И о «геббельсовской пропаганде»


Для начала источник этой цитаты. Как вы, наверное, уже догадались, Йозеф Геббельс не имел к ней никакого отношения:
„Man ging dabei von dem sehr richtigen Grundsatze aus, daß in der Größe der Lüge immer ein gewisser Faktor des Geglaubtwerdens liegt, da die breite Masse eines Volkes im tiefsten Grunde ihres Herzens leichter verdorben als bewußt und absichtlich schlecht sein wird, mithin bei der primitiven Einfalt ihres Gemütes einer großen Lüge leichter zum Opfer fällt als einer kleinen, da sie selber ja wohl manchmal im kleinen lügt, jedoch vor zu großen Lügen sich doch zu sehr schämen würde. Eine solche Unwahrheit wird ihr gar nicht in den Kopf kommen, und sie wird an die Möglichkeit einer so ungeheuren Frechheit der infamsten Verdrehung auch bei anderen nicht glauben können, ja selbst bei Aufklärung darüber noch lange zweifeln und schwanken und wenigstens irgendeine Ursache doch noch als wahr annehmen; daher denn auch von der frechsten Lüge immer noch etwas übrig und hängen bleiben wird – eine Tatsache, die alle großen Lügenkünstler und Lügenvereine dieser Welt nur zu genau kennen und deshalb auch niederträchtig zur Anwendung bringen.“
Adolf Hitler „Mein Kampf“, 10. Kapitel „Ursachen des Zusammenbruchs“
Мне лень выяснять, кто и когда приписал эти слова рейхсминистру пропаганды, но одно могу сказать точно – это было в СССР. Потому как использовался наиболее известный у нас русский перевод великого труда «фюрера германской нации», сделанный ещё в 1930-х годах и приписываемый обычно Карлу Радеку:
«Эти господа исходили из того правильного расчёта, что чем чудовищнее солжёшь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются. Большая ложь даже просто не придет им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов. И даже когда им разъяснят, что дело идёт о лжи чудовищных размеров, они всё ещё будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что вероятно всё-таки здесь есть доля истины. Вот почему виртуозы лжи и целые партии, построенные исключительно на лжи, всегда прибегают именно к этому методу. Лжецы эти прекрасно знают это свойство массы. Солги только посильней — что-нибудь от твоей лжи да останется.»
Адольф Гитлер «Моя борьба», Глава X «Подлинные причины германской катастрофы»
Только в нём словосочетания «der Größe der Lüge» (размер/масштаб лжи) или «großen Lüge» (большая ложь) были заменены на эмоционально усиленные «чем чудовищнее солжёшь» и «чудовищную ложь» К примеру, в авторизованном английском переводе там просто «big lie». Так что человек, что это когда-то вбросил и приписал Геббельсу, точно знал, что он и сам лжёт.
Может показаться, что я излишне придираюсь. Ну какая и вправду разница, кто именно это сказал — Геббельс или Гитлер. «В главном-то он прав!» Тем более, что и мысль, казалось бы, вполне здравая. Но проблема в том, что под «этими господами», «виртуозами лжи» и «целыми партиями, построенными исключительно на лжи» в исходной цитате имеются в виду «евреи и коммунисты», о чём прямо говорится в предшествующем данной цитате абзаце. Что, согласитесь, немножко меняет её смысл. Не говоря уж о том, что такой подход прямо противоречит тем принципам, на которых строил свою пропаганду тот самый Геббельс, который, в отличие от обожаемого им фюрера, был в этой области не теоретиком, а успешным практиком.
И раз уж пошла такая пьянка, то давайте разберёмся с ещё одним «рецептом геббельсовской пропаганды». А именно: «Ложь, повторённая тысячу раз, становится правдой». Здесь Геббельсу американские авторы в 1946 г. тупо приписали мысль французского писателя и дипломата начала XIX века Франсуа Рене де Шатобриана: «Tout mensonge répété devient une vérité». На самом же деле похожий по смыслу «рецепт Геббельса» носил гораздо более «технологический» характер: «Das Wesen der Propaganda ist deshalb unentwegt die Einfachheit und die Wiederholung» (Поэтому суть пропаганды всегда состоит в её простоте и повторении). Заметьте, тут ни слова про ложь.
В заключение, лишь повторю, что я ничего не имею против пропаганды, как метода. Это действительно единственный известный способ воздействия на широкие (и далеко не всегда достаточно образованные) массы. Но даже доктор Геббельс (точней, даже такой успешный специалист в этой области, как доктор Геббельс) прекрасно понимал, что она не может строиться на откровенной лжи. Тщательно отобранные факты, приправленные давлением не только на мозги, но и на эмоции — да. Но действительно факты, а не легко разоблачаемая брехня. Иначе, как говорил он же: «Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной». Чему мы были свидетелями, когда десятилетиями выстраивавшаяся пропаганда главпуровско-епишевского розливу не выдержала минимального пинка со стороны некого британского публициста. Построенная на лжи и умолчаниях пропаганда может быть эффективной лишь «на короткой дистанции», здесь и сейчас. Стратегически она всегда проигрывает, сколько её не повторяй. О чём, к сожалению, не хотят помнить — или не знают — современные отечественные пропагандисты.
P.S. Ну и маленький бесплатный совет напоследок: Опасайтесь использовать красивые и афористичные цитаты, с контекстом которых вы не знакомы. Даже если это что-то уровня «как всем известно». Например, «в здоровом теле — здоровый дух». Существует крайне высокая вероятность, что до того, как их вырвали из контекста, они означали что-то очень сильно другое, чем принято считать. Сам не раз обжигался :)
|
</> |