И о предпосылках...


Нефть: для падения цен не хватало только триггера
✔️Падение цен на нефть не стало случайностью: как я неоднократно говорил, на рынке созрели фундаментальные предпосылки для падения и последующей стабилизации цен Brent. В их числе:
▪️ Торможение спроса в Китае из-за электромобильной революции;
▪️ Рост предложения в Южной Америке, где из-за использования плавучих установок (FPSO) добыча на морских проектах не будет останавливаться даже в случае резкого падения цен;
▪️ Большой профицит Upstream-мощностей на Ближнем Востоке, где разница между фактическим и предельно возможным объемом добычи достигла максимума с середины 2021 г., когда в ряде стран-потребителей сохранились ковид-ограничения;
▪️ Развитие экспортной инфраструктуры в Северной Америке, которое позволит расширить географию поставок нефти из США и Канады.
✔️Однако для падения цен не хватало события-триггера, и лично я долгое время думал, что эту роль сыграет конфликт США и Ирана: если США дипломатическим или вооруженным путем смогут добиться политических изменений в Иране, то администрация Трампа в качестве ответной меры снимет эмбарго, которое было поэтапно введено в 2018-2019 гг.
▪️ В этом случае на рынке окажутся около 2 млн б/с «легальной» иранской нефти, импорт которой будет осуществлять не только КНР, но также потребители в Европе и странах Южной и Восточной Азии. Это полностью обессмыслит политику сдерживания добычи со стороны ОПЕК+.
✔️Однако на практике таким триггером стала внешнеторговая политика администрации Трампа: ввод тарифов в отношении более чем 180 государств (включая Китай и страны ЕС) породил ожидания торможения мировой экономики и привел к падению цен на нефть.
▪️ Буквально на следующий день после введения тарифов альянс ОПЕК+ принял решение о самом серьезном за долгое время увеличении квот. Теперь вопрос лишь в том, когда страны Ближнего Востока устроят «гонку предложения», пытаясь компенсировать потери от падения цен за счет увеличения добычи.
▪️ По данным Управления энергетической информации (EIA), к началу марта 2025 г. профицит нефтедобывающих мощностей составлял 4,8 млн б/с, что превышает текущий объем добычи в Ираке, втором по величине производителе нефти в ОПЕК.
✔️«Гонка предложения» и будет означать конец сделки ОПЕК+, которая продлила эпоху высоких цен на нефть, но не «пересилила» долгосрочные тренды.
Родионов
*
Минфин снова запустит руку в кубышку - с 7 апреля по 12 мая ведомство Антона Силуанова будет продавать золото и юани из ФНБ, чтобы компенсировать обвал нефтегазовых доходов (минус 17% в феврале и марте).
Объем продаж составит 35,9 млрд рублей. Последний раз Минфин устраивал распродажу запасов ФНБ в январе прошлого года.
Причины понятны - дешевая нефть, плюс снижение добычи нефти в России. Вместе с Минфином распродажу устраивает ЦБ Эльвиры Набиуллиной, выбрасывая на рынок юани вдвое больше обычного. В общем будет выходить примерно по 10,5 млрд рублей в день. Такие меры должны помочь курсу рубля удержаться на фоне негативных политических новостей и дешевой нефти. Но это вряд ли сработает.
Напомним, что ранее правительство собиралось перейти в режим сохранения резервов ФНБ, уменьшая расходы на инвестпрограммы. Единственное, на что власти собирались тратить средства фонда, так это на поддержание бюджета в случае плохой ситуации с нефтегазовыми доходами. Так и выходит.
Временное правительство 2.0
***
Давайте притянем нефтяные цены ближе к бюджету России.

▪️ В бюджете РФ на 2025 год учтена цена российской нефти 69.7 баксов.
▪️ Бюджет сверстан исходя из курса 96.5 рублей за доллар.
▪️ То есть для схождения бюджета нужна цена нефти 6726 руб за бочку.
▪️ Сегодня Брент стоит около 65 долларов, то есть Юралс - около 51 бакса (после январских санкций Байдена дисконт вырос до 14 долларов).
▪️ Текущий курс - 85.5 руб за дол.
▪️ То есть цена бочки Юралса - 4360 рублей. А это аж на 35% ниже необходимых 6726 рублей.
▪️ Более того, чтобы падением рубля компенсировать такие цены, нужно сотворить курс 132 руб за доллар. А это слабо вероятно.
Итого. На следующей неделе появятся данные о доходах и расходах российского бюджета за первый квартал. Думаю, там будет интересно. Но совсем интересно будет потом, если такая или еще более низкая цена на нефть продержится достаточно долго.
|
</> |