Художественный Руководитель

топ 100 блогов lev_semerkin26.11.2023 .
«АКТРИСА», Р.Самгин/????, ТЕАТР НА БРОННОЙ, Москва, 2022/23г. (9)

Раньше спектакль назывался «Без вины виноватые» и был в афише театра На Бронной с декабря прошлого года в постановке Романа Самгина. Но похоже успехом у публики не пользовался, билеты были что-то неприлично дешевы для этого театра и расходились плохо.

И вот худрук решил спасти репутацию своего дорогого театра (как истинный Руководитель, Болеющий За Дело, Доверенное Ему Государством). Был проведен ребрендинг спетакля – поменялось название и половина артистов (в том числе исполнительницы главной женской роли, их две, так как у этой пьесы Островского есть пролог, действие которого происходит за 20 лет до основного действия).

Но это еще не всё! Худрук решил для верности еще и сам лечь на амбразуру, то есть закрыть своим собственным телом, подпереть своим медийным весом. Он самоввелся на роль Мурова во втором действии пьесы. И сделал это блестяще – один выход и снайперский выстрел - аплодисменты на ключевую реплику про выборы (между прочим эта реплика не отсебятина с кивком в наши дни, она в тексте Островского есть), уход со сцены под аплодисменты. Прекрасно работает контраст с Муровым в молодости, которого играет совсем молодой артист Иван Тарасов, всего-то двадцать лет прошло и из молодого слабохарактерного подлеца обольстителя Муров превращается в седого господина с ухмылкой – ну, то есть такого, каким выглядит Богомолов сейчас.

Кто осуществлял ребрендинг, то есть режиссировал вторую редакцию спектакля, на сайте не указано. И в програмках не указано. Там указан только режиссер первой версии. Может быть не хотели его обижать. Простым зрителям все равно. А театралам все равно понятно, чья же тут режиссерская рука потрудилась. Первая же реплика, которую произносит Владимира Петрик, играющая героиню в молодости, то есть Отрадину, звучит абсолютно по-богомоловски – буднично, спокойно, не актерским голосом (с микрофонной подзвучкой). И эта простая интонация идеально подходит Островскому вообще и этой героине в частности (девушке простой, бедной, но честной и влюбленной). В первой редакции эта актриса играла роль служанки, во второй версии ее повысили и похоже это было тоже специальное режиссерское решение, здесь опять же работает контраст с исполнительницей роли Кручининой. Анастасия Тереля не выглядит старше, но выглядит Актрисой (с большой буквы), говорит поставленным голосом, не текст произносит, а монологи.

Спектакль сильно сократили - было два антракта, остался один, продолжительность была три часа, теперь в программке указано два с половиной, но в реальности он еще короче, меньше двух часов, включая антракт. Антракт теперь встроен в действие спектакля (его обьявляет Актриса, обращаясь в зал), не знаю было ли так в первой версии.

И вообще, очень жаль, что не успел первую версию увидеть, пусть даже она была неудачна и не вписывалась в афишу театра. Сравнить было бы очень интересно. Спектакль очень режиссерский, все актеры играют в жестко заданной манере, четвертая стена снята, актеры то и дело выходят на авансцену и обращаются прямо в зал (некоторые делают это изнутри роли, подчеркивая что персонаж играет на публику 19-го века, а Владимир Яворский в роли Дудукина постоянно обращается к реальному партеру Бронной 21-го века).
И для контраста две небольшие сцены уведены вглубь (актеры в одном случае спрятаны за деревом, а во втором развернуты спиной к залу).

Есть во всем этом эдакая режиссерская лихость. Похоже что не только продолжительность, не только исполнителей ролей поменяли, но и всю концепцию постановки сменили самым радикальным образом.
К нынешней версии спектакля трудно отнести слова из первых рецензий «Сюжет строится вокруг образа главной героини — сильной женщины, сумевшей пережить утрату ребенка». Теперь у спектакля другой сюжет, он строится не вокруг героини, а вокруг идеи, вокруг мелодрамы, как таковой - мелодраматичности, мелодраматического восприятия жизни. Спектакль не про женщину, а про Актрису, про актерство. Главный прием – многократный повтор мелодраматического рассказа Кручининой о своем прошлом («мне сказали, что мой сын захворал, в то самое время, когда я узнала, что отец его мне изменяет…»). Сначала она его произносит как написано в пьесе - отвечая на просьбу Дудукина, но делает это подчеркнуто мелодраматически, с отстранением, как будто со сцены (делает оговорку и тут же поправляется, как актриса). Затем она повторяет рассказ слово в слово (и даже повторяет оговорку), затем эстафета передается другим персонажам - Дудукину, Незнамову (и они тоже делают ту же оговорку в том же месте), и наконец в последний раз (уже в финале) монолог произносят хором все присутствующие на сцене (а зрители смеются, потому что уже успели выучить этот текст наизусть).

Такое мелодраматическое восприятие реальности роднит все персонажей Островского и персонажей спектакля - от олигарха Мурова, собирающегося на выборы, до оппозиционера Незнамова (негативизм, повышенная критичность этого персонажа также искусственна, мелодраматична, как и предложение Мурова Кручининой все забыть и возобновить отношения). А та самая повторяющаяся оговорка («дедушка» вместо «бабушки») эффектно снимает мелодраматичность, приоткрывает прозу жизни и включает этот спектакль в один ряд с «Богатыми невестами», ну и в сквозную богомоловскую тему содержанок.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Подруга одна насмешила давеча. Она девушка самодостаточная, но в последнее время что-то изменяет себе и думает о "замуж". А меня давно научили отсекать внешние поводы и искать причину, я по-другому уже с людьми не могу общаться. Ну и изводила её последовательными вопросами, чтобы она мне ч ...
рискует Ревекка Фрумкина, обильно цитирующая "Матрицу" [..] - без указания ...
Волшебные картины, исполняющие желания! В обыкновенном городе, в обыкновенной квартире жила-была самая обычная женщина средних лет. И вот как-то раз, слякотным дождливым вечером захотелось этой женщине ЧУДА.) Небольшого такого, чтобы красок в ...
Сегодня днем в Виннице толпа взяла штурмом здание ОГА (Облгосадминистрации) в Виннице. В сети новость распространилась достаточно быстро. Как обычно, здесь я отмечу несколько особенностей, после чего станет понятно что собственно произошло. По всей Украине сейчас проходят стихийные пр ...
Итак, вот уже год (даже чуть-чуть больше), как я увлеклась замечатель­ным хобби под названием посткросси­нг. Благодаря ему я познакомил­ась и подружилас­ь с ...