![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomemergenza1501939299429299429_600.jpg)
И о развлечениях культурных
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
По приглашению
![](/images/main/-827d18.jpg?from=https://l-stat.livejournal.net/img/community.png?v=556?v=649)
Как хорошая девочка, ну и чтобы не ударить в грязь лицом перед другими маститыми театралами, первым делом я заглянула в описание спектакля на официальном сайте театра. Я редко даю цитаты, но тут, прошу, внимательно вчитайтесь и просто прочувствуйте.
"Мария Стюарт" — знаменитая пьеса Шиллера о противостоянии двух великих женщин, схватке двух королев. О престоле и темнице. Природе власти и природе страха. О милосердии, чести и гордости. Любви и верности. Сквозь два века эта пьеса говорит с нами о цене свободы, о безусловной ценности жизни
Каково, а? Даже вот сейчас я пишу, и сразу хочется плечи распрямить, живот втянуть и мизинец оттопырить несмотря на то, что в кружке для чая у меня совсем не чай.
Накануне я освежила в памяти сюжет, благо образование журналиста в свое время дало мне возможность прочитать почти всю классику европейской литературы. Заметила и то, что спектакль - номинант на "Золотую маску" аж в трех категориях сразу. В конце концов еще больше преисполнившись торжественностью момента, надела парадную блузку с воланами и отправилась приобщаться к искусству.
![](https://ic.pics.livejournal.com/emergenza/1501939/299429/299429_600.jpg)
Чтобы не портить интригу, но в то же время дать базовое представление о постановке, скажу всего лишь одну фразу:
ЧИТАЙТЕ, ЧТО НАПИСАНО МЕЛКИМ ШРИФТОМ!
Вот реально, эта заповедь XXI века тут актуальна как нигде!
Спектакль-китч, спектакль-абсурд, спектакль-вызов и провокация. Я, настроившись и внешне, и в глубине души на что-то, хоть как-то соответствующее официальному анонсу, к реальности оказалась не готова. На первых минутах у меня глаза расширились, как будто я потомственная сова. Потом они переползли на затылок. Через час я была что тот попугай, который кричал: "Оторвите мне голову, но я хочу это видеть!". Официально в пьесе два акта и антракт. Я для себя разделила ее по-другому: сначала ты офигеваешь и пытаешься понять, что вообще происходит, а потом наступает катарсис. И кайф. Сколько какая часть длится - каждый решает для себя сам.
![](https://ic.pics.livejournal.com/emergenza/1501939/299749/299749_600.jpg)
Сюжет строго по Шиллеру. Но в современном антураже. Со сцены звучит классический перевод Пастернака. Вперемежку с блатным жаргоном. Разворачиваются трагедия персонажей и их муки морального выбора. Под диско 80-х и танцы тех же персонажей, как будто паленый портвешок, который на эту дискотеку однокашник притащил, был не так уж и плох. Декорации как место действия не меняются ни разу. Сочетаясь с таким невероятным количеством референсов, что кажется смотришь все мировое экранизации одновременно. Много символизма и намеков. И при этом крупные, даже не театральные, а по-киношному крупные планы.
Про игру актеров хочется сказать отдельно. Мои фавориты навек - София Сливина (Мария Стюарт) и Илья Шляга (Мортимер). Не, хороши были все, но именно у этих двоих были такие... даже не знаю, как назвать. Немые монологи? Вот представьте, на сцене разворачивается действие. Актеры играют, что-то делают, говорят. Но камера при этом на Марию Стюарт, которую вообще зрители не видят, она в углу сидит. И вот она без слов, только эмоциями на лице обличает и всю фальш двора, обнажает до безмолвного визга и свою обреченность, и гордость. Долго. Абсолютно наравне со всеми теми, кто на первом плане. А может и затмевая их.
![](https://ic.pics.livejournal.com/emergenza/1501939/299861/299861_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/emergenza/1501939/300055/300055_600.jpg)
А вот от этого я совсем обалдела. Ключевая сцена всей пьесы - встреча двух королев, переломный момент. В плане эмоций (по книге) персонажей швыряет по синусоиде, как будто у них биполярное расстройство. У Шиллера на этот эпизод вообще ушло чуть ли не треть всего текста.
А теперь смотрим картинку:
![](https://ic.pics.livejournal.com/emergenza/1501939/300497/300497_600.jpg)
И еще раз. Ничего не замечаете?
![](https://ic.pics.livejournal.com/emergenza/1501939/300731/300731_600.jpg)
На сцене ни одного актера! Вообще! Ключевая сцена без единого актера!!! Все они за ширмой. Ушли. Нету. Пусто. Я не знаю, как это в принципе можно было придумать, но было так.
Стоит ли идти? Посмотрите для начала, что "написано мелким шрифтом", например интервью режиссера Петра Шерешевского. Он очень честно все рассказывает. Или на маркировку "18+" - тоже пригодится.
Мне по итогу (не сразу, на первых минутах мое классическое образование завопило: ШТО ЭТА?!) понравилось очень.
Необычно, дерзко, цепляюще.
Я бы еще раз с удовольствием сходила.
Только припасла бы с собой немножко вкусного коньячка. На всякий случай. Для нервишек, говорят, полезно
***
Кому удобнее, есть официальный сайт театра на ФБ, ВК и в нельзяграме
|
</> |