рейтинг блогов

Христианство Vs. Ислам в Северном Казахстане. Жива ли еще Южная Сибирь?

топ 100 блогов mockingbird1912.04.2021

Недавний пост коллеги Христианство Vs. Ислам в Северном Казахстане. Жива ли еще Южная Сибирь? stranger233 навел меня на мысль, что в преддверии грядущей переписи населения было бы здорово прикинуть этнический состав Казахстана по независимым источникам. Дело в том, что с 2014 года правящий там режим Назарбаева-Токаева испугался повторения Крымского сценария в русской Южной Сибири начинает все больше сочинять и рисовать статистику, связанную с населением — от демографической до миграционной. Поскольку альтернативных цифр помимо, собственно, данных Казстата, не существует, Ваш покорный слуга решил провести самостоятельное исследование по этно-конфессиональной картине Северного Казахстана, используя статистику широко распространенной на постсоветском пространстве социальной сети ВКонтакте.


В ВК, как и в других соцсетях, не предусмотрена возможность указывать в профиле свое этническое происхождение, поэтому вычислить национальный состав пользователей сети представляется невозможным.Однако ВК позволяет пользователям указать в профиле религию (графа «Мировоззрение»), что в случае Казахстана позволяет делать интересные заключения. Здесь нужно добавить несколько важных примечаний:


1. Религию в ВК проставляет не большинство пользователей, а лишь определенный процент пользователей соцсети, который, тем не менее позволяет судить о религиозности среди жителей тех или иных районов и регионов. Так, наибольший процент пользователей в России, выбирающих в ВК ислам — это жители Чечни, а православие — жители Тамбовской области, при этом меньше всех религию проставляют в Приморском крае, что целиком совпадает с исследованием издания «Среда» 2012 года, составившего единственный Атлас религий России.


2. Доля указавших религию от всех профилей распределена географически нормально. То есть не встречается ситуации, когда в условном Грозном религия указана у всех, а в Курске у 3,5 анонимусов. В местах совместного проживания разных конфессий есть некоторый подъем доли, но не принципиальный.


3. Дублирующие профили, вероятнее всего, распределены равномерно по конфессиям. Естественно, этот факт, а также то, что жители пригородов и сел часто пишут родным городом облцентр, искажает данные и верить долям процента в таких условиях странно. Но общие порядки должны отражаться хорошо.


4. Имеет место возрастное искажение выборки в пользу более молодых возрастов, что в нашем случае даже хорошо, так как такое искажение позволяет делать прогнозы на будущее, ведь оно напрямую зависит от того, сколько и какой молодежи останется в Северном Казахстане.


5. Для изучаемого нами Казахстана казахам и другим мусульманским общинам характерна большая религиозность, чем русским. Даже по казахской переписи 2009, где населению предлагалось выбирать из таких вариантов, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм и атеизм, христианство выбрало только 91% русских, тогда как 99% казахов указали своим вероисповеданием ислам. Неучтенная переписью доля агностиков и верующих в абстрактного Бога среди русских и других европейцев также, вероятно, серьезно превышает оную у казахов. Таким образом, при соотношении христиан к мусульманам 1:1 в конкретном районе, пропорция европейцев к азиатам будет составлять минимум 1,1-1,2:1.


6. ВК не позволяет вычленить заметную для Казахстана общину немцев-протестантов (в основном, баптистов и лютеран), которые практически никогда не указывают свою веру в профилях ВК, особенно те, что проживают на селе.


7. Часть мусульман Казахстана являются европейцами, и речь прежде всего о татарах и башкирах, составляющих в Северном Казахстане 2% от всего населения. Логично предположить, что именно они составят 4-6% от всех мусульман из ВК на Севере Казахстана.


Для большей точности, пришлось изрядно задолбаться и потратить не одну бессонную ночь в исследование были включены не только райцентры, но и все сельские и городские поселения с населением от 250 человек. В отдельных случаях (например, когда до последнего неясно, какая религия преобладает в конкретном районе) рассматривались все населенные пункты района. Так как в Казахстане весьма заметны общины католиков и протестантов, будет разумно суммировать три основные христианские конфессии и сопоставить их с мусульманами. Кроме того, у нас есть возможность проследить изменения конфессиональной картины Казахстана в динамике, сопоставив данные статистики ВК за апрель 2021 года с результатами переписи Казахстана 2009 года.


