Хотят Брежнева, колбасы, пива и чтобы не трогали...

Несколько лет назад социологи и психологи проводили исследование среди россиян среднего возраста - так называемых "сорокалетних": каким они видят своё прошлое и чего хотят от будущего. Результаты едва ли не симптоматичны: идеальная жизнь осталась позади, в СССР, нынешнее время просто «переживается», а устремления в будущем – спокойная жизнь на пенсии.
Респондентам было предложено составить коллаж на тему «Моё поколение»; описать своё поколение несколькими словами (прилагательными); и далее, в ходе индивидуальных интервью оценить социальные события по степени важности лично для каждого опрошенного. Вот результаты:
Из политиков прошлого с большим отрывом лидирует Л.Брежнев. Назывались также В.Ленин и Ю.Андропов.
Символами перемен, затронувших анализируемое поколение, выступили М.Горбачев, Б.Ельцин и А.Сахаров. И, кроме того – Р.Абрамович, И.Хакамада, М.Ходорковский, добившиеся успеха и оказавшие влияние на политику.
Из зарубежных деятелей первая тройка – Дж.Кеннеди, принцесса Диана, М.Тэтчер.

Представители эстрады, кино и музыки: А.Макаревич, А.Пугачева, В.Высоцкий, В.Цой и Б.Гребенщиков. Среди зарубежных исполнителей — группы ABBA, Kiss, Beatles, Deep Purple, рок-опера «Иисус Христос — суперстар» и Дж. Леннон; среди деятелей кино — В. Тихонов (в роли Штирлица) и Э. Рязанов. Из зарубежных фильмов – это изображение афиши с Рембо.
Две главные книги – роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Большая Советская Энциклопедия.
Наиболее яркий архитектурный символ — Красная площадь. Далее следуют ВДНХ, скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», Белый дом в момент его штурма в октябре 1993 года и Берлинская стена во время её разрушения.

Некоторые опрошенные включили в свои коллажи изображения церквей.
Значительное место в субъективном пространстве респондентов занимают события, связанные с войной и вооружёнными силами: Парад Победы, ветераны Великой Отечественной войны, атомный взрыв, вывод войск из Афганистана, солдаты, военный корабль. Присутствуют иллюстрации вооруженного противостояния времен постсоветской эпохи, а также изображение спецназа, задействованного для контроля мирных демонстраций.

Среди предметов потребления лидируют автомобили и — джинсы. У некоторых - частные дома как показатель перемен, легализовавших частную собственность.
Что касается развлечений, то это ресторан, казино, показы мод и эстрадные шоу.
Из продуктов питания главные символы счастья – это колбаса, пиво, мармеладные дольки, яблоки, водка. Наиболее яркое выражение наступившего продуктового изобилия — коллаж фруктового магазина, прилавки которого завалены экзотическими фруктами.
Значительное место в коллажах занимают идеологические символы Советского Союза: герб СССР, демонстрации трудящихся, съезды КПСС, Знак качества, октябрятский, пионерский и комсомольский значки, горн, пионерский галстук, пионерская линейка, сами пионеры. Особое место занимает Звезда Давида, вероятно, как знак начавшейся еврейской эмиграции из страны.

Изображения молодой матери с маленьким ребёнком на руках, семьи, улыбающейся девушки и свадьбы встречаются только у женщин.
Негативные проявления поколения 40-летних респонденты описывали сами. Среди основных – это страх, покорность судьбе, отказ от карьеры, от состязательности, цинизм, бегство в детство или в прошлое – лежит ощущение проигранности жизни. Они запуганы, не стремятся к переменам, не хотят бороться, закомплексованные, усталые, не верящие в изменения, идеализирующие прошлое (профсоюзные путёвки, низкие цены), псевдорелигиозные, потерянные во времени.
Говоря о себе, 40-летние гораздо чаще и с использованием разнообразных синонимов отмечают душевность, которой противопоставляется эгоизм.
Важная составляющая — это патерналистские установки представителей среднего возраста: переживание брошенности властью. Люди убеждены в выполнении своей части социального контракта с государством и нарушении обязательств последнего. Позиционирование ими своего положения в обществе ― как состояние жертвы социальных процессов ("мы те, кто страдал, перенёс тяготы, обижен, забыт и т.д.") присуща всем четырём поколениям советских людей — от тех, кто родился в 1920–1940 годы, до родившихся после второй половины 1980-х годов.
Подавляющее большинство видят себя вне политики и политической активности. А так же с недоверием относятся к церкви как институту, считая, что она занимается коммерческой деятельностью и живёт по законам бизнес-структур, использует государственное покровительство.
Ещё одно проявление негативизма – описание своего будущего через отрицание (не сойти с ума, не впасть в маразм, не черстветь душой, не потерять здоровье, не остаться без работы, чтобы не было войны, терактов).
Своеобразной пассивной жизненной стратегией, основанной на понимании исчерпанности своего человеческого потенциала в социальном измерении, является ожидание отдыха на пенсии. Иногда пассивно-выжидательная жизненная позиция сопровождается бегством из города ― возвращением к природе, стремлением вести натуральное хозяйство («закончить все дела и уйти на пенсию в огород»).
Поколение среднего возраста в условиях радикальных социально-экономических преобразований 1980–1990-х годов несколько раньше нормативного этапа жизни столкнулось с задачей возраста. Другими словами, они ощущают себя преждевременно постаревшими, их жизненные установки соответствуют установкам пожилых людей в менее травмированных обществах (в первую очередь в западных).
Какие выводы?
1. Ностальгия по СССР будет определять политику России как «имперскую» (точнее, уже с элементами «имперскости», т.к. сужен коридор возможностей для её реализации).
2. При этом политика рассматривается как чуждое и грязное дело, и она, как и сегодня, будет отдана в «управление» каким-либо кланам.
3. Отчуждение от государства и его институтов никуда не денется. Отсюда – невысокая вероятность внедрения каких-либо западных институтов – парламентских, развитого местного самоуправления, репутации, общественного контроля и т.п.
4. Потребление является основным устремлением общества, как и замкнутость на семью.
5. Общество останется секулярным, далёким от религии.
|
</> |