"И Ленин такой молодой". Про что песня?
antimantikora — 09.11.2024Александра Пахмутова сочиняла замечательные мелодии, а Николай Добронравов делал интересные тексты. Казалось, что их песни простые, понятные, народные. Их пели все. Однако эти композиции сложные, и когда поют профессионалы, можно убедиться, что песня развивается не так, как ожидает интуиция профана: строки заканчиваются другими нотами. В народе так петь не умели. И тексты тоже были с подтекстом, с хитрым смыслом. Некоторые песни просто удивляли! Одна из них — «И вновь продолжается бой», которую народ называл «И Ленин — такой молодой». Эта строка довольно странная, особенно у стен Мавзолея в 1970-х годах. Однако Добронравов — поэт выдающийся, не абсурдист. Значит, он что-то подразумевал. Надо бы разгадать подтекст. Не про октябрят же эта песня? Впрочем, и про октябрят тоже. Потому что звёздочка имеет пять концов, а в центре... И потому что дело было в октябре.
ПЕСНЯ
Эта песня мощно звучала даже в скромных динамиках телевизора. Она очень сложна для подобающего исполнения. При всей агитационной нагрузке, композиция гениальная. Вероятно, лучшая в своём классе.
Послушаем раннюю версию.
«И вновь продолжается бой» исполняет Леонид Сметанников (1976)
https://www.youtube.com/watch?v=OiiogAygZaA
Фрагмент телевизионной музыкальной программы «Мелодии Пахмутовой».
ТО Экран, 1976
ТЕКСТ
Неба утреннего стяг.
В жизни важен первый шаг.
Слышишь: реют над страною
Ветры яростных атак!
Припев:
И вновь продолжается бой,
И сердцу тревожно в груди.
И Ленин — такой молодой,
И юный Октябрь впереди!
Весть летит во все концы:
Вы поверьте нам, отцы, —
Будут новые победы,
Встанут новые бойцы!
(Припев)
С неба милостей не жди!
Жизнь для правды не щади.
Нам, ребята, в этой жизни
Только с правдой по пути!
(Припев)
В мире — зной и снегопад,
Мир и беден и богат.
С нами юность всей планеты —
Наш всемирный стройотряд!
(Припев)
ВОПРОСЫ, ЗАГАДКИ
Сметанников и другие мужественные баритоны исполняли эту песню так уверенно, убедительно, что мы не обращали внимания на необычный текст: авангардный, почти абсурдный. Непонятна его логика и пафос. Просто «молодым» Ленин был до 1900 года, а «такой молодой» (как на октябрятской звёздочке) он был в детстве и юности, до 1890 года. Тогда «яростных атак» ещё не наблюдалось... А в год великих революций, в начале 1917 года Ленин был эмигрантом, читал газеты в Швейцарии, и ему было уже под пятьдесят. Для пущего абсурда некоторые иллюстрируют песню кадрами кинохроники, где Ленин старый и больной.
https://www.youtube.com/watch?v=G0Zd8UoBUEI
В середине 1970-х революционный пафос этой песни был, в общем, не уместен. Это ведь «Период застоя», когда стабильность обеспечивали очень немолодые люди. И что это за весть «летит во все концы»? И что за «ребята» продолжают бой? При чём здесь стройотряд? Бойцы вообще-то не строят, а разрушают. Особенно бойцы «новые». Середина семидесятых была сравнительно мирным временем для СССР. Так про что же песня? Разгадать подтекст помогает обращение к фактам.
ФАКТЫ
«И вновь продолжается бой» (также известная как «И Ленин такой молодой») — песня советского композитора Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова. Композиция посвящена Октябрьской революции и Владимиру Ленину. Впервые песня прозвучала на закрытии XVII съезда ВЛКСМ в 1974 году[3].
— Лишь однажды у меня пытались запретить песню из-за музыки. И эта песня — «И Ленин такой молодой». Она писалась как финальная композиция для съезда комсомола. Но цензорам она показалась слишком сумасшедшей. Роковые барабаны, ритм, энергетика… Попросили всё исправить. Я сказала: «Да-да, конечно! Я подумаю!» Но на самом деле я никогда и ничего не исправляла в своих песнях. В итоге композиция вышла, но спустя года полтора после её написания. («Музыка из ничего. Эксклюзивное интервью Александры Пахмутовой», Александра Пахмутова[3])
https://ru.wikipedia.org/wiki/И_вновь_продолжается_бой
СОБЫТИЕ
Вычтем «года полтора» от даты XVII съезда ВЛКСМ, проходившего 23-27 апреля 1974 г. Это был конец 1972 года. Что происходило в то время? Обычные события. Каждое из них можно было превратить в газетную сенсацию.
ttps://ru.wikipedia.org/wiki/1972_год
Но вот нашлось одно событие, колоссальное медийное событие! Оно очень вдохновляло советских граждан, особенно мужчин.
2—28 сентября 1972 — впервые в истории хоккея была организована серия матчей между лучшими профессионалами Канады и сборной Советского Союза, вошедшая в историю как «Суперсерия-1972».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Суперсерия_СССР_—_Канада_(1972)
И сразу понятно, что это за «ветры яростных атак»! И тогда писали, что это «настоящий бой» — капитализм против коммунизма; «огневая мощь, неповторимый стиль и надёжная игра вратарей». А комментатор Николай Озеров произнёс тогда ставшую легендарной фразу «Такой хоккей нам не нужен!»
