Худший самолет времён Второй мировой войны
amarok_man — 24.09.2019
Американское военное издание Air & Space определило, что
немецкий одноместный ракетный истребитель-перехватчик Ba 349 Natter
является худшим самолетом времен Второй мировой войны, назвав его
"продуктом амбициозного дизайна и обреченного режима". Одноместный
самолет был сконструирован в самом конце войны, причем вермахт
крайне неохотно выделял деньги на его создание и производство.
Машина была разработана еще в 1937 году по инициативе Вернера
фон Брауна, любопытной личности, который с 1943 по 1945 годы был
штурмбанфюрером СС, а после войны был вывезен в США. Этот создатель
баллистических ракет считается в Америке одним из основоположников
современного ракетостроения и отцом американской космической
программы.
В 1937 году фон Браун разработал концепцию ракетного
перехватчика, который будет запускаться вертикально, атаковать
позиции противника и совершать вертикальную посадку. Два года
спустя он представил свое предложение в Люфтваффе (Имперское
министерство авиации) (RLM), однако его шеф Герман Геринг ответил
вежливым отказом со словами: "Мы позвоним вам". Специалисты
министерства оценили концепцию самолета как "ненужную и
неосуществимую", но идея распространилась среди боссов немецкой
авиационной промышленности, достигнув руководства компании Fieseler
Werke. Ее технический директор Эрих Бачем пришел к выводу, что
вертикально запущенный перехватчик является передовой идеей.
В феврале 1944 года союзнические силы усилили бомбардировки
немецких городов и авиационной промышленности страны, вынудив
люфтваффе к организации ответных атак. Воздушная кампания была
дорогостоящей для обеих сторон, но Соединенные Штаты и
Великобритания смогли заменить потерянные самолеты, а у немцев
такой возможности не оказалось. Поскольку стратегические запасы для
военных действий Германии были крайне ограничены, RLM в июле
выдвинула требования, чтобы недорогой истребитель был изготовлен из
второстепенных материалов, которые при минимальных затратах и
усилиях позволили бы сбивать вражеские бомбардировщики и защитить
важные стратегические цели. В августе немецкие промышленники
Юнкерс, Хейнкель и Мессершмитт представили свои планы по созданию
новых самолетов. Однако в итоге люфтваффе выбрало проект Бачема,
загруженного ракетами и сделанного из дерева самолета, построенного
по минимальным ценам бывшими мебельщиками, работающими в скудно
оборудованных цехах. Самолет с едва обученными пилотами, которые
должны были только управлять им в течение последних нескольких
секунд полета, был приспособлен лишь для одного запуска.
Подразумевалось, что после пуска 24 бомб с борта пилот, которому
изначально была уготована роль камикадзе, должен
катапультироваться, а сам самолет упасть на землю.
Гиммлеру эта идея понравилась, и он заказал 150 таких
"бомбардировщиков". Бачем получил контракт, и его самолет получил
имя - Natter , "гадюка" по-немецки. При этом люфтваффе, заказавшее
еще 50 таких самолетов, крайне неохотно согласилась с этой идеей,
но слово Гиммлера оказалось решающим. "СС под руководством Гиммлера
почувствовало, что эта структура является настоящим олицетворением
национал-социализма, - полагает Майкл Нойфельд, старший куратор
Национального музея авиации и космонавтики и автор биографии "Фон
Браун: мечтатель космоса, инженер войны". - Они верили, что
действительно являются организацией, которая собирается спасти
Германию от катастрофы, и начали финансировать множество странных
проектов".
Всего за несколько месяцев - к ноябрю 1944 года - опытные
образцы Natter были готовы к летным испытаниям. Одной из причин
быстрого прогресса программы - помимо ее высоко мотивированной
рабочей силы - было то, что самолет был очень прост в изготовлении.
Крылья Natter были обычными прямоугольными деревянными досками без
планок, закрылков или элеронов. Его фюзеляж длиной около 5,5 метра
был ничем не примечательным, кроме системы стрельбы для 24 ракет
класса воздух-воздух, заложенных в носу. Кабина была тесной и имела
минимальное оборудование. Изюминка заключалась в крестообразном
хвосте самолета, где управляющие поверхности четырех плавников
действовали согласованно, обеспечивая контроль рыскания, тангажа и
крена. Ракетный двигатель HWK 109-509 работал на жидком топливе -
том же, что приводил в действие истребитель Messerschmitt Me 163
Komet, разработанный Хельмутом Вальтером, инженером, который
изобрел подводные и торпедные двигатели, а затем работал на
военно-морской флот Великобритании.
При этом абсурдности ситуации добавил и тот факт, что Ba 349
Natter лишь однажды поднялся в воздух, и эта история закончилась
трагедией. Самолет упал через несколько минут после взлета, а
молодой пилот-испытатель Лотар Зибер, который в 1943 году из-за
пьянства был переведен из офицеров в капралы, погиб в конце февраля
1945 года.
Тем не менее, в 1945 году в Германии было произведено 36 таких
моделей, при этом 18 были впустую потрачены на беспилотные
испытания. Еще шесть были уничтожены сотрудниками Бачема, прежде
чем союзные войска смогли заполучить их. В мае 1945 года - после
того, как оставшиеся самолеты вместе с пилотами и рабочими были
перевезены в австрийский Сен-Леонхард, американские солдаты
захватили четыре Natter вместе с документацией, ракетами и
запасными частями. В 1949 году ВВС США передали один из захваченных
ракетных самолетов в Смитсоновский институт, где он
демонстрировался в течение многих лет. Сейчас он находится на
хранении, в ожидании восстановления. Немецкому музею в Мюнхене
также принадлежит еще один Natter.
Технические характеристики:
Модификация Ва.349b-1
Размах крыла, м 4.00
Длина, м 6.00
Высота, м 2.24
Площадь крыла, м2 4.50
Масса, кг
пустого самолета 880
нормальная взлетная 1770
максимальная взлетная 2234
Тип двигателя 1 РД Walter WK-509C
Тяга, кгс 1 х 2000 кгс
Ускорители, кгс 4 х 500 + 2 х 1000
Максимальная скорость , км/ч 990
Крейсерская скорость, км/ч 790
Практическая дальность, км 57
Максимальная скороподъемность, м/мин 11400
Практический потолок, м n/a
Экипаж 1
Вооружение: 24х73-мм ракеты Фэн или 33х 55-мм R4М, или
две 30-мм пушки МК-108 с 30 снарядами на ствол
Отсюда: https://rg.ru/2019/09/23/v-ssha-opredelili-hudshij-samolet-vremen-vtoroj-mirovoj-vojny.html