И о погоде
maiorova — 14.09.2025
Вниманию уважаемых читательниц и читателей предлагается копец.
Да, это именно копец, и он надвигается. Я бы даже сказала, подкрадывается.
Разразилась туча лишь четверть часа спустя, и града в этот раз не случилось. Только дождь потоками стекал «под горку» по проспекту Воислава Илича.
Только пожив на Балканах, понимаешь, почему здесь до сих пор верят во всяких ал, аждай и прочих змаев. Большая грозовая туча, особенно с бирюзовым подбрюшьем действительно напоминает дракона, да и несёт такие же разрушения, как любой мифологический монстр. Погибшие от молний и наводнений люди, мечущийся в ужасе скот, многочисленные разрушения, побитые градом сады и поля. Всего этого можно избежать, если в селе есть здухач.
Здухачем считался человек (или — реже — животное), которого с приближением грозы резко клонило в сон. После бури такой человек просыпался весь в синяках: это он летал орлом под облацы гонять наиболее опасные и градоносные тучи в сторону какой-нибудь ненаселенной местности или особо злокозненных соседей. У тех работали свои здухачи, так что гроза представляла собою настоящие военные действия метеорологического жанра. Считалось, что здухач, в обычной жизни простой крестьянин или бабулька с придурью, в небе обретает чудодейственные дары, способность, например, оседлать ветер (таких называли ветровняками) или усесться верхом на тучу (облачари). Городские здухачи именовались градобранители и сражались командой. А Пётр Негош, король и поэт, как всем известно, вёл в битву здухачей всей Черногории.
Бывали случаи, когда здухач не просыпался. Это означало гибель в бою.
Я, сколько себя помню, сплю «на погоду» и хожу с головы до ног в синяках. Думала, гипотония, думала, сосуды скверные. А оно вона как.
Здухачем можно родиться, но можно и научиться им быть. В хорватских сказках встречается фигура вечного студента-теолога. Если закончить двенадцать богословских школ, приглашают в «виленячку», т.е. чародейскую. Никто не разглашает, чему там обучают, но выходит из неё студиозус дипломированным грабанцияшем, командиром погоды. Тучи повинуются ему, как собаки толковому псарю.
О вы, грамотеи славные, коварные,
наши гуманисты прегуманитарные!
О грабанцияши, вы, студенты наши, некроманты наши,
псалом по панихиде эти речи ваши —
это яд змеиный в гефсиманской чаше! —
так пишет хорватский гений Мирослав Крлежа, и так переводит Леонид Мартынов (да, «Добрейшего князя тишины» тоже он переводил).
Ведьмы на могильщике мчатся, хохоча,
гробовщик с доносчиком кличут палача…
Тот, кто на ветру не вывернет плаща,
будет этим ветром погашен, как свеча!
Это вот у нас каждый раз во время бури.
|
|
</> |
Меню для новогоднего корпоратива: как угодить всем сотрудникам
Загадка 3940
World Gurning Championships: чемпионат на самое нелепое лицо прошел в Англии
12 музеев мира, которые стоят отдельного путешествия
"Авиация", но не "Авиаторы"
как называются
Жил был пёс. Генеральная.
Волк осенью
Каждый день нужно начинать с удовольствия...

