...в замужестве почти отвыкают читать.

На «женскую тему» Дорош переходит с темы алкоголизма, точнее, конкретных алкоголиков, которые не справляются с работой.
Отсюда естественно возникла мысль, что на должности, занимаемые пропойцами, можно бы поставить женщин, если бы не то, что здешние женщины и сегодня ещё не свободны от множества дополнительных к их работе в поле или на ферме обязанностей. Эти обязанности позволяют колхознице делать физическую работу, если она в страдную пору недоспит, будет есть урывками, на ходу, не очень станет наблюдать чистоту в доме, отмахнётся от плачущего ребёнка, — но они же, эти обязанности, несовместимы с выполнением работы организационной, руководящей, требующей от человека, чтобы он длительное время был на своём рабочем месте или, напротив того, часто отлучался в поездки. Стало уже обычаем открывать на время страды детские ясли, но ведь работа кладовщика, бригадира, председателя колхоза не ограничивается летним временем, — как же быть детной колхознице со своими ребятами зимой, весной, осенью?
В современной деревне не найти няньки, но если бы вдруг случилось, что женщина, избранная колхозниками председателем или назначенная на должность бригадира, приискала бы себе кого-либо, кто стал бы ходить за её детьми, стряпать, вести хозяйство, — так поступают в похожих случаях многие городские матери, — то все остальные деревенские женщины, что называется, со свету сжили бы её: барыня, мол, выискалась!..
У нас в Райгороде среди председателей колхозов нет ни одной женщины, — похоже, что в районе забыли рождённое революцией слово «выдвиженка», — и за все годы, что я бываю в Ужболе, не слышно было, чтобы в партию приняли здесь рядовую колхозницу. Многие здешние женщины, даже если они окончили семилетку, в замужестве почти отвыкают читать.
Мне кажется, что в деревне нужна особенная, специальная воспитательная работа среди женщин, как это и было у нас в своё время. Необходимо ещё сделать так, чтобы кооперация взяла на себя заботу о нуждах деревенских женщин: закупка на месте овощей и молочных продуктов, доставка на дом необходимых товаров, стирка белья, шитьё и починка одежды.
Все это поможет высвободить наиболее способных женщин для руководства колхозным хозяйством или отдельными его отраслями.
У моей мамы была однокурсница из Чехословакии. Она очень хорошо знала русский язык, но не понимала некоторых идиом. Например, простота хуже воровства. Ей объяснили через образ солдата Швейка. А можно было бы дать ей прочесть этот отрывок...
|
</> |