Худо жесть во. Даёшь мозговой сёнэн!

![Худо жесть во. Даёшь мозговой сёнэн! [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=1)
Бывают и другие фильмы: например, все инжиниринговые видео имеют один и тот же сюжет -- "успеет ли команда, ведомая Главным Инженером, сделать очередную сверхсложную инженерную операцию вовремя?". Но тут хотя бы узнаёшь, как устроен инжиниринговый мир.
Почему-то немного фильмов и литературы, которая будит созидательную мысль, а не воспитывает волю или доброту или что-то еще, часто ассоциируемое с собачками (которые должны быть выносливы и добры к хозяевам). Нет, я не против, и не только для детей, или подростков, но и для взрослых. Я печалюсь, что будящих мысль работ мало. Если японцы и делают анимешки, в которых никто ни с кем не дерётся, и "воля к победе" не является определяющей, то таких анимешек мало по сравнению с драками или фансервисом (который про ту же волю, только посланную на ... ну, вы понимаете).
Но такие анимешки есть. Например, про взаимоотношения роботов и людей пара фильмов Yasuhiro Yoshiura: Eve no Jikan/Time of Eve, Mizu no Kotoba/Aquatic Language. Никаких драк, никакого злоупотребления силой воли, зато много-много доброты -- не в её "волевом" (пустоты) аспекте, а вполне "знаниевой". Сдвиг с уважения к способу существования белковых тел на уважение к разуму как таковому. Показано как у героев появляется какой-то новый способ мыслить о мире, хотя речь не идет о росте мыслительных способностей в целом. Но хотя бы показан довольно крутой поворот в мышлении, уже хорошо.
Упорство нужно только для того, чтобы поднять разумность, а не "раскрыть способности". Ибо "способности" часто не имеют отношения к разуму. Увы, немного художественных фильмов и литературы на тему подъема разумности. Всё больше "воспитание воли", а "воспитание разума" при этом почему-то подразумевается. Ага, как же. В двадцать первом веке я почему-то не ожидаю, что мир будет спасаться теми, кто будет зажимать провод зубами под пулемётным огнём. Мне кажется, что мир будет спасаться теми, кто сможет догадаться, какие битики послать по уцелевшим проводам. Но про это фильмы не снимают, книг не пишут. Процесс творческих размышлений незрелищен (в отличие от щедро приправляемых "энергетическими эффектами" волевых медитаций), а содержательный показ самого размышления вообще мало кому понятен (да и не поддаётся выражению в словах или видеокадрах). Вот и показывают драки да трусики.
Мне кажется, что в этой невозможности перейти от мира физической силы и волевой силы к миру разума и инженерии и заключается некий кризис. Так, проблемы того же Афганистана решат когда-нибудь не волевые парни с супер-дробомётами, а какие-нибудь разумные люди. Бедность побеждают идеи, бедность и дикость побеждает только деятельный разум, а не просто доброта или просто сила. Но с разумом у искусства туго. С бойнями, фан-сервисом и показом очевидного идиотизма -- много легче.
Просьба: а накидайте мне, плиз, комментов, что художественного (книжки, фильмы, аниме, стихи) есть про развитие думалки, а не чувствовалки. Я тут не "хвалебную песнь разуму" имею ввиду (этого полно), а какой-нибудь сёнэн в плане становления мыслительных способностей. Типа того же Accelerando, или Rainbows End, в которых рассказывается про появление экзокортекса как ресурса повышения сообразительности (а Rainbows End так вообще сёнэн в каком-то смысле слова).
Еще просьба: а накидайте, плиз, комментов, что из художественного не просто будит мысль о вариантах развития мысли, но и эту самую мысль развивает непосредственно. Нет, я не считаю образцом художественной прозы "Цель" Голдратта или производственные романы Артура Хейли. Но они сделали хотя бы попытку!
|
</> |