Хроника одной маленькой войны древних майя
maoist — 12.03.2021 В PARI Journal вышла совместная статья, написанная мной, Сергеем Вепрецким и нашим коллегой из Копенгагенского университета Кристофом Хелмке про иероглифическую надпись на стеле 12 из Наранхо (Гваемала).Лицевая сторона стелы 12 из Наранхо (прорисовка Я. Грэма)
The Litany of Runaway Kings: Another Look at Stela 12 of Naranjo, Guatemala
Стеле этой, как и многим другим памятникам из Наранхо, не повезло - в 1970-е гг. грабители раскололи ее на несколько частей, чтобы вывезти из страны и продать коллекционерам.
Как грабители ломали стелу 12 (схема составлена Кристофом Хелмке)
Началось это все как заметка после того, как мы передокументировали верхнюю часть этой стелы в Национальном музее археологии и этнологии Гватемалы в 2016 г., а разрослось в полноценную здоровую статью. В целом можно считать, что вопрос с пониманием этого текста закрыт на 95%: остался лишь один поврежденный пассаж ближе к концу.
Новая прорисовка основного текста на обороте стелы 12 (Кристоф Хелмке)
Надпись представляет собой детальное описание того, как саильский царь Ицам-Коках-К'авиль в 799-800 гг. громил своего кузена К'инич-Лакамтуна из соседнего царства Йашха и подвластных ему правителей. Поэтому текст выстроен очень стандартизованно: саильские войска нападают и разрушают или сжигают враждебный город, его правитель бежит и укрывается в каком-то другом городе. По тексту раскидано множество местных топонимов, видимо, обозначающих небольшие городки, не все из которых идентифицированы. И еще очень красивые пассажи про то, как "были пленены драгоценности царя Йашхи" (речь идет о реликвиях из жада) и "был захвачен бог Чувах, который есть паланкин царя Йашхи". Речь идут о статуе бога-покровителя династии Йашхи, венчавшей паланкин, на котором царя несли во время церемониальных процессий и во время битв.
Ну и опять-таки к вопросу о научных публикациях, который так любит khaa_alec: PARI Journal не входит ни в какие индексы (его владельцу и издателю на это начхать), но является в нашей дисциплине одним из самых влиятельных и уважаемых изданий. А ни один же высокорейтинговый журнал эту статью бы не принял, потому что мы в ней иероглифическую надпись детально разбираем, и никаких гениальных гипотез, переворачивающих майянистику и мироздание не выдаем.
|
</> |