ПЕСНИ О СПОРТЕ
Эта версия вполне логична, ибо Пахмутова и Добронравов сочинили целый ряд песен, посвящённых спорту, и особенно яркие песни про хоккей:
- Трус не играет в хоккей (1968)
- Последний пас (1968)
- Мяч и шайба (1968)
- Ах, футбол (1968)
- Звёзды Мехико (1968)
- Марьячис поют с тобой (1968)
- Герои спорта (1972) (к Олимпийским играм в Мюнхене)
- Команда молодости нашей (1979) (из к/ф «Баллада о спорте»)
- Стадион моей мечты (1979) (из к/ф «Баллада о спорте»)
- Темп (1979) (из к/ф «Баллада о спорте»)
- Марафон (1979)
- Да разве сердце позабудет… (1979)
- Богатырская наша сила (1979)
- До свиданья, Москва (1980) (к Олимпийским играм в Москве)
ГДЕ ЛЕНИНУ 12 ЛЕТ
Теперь надо найти «такого молодого» Ленина. В СССР матчи «Суперсерии-1972» проходили в Дворце спорта «Лужники», который в период 1956-1992 назывался «Центральный стадион имени В. И. Ленина». На Центральной аллее Олимпийского комплекса в 1960 году был установлен памятник В. И. Ленину (скульптор Матвей Манизер, архитектор Игорь Рожин). В 1972 году спорткомплекс в Лужниках был относительно новым, и впечатляющим, а памятнику В.И. Ленину было всего 12 лет.
Таким образом, в конце сентября 1972 года Ленин-памятник был очень молод — как и Ленин на октябрятской звёздочке (наступал октябрь). Там вокруг Володи Ульянова — пять концов звёздочки, как будто «великолепная пятёрка и вратарь». И красный цвет их формы. Поэт такие ассоциации подмечает.
Кроме того, в 1970 году отмечали 100-летие со дня рождения Ильича, отмечали с особым пафосом.
ДЕТАЛИ
Теперь понятна и специфика аранжировки. Трубы имитируют звуки синтезатора на хоккейном матче. Барабаны символизируют гром трибун. И теперь понятнее стали эти странные слова:
Весть летит во все концы:
Вы поверьте нам, отцы, -
Будут новые победы,
Встанут новые бойцы!
Это про весть о хоккейном матче, который тогда транслировали по всему миру. Тогда был мощный идеологический бой, в прямом эфире. Событие огромной значимости.
Версия слабая, но пригодится. Если, конечно, рассматривать Добронравова как поэта, настоящего мастера иносказаний — а не как сочинителя агитационных материалов.
СТРАННАЯ СКУЛЬПТУРА
Эта песня вдохновила многих творцов — и в музыке, и в изобразительном искусстве. Рассмотрим, например, вот эту скульптуру.
Автор — Пётр Лукич Малков (1924—2014) — советский и российский скульптор, народный художник РСФСР (1984).
ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Малков,_Пётр_Лукич
Скульптура удивляет, кажется авангардной, экспериментальной. Ленин здесь не похож на официозные памятники, сидит в странноватой, напряжённой позе, излучает силу и энергию молодости. Скульптура была выставлена на этой выставке:
Всесоюзная выставка произведений молодых художников Молодость страны, посвященная XIX съезду ВЛКСМ : дополнение к каталогу / Союз художников СССР, Союз художников СССР, ЦК ВЛКСМ ; [сост. Л. Воробьева и др.]. - Москва : Советский художник, 1982. - 39, [1] с.
Однако Малков не был молодым художником-экспериментатором. Наоборот, ему тогда было почти 60 лет. Он был автором множества монументов в городах Волжский, Волгоград и др. Многие годы являлся профессором Волгоградского архитектурно-строительного университета, заведовал кафедрой живописи и скульптуры. С 1962 г. член Союза художников России. Крупный скульптор-монументалист, очень вдумчивый мастер. Любил музыку, собирал пластинки.
Вероятно, сделать такой смелый шаг Малкова вдохновила песня Пахмутовой и Добронравова, и он воплотил в камне её содержание. Это было непросто. Смелым было и решение разместить произведение такого маститого автора на выставке «Молодость страны», посвящённой XIX съезду ВЛКСМ.
Скульптура эта — совершенно логичная. Это Ленин на Капри. Соцреалист В.В. Пирогов в 1923 году нарисовал Ленина на берегу моря, нога на ногу, эдаким старичком в костюме Председателя Совнаркома, в тупоносых башмаках и жилетке. Александр Бурак в 1975 г. тоже нарисовал Ленина в костюме и обуви Предсовнаркома, в галстуке в крапинку, и с очень длинными пальцами.
Но ведь такой облик совершенно неверный! На фотографии 1908 г. видно, что Ленин был довольно бодрый господин, с крепкой спиной и бёдрами. Лицо энергичное, хищное. Франтоватый, в костюме, как у европейского банкира. На Капри Ленин был в 1908 и 1910 г., в возрасте 38 и 40 лет. Это был любитель ходьбы и велосипеда, то есть крепкий, энергичный человек. На море он был особенно бодрым, а рядом с высоченным Горьким ещё и показывал, что силён. Вот Малков и изобразил Ленина реалистично, на крутом морском берегу. Но поскольку это не вписывалось в канон, казалось, что это изображение — молодёжное, новое, странное.
Таким образом, маститые творцы делали одновременно нечто удивляющее — и в то же время логичное, их решение тщательно вписывалось в определённую концепцию и контекст эпохи. Надо просто найти этот контекст.
|
</> |