро что-нибудь придумает](/images/main/i-so-smertyu-cukerberg-skoro-chto-nibud-pridumaet-b7eb35.jpg?from=https://novayagazeta.ru/static/records/72c9112ea24142b8a2a884f6e8b0e774.webp)
Фото: Фото: EPA-EFE
Фото: Фото: EPA-EFE
Цукерберг размахнулся на весь мир. Он собирается создать огромный
виртуальный мир, который поглотит все остальные виртуальные миры,
уже существующие, и те, каким предстоит возникнуть. Вселенная
Вселенных. Расширяющаяся Вселенная, которая засосет в себя всех и
вся.
Виртуальных миров, или виртуальных вселенных, уже сегодня
существуют десятки и сотни. Это не новинка. Что такое игра
Minecraft, созданная в 2009 году и популярная до сих пор, как не
виртуальная вселенная, вступая в которую, игрок может создать
собственный мир? Сейчас в этой вселенной живут 140 миллионов
человек. Но с тех пор, как Маркус Перссон создал свою игру,
технологии разительно изменились и потрясающе нарастили
возможности. Виртуальные миры, созданные в последние годы, это уже
не просто бегалки и стрелялки, в которых человек, сидя в кресле
перед компьютером, видит на плоском дисплее собственную руку с
пистолетом и палит из него по выбегающим со всех сторон монстрам,
—
виртуальные миры превратились в дополненную 3D-реальность, куда можно переселиться если пока еще не телом, то уж точно — сознанием.
Само слово metaverse, метавселенная, только что так громко
прозвучавшее из уст Цукерберга, — придумано не им. Калифорнийский
проект Bigscreen, возникший в 2014 году, имел целью не создание
отдельных игр или сетей для общения, а создание универсальной
метавселенной, где можно общаться, работать, путешествовать,
играть, смотреть кино и вообще — жить. Надел на голову очки
виртуальной реальности Oculus — и переселился. Сам я там не живу,
но те, кто туда ушел хотя бы частью своего времени и сознания,
рассказывают о чудесах общения, когда аватары собираются на
просмотр кинофильмов в роскошных общественных кинозалах с
гигантскими супер-экранами, покупают попкорн, хлопают друг друга по
плечу, разговаривают и флиртуют. Не хватает только тактильных
ощущений контакта, но и они скоро появятся.
Метавселенной — metaverse — объявляет себя и Next Earth,
Другая Земля, которая на самом деле является виртуальным миром,
точно копирующим уже существующую Землю. И она распродается. С
помощью спутниковой карты можно выбрать себе участок — со зданиями
или без, с водой (рекой, озером) или лесом. Хоть в Гренландии, хоть
в Нигерии, но больше всего виртуальной земли пока распродается в
Америке и в России. Создатели проекта исходят из того, что куски
виртуального мира со временем будут расти в цене — например, как
рекламоносители, а также и по другим причинам, которые мы сейчас не
можем даже предположить; уже сегодня можно выставлять их цифровые
копии на продажу на рынке NFT. Я, например, присмотрел себе в
Москве фонтан на Тверском бульваре — всегда хотел иметь собственный
фонтан! — но он уже куплен кем-то по имени netlord за 3,68 BNB.
Сейчас рыночная цена 4,25 BNB — это токен Binance Smart Chain,
иначе говоря, цифровая монета. Все современные виртуальные миры
завязаны на криптовалютах, на их курсах, на их росте, на их наличии
в ваших цифровых кошельках. Это главное.
Трудно ожидать от бизнесмена Цукерберга чего-то, кроме
бизнеса. Его желание создать безграничный, как Вселенная, новый мир
основано на ощущении того, что его бизнес в старом мире подошел к
своим границам и уперся в них. Он уже выдоил всех пользователей
Facebook, уже собрал всю их личную информацию и продал ее. Второй
раз она не продается. К тому же тут слишком много границ, камней,
кирпичей и бюрократов, которые лезут к цифровым сущностям с
линейкой и весами в руках.
Но на самом деле Цукерберг и другие не создают подлинно новый
мир, они только воспроизводят старый в новых формах и на новой
безразмерной площадке. В основе нового мира по Цукербергу все то
же, что было в старом, — гигантские толпы зачарованных прекрасными
технологиями людей, покорно продающие самих себя за цифровые
бусинки и электронные мулечки. В основе нового мира все та же
слежка за людьми, все тот же глобальный сбор информации о них, все
та же гигантская, превосходящее все, что было в истории,
манипуляция массами, которые, как гигантская свинка, должны бежать
за все новыми и новыми виртуальными приманками.
Для создания такого мира Цукербергу не жалко тратить 5
миллиардов долларов в год. Он столько и тратит — на
разработку.
