И ещё одно отчего погиб СССР
troitsa1 — 05.04.2023Все мы, кто прожил жизнь в СССР, не могли тогда понять отчего продукции массового потребления страна при Брежневе и прочих генсеках выпускала минимум. И трусов с лифчиками, и шуб с сапогами.
Отсутствие джинсов и жвачки с дисками мы могли партии если не простить, то понять — идеология. Но трусы или колготки?!!
Долгое время и считал — виноват Госплан. Ракеты и самолёты он спланировать мог, но вот модные штаны не мог.
Разговаривал с родителями и бабушками: а как после войны было? И они рассказывали про Елисеевский, где прилавки ломились от икры и копчёной осетрины, крабов и колбас десятка сортов. Только импортных шмоток почти не было. Но те же советские чулки покупали свободно. И шубы любые. Будете смеяться, но даже автомобили! Наш сосед в Автово купил спокойно Победу, когда стал главным инженером завода с соответствующей большой зарплатой. Без всякой очереди — поехал в магазин и купил.
Проблема у людей была только одна — не было денег. А если появлялись, то отбирались в многочисленные займы. Которые уже я реализовывал в конце 80-х.
Так отчего могучая страна не могла выпускать ширпотреб? Просто всё.
При Сталине практически 50% всех шмоток делали артели. Они не только телевизоры КВН выпускали, но и оборонную продукцию. Зерно и лён растили и продавали.
По сути, при Сталине артели получили новую жизнь, вышли на новый уровень развития. Так продолжалась древняя производственная традиция русского общества. Производственные общины-артели были важнейшей часть хозяйственной жизни Руси-России с древнейших времен. Артельный принцип организации труда известен на Руси со времен империи первых Рюриковичей.
Артель заняла важное место в советском обществе. После Сталина в стране осталось 114 тыс. мастерских и кооперативов самых различных направлений. В металлообработке, ювелирном деле, в пищевой, текстильной и химической отрасли, деревообработке и т. д. В кооперативах-артелях трудилось около 2 млн. человек. Они производили около 6% валовой продукции промышленности страны. В частности, кооперативы производили значительную часть мебели, металлической посуды, трикотажа, детских игрушек и пр. В результате частный сектор обеспечивал большой вклад в развитие лёгкой промышленности, обеспечению народа потребительскими товарами. Артели производили практически все необходимые в обычной жизни предметы и товары в наиболее проблемном секторе народного хозяйства СССР.
А потом пришёл Хрущ и всё артельное убил. Убил и приусадебные хозяйства.
Хрущёв устроил в стране «перестройку-1» и нанёс русской (советской) державе и народу несколько тяжелых, практически смертельных ударов. Он отказался от сталинского курса развития, превращавшего СССР в передовую цивилизацию человечества. От строительства общества служения, знания и созидания. Советская верхушка отказалась от развития, выбрала «стабильность», что в итоге привело к разрушению советской цивилизации.
«Оттепель» Хрущёва разрушила сталинскую систему.
Дурак был? Всё сложнее. Наше общество должно было быть не богатым. Причём ровно для всех — минимум богатства. Так ещё Ленин выдумал — равенство в нищете. И только единицы писателей и артистов становились миллионерами, академики тоже много получали...
Но вот были простые пролетарии, работавшие в артели. И они зарабатывали почти как Любовь Орлова или Келдыш. Это вредно — сказал Хрущ и всё запретил.
То есть причина проста: жена артельщика могла себе позволить иметь всё, а вот жена члена партии далеко не всё! Нету равенства в социалистической стране. Запретить. И ко временам Брежнева мы достигли мечты Хруща — жены членов Политбюро могли иметь всё, а жены бывших артельщиков имели оклад на заводах.
То есть как и причина Перестройки жена Раиса ибн Горбачёва, так и причина очередной революции в СССР были жёны членов Политбюро. Норковая шуба? Имели право носить она и Людмила Зыкина. А не жена артельного работяги.
А у нас это было именно объектом управления: «какие люди и каких профессий наиболее важны и нужны» — и, в зависимости от этого, «кому и сколько положено благ». Решало Политбюро. А вот если бы по науке КПСС работало, то вверх выбивались не только отличные певцы и артисты, но и инженеры и научные работники.
И смог бы СССР поиметь меритократию, где на вершину социальной пирамиды пробиваются именно лучшие — самые умные, самые деятельные, самые трудолюбивые и т.д. Но это требовало, в качестве обязательного условия, монополизацию системой именно механизмов распределения благ.
И, собственно, именно в этих видах и «убили» советский частный сектор. Зарабатывали слишком много, самолёты в войну покупали для фронта. А жёны правительства шубку с трудом.
И как следствие — обеспечение трудящихся товарами повседневного спроса легло на плечи самой системы, привыкшей планировать и управлять в логике организационного гигантизма, и сильно уступающей частнику в способности максимально чутко реагировать на потребности покупателя.
Так что Хрущ не от партийной дурости всё это сделал. Равенства для всех, кроме избранных им, хотел лапушка. Так его воспитали ленинские гвардейцы.
|
</> |