Вот так выглядит религиозный состав Казахстана по данным ВК сегодня:


Христианство Vs. Ислам в Северном Казахстане. Жива ли еще Южная Сибирь?


А таким был религиозный состав Казахстана по данным переписи 2009 года:


Христианство Vs. Ислам в Северном Казахстане. Жива ли еще Южная Сибирь?


Для вящей наглядности сделал еще одну карту, иллюстрирующую разницу значений между 2009 и 2021:


Христианство Vs. Ислам в Северном Казахстане. Жива ли еще Южная Сибирь?


Что интересное мы здесь видим?


За последние 12 лет ареал этнически христианских народов заметно отступил. Так, если по переписи-2009 на Севере Казахстана соотношение мусульман к христианам составляло 1,1:1 (или же 52:48), то в 2021 по данным ВК эта пропорция превратилась в 2,2:1 (или 68:32). Однако и тут есть свои ньюансы, которые дюже интересны:


— За этот период все областные центры Казахстана, кроме Петропавловска, стали преимущественно мусульманскими.


— В Кокчетаве, Актюбинске, Семипалатинске и Акмолинске/ Нур-Султане, где казахи были большинством и в далеком 2009 году, доля мусульман выросла на 8-11% от общего числа верующих, а такие традиционно русские облцентры как Уральск, Павлодар, Кустанай, Караганда и Усть-Каменногорск испытали целое ордынское нашествие мощнейший приток казахских селюков, а местами и казахов-репатриантов из-за рубежа (также известны как оралманы), в результате чего доля мусульман там выросла на 15-20%. Особняком стоит бастион русского мира в Казахстане, Петропавловск, где мусульмане смогли прибавить на 12%, так и не став в нем большинством.


— Особенно активной смене конфессионального (и этнического, разумеется) состава подверглись районы Акмолинской области, где произошло почти повсеместное снижение доли христиан. Именно на эту область приходится три из пяти районов Казахстана, где христиане перестали быть большинством.


Казалось бы, ужас-ужас, адЪ и катастрофа Русского мира в Казахстане...


...Но есть и хорошие новости.


За вычетом населения областных центров (включая бывший областной центр Семипалатинск) в большинстве районов Севера Казахстана мусульманам не удалось существенно повысить свою долю более, чем на несколько процентов. Более того, в ряде районов доля христиан даже пошла в рост. Особенно любопытны вот такие детали:


— Увеличение доли христианского населения характерно для районов, примыкающих к крупным облцентрам, а также к Акмолинску/ Нур-Султану. Остается только гадать, то ли это городской русский средний класс пошел в субурбанизацию, то ли это отток казахов в города привел к изменениям этнического состава прилегающих районов. Но скорее всего имеют место обе тенденции.


— Еще более интересная тенденция состоит в том, что большая часть малиновых (с приростом доли христиан) и бледно-зеленых (с минимальным ростом доли казахи) — это местности с традиционным русским преобладанием. Это северные районы Кустанайской, Петропавловской и Усть-Каменогорской (Восточно-Казахстанской) областей, а также восточные районы Павлодарской области.


— С 2009 мусульмане утратили большинство в двух районах Казахстана, причем оба неожиданно расположены на Западе, — в старинном казачьем Зеленовском районе Уральской области, а также в украинском переселенческом Батамшинском/ Каргалинском районе Актюбинской области.


Как-то совсем не похоже на демографический триумф «Казахстана для казахов», не так ли?


Таким образом, расклады в Южной Сибири/ Северном Казахстане можно охарактеризовать следующим образом:


1. Почти весь (по прикидкам «на глаз» 80%) демографический и миграционный рост казахов на Севере страны за последние 12 лет ушел в крупные города, тогда как в малых городах и особенно на селе русские по-прежнему неплохо держатся и сохраняют большинство.


2. Русским удалось не только сохранить большинство в ареалах своего компактного проживания, но и в ряде районов обратить тенденцию по замещению вспять.