Много лет назад я брал интервью у Георгия Пачикова, главы
компании Parallel Graphics, которая производила инструменты для
создания трехмерной графики. Пачиков — те, кто знаком с российским
хайтеком, хорошо знают, кто это такой, — в те годы даже создал
конструктор виртуальных миров, который выпускался на CD-диске.
Вставляешь диск в громоздкую бандуру, он с гудением запускается, и
ты создаешь на своем продвинутом Pentium I свой виртуальный мир. В
интервью Пачиков говорил о том, что хочет создать виртуальный мир и
населить его философами, так чтобы там можно было встретиться с
Сократом или, например, прогуляться с Платоном. Тогда это казалось
фантастикой. Но это и сейчас фантастика, и не только потому, что
искусственный интеллект еще долго не будет способен перевоплотиться
в Сократа и Платона, но, прежде всего, потому, что виртуальные
философские сады московского программиста были задуманы как
бесплатные и свободные. Это были сады нирваны, где нет ни времени,
ни суеты, ни денег, а только мудрость и красота. И в эти сады мы
попадем не скоро. Или никогда не попадем.
Настоящей альтернативой централизованному проприетарному
метаверзу Цукерберга является свободный федиверз — федерация
децентрализованных сетей, в которых нет хозяина, бизнеса, слежки,
рекламы, торговли. Там ничего не продается и не покупается. Этот
тихий интернет с тремя миллионами жителей существует рядом с
громким, орущим, бегущим, торгующим, наполненным тремя миллиардами.
Он действительно устроен на других началах. То, что Цукерберг
выдает за другие начала в своей виртуальной вселенной, ими на самом
деле не является. Это старый мир в новой технологической оболочке —
настолько сияющей, что она ослепляет не только глаза, но и
ум.
Строится метавселенная с новой экономикой; совершенно фантастический мир, в котором на гигантских биржах, по сравнению с которыми Уолл-стрит покажется деревенской обменной лавочкой,
будут ежесекундно взлетать и падать сотни криптовалют, в котором
объем продаж очков виртуальной реальности превысит объем продаж
автомобилей, в котором получат развитие новые виды индустрии,
например, индустрия виртуальной одежды и виртуальных
драгоценностей, потому что будет не важно, в чем человек сидит у
себя дома перед компьютером — да хоть в драной майке и отвисающих
на коленях трениках, — а будет важно, в смокинге какого лейбла он в
этот момент в виде аватара присутствует на приеме в сияющем огнями
дворце на виртуальной Tverskaya-Аvenue, целиком принадлежащей все
тому же netlordu, который начал скупать улицу еще в 2021-м, далеко
ушедшем в прошлое году.
Все это сейчас, в наши дни, кажется странной сказкой о
будущем, но реальность этой сказки уже сегодня подтверждается
огромными деньгами, которые вкладываются в ее осуществление. Эта
сказка вызывает у многих из нас недоуменное пожатие плеч — какие
там золотые россыпи криптовалюты, когда ждешь, чтобы рублевая
зарплата шлепнулась на карточку, — но этот мир настанет быстрее,
чем может предположить инерционное человеческое сознание.
Метавселенная заменит интернет в его нынешнем виде — все наши
нынешние сайты, блоги, россыпи фоточек, плоский наивный мир. Они
останутся где-то сбоку и на краю, пережиток прошлого, милый
бабушкин архаизм.
Изменится человек. У каждого в виртуальной метавселенной будет свой
хорошо проработанный аватар, люди будут жить в этих аватарах, как в
новых воплощениях самих себя. Я предполагаю, что появится институт
второго брака — брака аватаров, и уж точно аватары будут влюбляться
друг в друга и вдвоем отправляться то на светскую тусовку, то в
дальний конец вселенной, на какие-нибудь новые голубые горы.
Реальность сияющего и прекрасного, динамичного и увлекательного
виртуального мира станет привлекательнее и интереснее постылого
прозябания в скучной реальности. Произойдет раздвоение человеческой
внешности — некрасивые тут станут красивыми там, возраст станет не
неизбежностью жизни, а делом выбора. Вместе с раздвоением внешности
произойдет раздвоение психики, какого еще никогда в своей истории
не испытывал человек — он будет спать и есть в одном мире, а сиять
и блистать в другом. Прожевав утренний бутерброд, погрузив тело в
кресло, надев на голову новейший Oculus, мы плавно перенесем себя в
наш красивый, любимый, стильный и модный аватар — в шляпе или
короне, в золотой мантии или синих бриджах от кутюр — и отправимся
туда, где еще никогда не были.
Правда, остается смерть, которая может внезапно нарушить нашу
прекрасную игру в жизнь. Но и со смертью, как мешающим бизнесу
обстоятельством, Цукерберг скоро что-нибудь придумает.
Алексей Поликовский,
Обозреватель
«Новой»