3. То, что Казстат сознательно рисует статистику по рождаемости, в том числе по рождаемости в этническом разрезе, — верный знак того, что к настоящему времени казахский демографический дивиденд близок к исчерпанию и что главная задача — замещение русских областей казахами —  национальной политики режима Назарбаева-Токаева так и не была достигнута.


4. То, что Казстат стал все более явно подтасовывать и статистику миграционную, особенно в вопросе эмиграции в этническом разрезе — верный знак того, что в последние годы набирает обороты тренд на увеличение казахской эмиграции за рубеж, прежде всего Россию (по ряду оценок половина переезжающих из Казахстана в Россию — этнические казахи), что отнимает у режима Назарбаева-Токаева лелеемые надежды на скорую эмиграцию европейской общины казахами.


5. И, наконец, то, что власти Казахстана на фоне ухудшающегося экономического положения страны все настойчивее проводят политику вытеснения русского языка из публичной сферы, преследуют всякое инакомыслие, а также делает ставку на необразованных сельских казахоязычных люмпенов (также называемых «мамбетами») — верный знак того, что режим «Елбасы» все меньше устраивает даже русскоязычных казахов (число которых в Северном Казахстане сильно превышает число казахоязычных), среди которых мало кто поддерживает окончательное превращение их родины в азиатскую диктатуру. Сможет ли Россия положить конец этому безумию с понятными для региона последствиями — мы увидим уже в этом десятилетии, а пока лишь зафиксируем текущие тренды.


Вот почему нарастающая в последние 7 лет истерика и русофобская риторика режима Назарбаева-Токаева вселяет в сердца всех свободолюбивых русских и казахов надежду: ведь эта агония — наш триумф.


К обсуждению, как всегда, приглашаются камрады Христианство Vs. Ислам в Северном Казахстане. Жива ли еще Южная Сибирь? acer120, Христианство Vs. Ислам в Северном Казахстане. Жива ли еще Южная Сибирь? denalt, Христианство Vs. Ислам в Северном Казахстане. Жива ли еще Южная Сибирь? stranger233, Христианство Vs. Ислам в Северном Казахстане. Жива ли еще Южная Сибирь? hrecj, Христианство Vs. Ислам в Северном Казахстане. Жива ли еще Южная Сибирь? sevabashirov, всегда буду рад услышать ваши идеи и думки.


Кроме того, интересно будет интересно выслушать мнение казахов — как пророссийски, так и антироссийски настроенных, поэтому приглашаю Христианство Vs. Ислам в Северном Казахстане. Жива ли еще Южная Сибирь? trinity_nsk и вездесущего Массагета (которого я хотя пригласить по ссылке и не могу, но который меня читает) к обсуждению уже отметившихся в комментариях у Христианство Vs. Ислам в Северном Казахстане. Жива ли еще Южная Сибирь? stranger233


Отдельную благодарность выражаю Христианство Vs. Ислам в Северном Казахстане. Жива ли еще Южная Сибирь? timbes5 за прекрасную базу данных по переписям Казахстана.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У кого-нибудь терялись посылки с Некста? 23 сентября заказаная посылка где-то гуляет, все уже заказаные даже 2 октября сегодня получены. Я им написала сейчас. Как они реагируют на пропажи? возвращают ли деньги? или это ...
Ретроспектива на основании статьи Труди Тейт (Trudi Tate). Итак, в ночь на 8 сентября 1855 года русские оставили Севастополь, вернее его Южную сторону. Союзники, не веря своему счастью, двинулись к городу утром 9 сентября. Первыми к русской линии артиллерийских траншей подоспели ...
     Не все знают, что кроме американского и якутского кино в мире есть ещё кино румынское. Между тем, румыны - одни из немногих, обращающие внимание на «реальные жизненные проблемы» (так в старину говорили). На проблемы людей, которые остались на обочине ...
Даже крайне либеральные журналисты из Евросоюза их заметили... Как всегда, очень толерантный репортаж к существующей на Украине власти, но тем не менее. Акценты сделаны - фашистское приветствие, факельное шествие. И да, если уж в Брюсселе начали замечать очевидное, то, полагаю, ...
Обнаружено очень интересное предложение....Самой полезной, была бы акция, когда во ...