Хотели как лучше - 9...
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
«Как ныне сбирается грозный Иван отмстить неразумным германам, их мызы и замки за долг обречь грабежам и пожарам…». Вот мы и добрались до собственно войны. Так уж получилось (спасибо прежним поколениям историков!), что именно придуманная ими Ливонская война стала главной войной Ивана Васильевича, хотя это и неправильно. Но раз так вышло, то пришлосьт и нам по накатанной колее уделить начальной стадии войны за ливонское наследство уделить больше внимания, чем войне тех же двух царей (которая как раз и есть главная война Васильевича).
Итак, ливонские ландсгерры и орденские гебитигеры перехитрили сами себя – деньги то у них были, и решение выплатить их – тоже, но вот додуматься до того, что Московит потребует деньги вперед после всех тех проволочек и отсрочек – до этого их хитроумного ума как раз и не хватило. И когда Московит таки решил прийти и взять то, что он полагал причитающимся ему по праву, ландсгерры и гебитигеры оказались неготовы встретить его как должно. Загадка прямо – на что они рассчитывали? На помощь императора? Так император им еще раньше сказал, когда поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович (зачеркнуто) магистр и рижский архиепископ – разбирайтесь там сами, без меня, у меня и без вас головняка выше крыши! На Жигимонтовича? Так если бы они внимательно наблюдали за тем, что творится вокруг, то заметили бы, что Жигимонтович все больше искрадом воюет, чужими рукама, а сам – нет, увольте, сами-сами, без меня, я вaс морально поддержу. На Густауса длинного уса борода лопатой? Так он же предлагал вам, Dummkopf’ам, союз и совместные действия против Московита, а вы отказались и он сам был вынужден разбираться с проблемой (и таки не разобрался). Так что теперь ландсгерры и гебитигеры оказались с разгневанным Московитом лицом к лицу.
Собственно говоря, отправляю свою рать на германов в январе 1558 г., Иван IV вовсе не собирался втягиваться в серьезный конфликт – эта военная экспедиция носила как раз вразумительный характер, призванный донести до сумрачного тевтонского разума простую мысль – с царем шутить не стоит и обвести его вокруг пальца не получится, слово надо держать, тем более подтвержденное крестоцелованием.
Итак, за их ложь и неисправленье Иван отправил в конце января 1558 г. на германов рать под началом (номинальным) уже известного нам бывого царя Шах-Али (он же Шигалей), а при нем «комиссарами», присматривавшими за царем (поскольку он был не сильно воинственен и больше воевал с бараниной и бешбармаком) и не дававшим ему наворотить делов, были опять же хорошо известные нам Шереметев Большой и Басманов старшой, а еще в той рати были и дети боярские, и стрельцы, и казаки, и собранные в Новгороде и Пскове конные и пешие пищальники, и служилые татары и всякие прочие инородцы – даже кавказские горцы присутствовали в ассортименте (Иван отправил погулять в Ливонию своих родственников с Кабарды). В общем, тыс. с 12-14 сабель и пищалей набиралось, а с кошевыми слугами – и того больше. Сила немерянная по ливонским меркам, что и говорить, и это должно было произвести на германов более чем внушительное впечатление, не говоря уже о количестве татарских царей и царевичей на квадратный метр!
Исполняя наказ своего повелителя, эта рать огненным валом прокатилась по восточной Ливонии, brennen, morden und rauben все, что не успело укрыться аз стенами замков (штурмовать которые московиты, не взявшие с собой тяжелой артиллерии – только легкие фальконеты на санях, и не собирались – если, конечно, не выйдет взять какой-нить замок изгоном). Досталось и орденским землям, и владениям рижского архиепископа, но больше всех – подвластным дерптскому епископу Герману волостям. Со стен Дерпта и сам Герман, и его канцлер, сильномогучий задним умом Юрген Гольтшур, могил теперь воочию увидеть, к чему привел отказ последовать мудрому совету некоего Якоба Краббе, доброго дерптского бюргера, советовавшего заплатить Московиту, и от которого Германа отговорил Гольтшур (посоветовавший отправить протестацию императору). Увы, было уже поздно – война пришла в земли Дерптского епископства. Не имея возможности сразиться с русским в поле и отбить их нападение, ливонские ландсгерры и орденские гебитигеры могли теперь надеяться только на то, что варвары, насытившись, сами уберутся в свои пределы.
Так и получилось. Спустя три недели, выйдя к Ругодиву ака Нарве, русские переправились через реку и ушли в Новгородскую землю. Перед тем, как покинуть ливонские пределы Шах-Али отправил ландсгеррам письмо, в котором сообщил им, что великий государь московский за их ложь и обман наказал их огнем и мечом и теперь ждет от них посольства с тем, чтобы закрыть этот вопрос. И если ливонцы пришлют посольство и обещанные взимки, то он, Шах-Али и его воеводы лично будут ходатайствовать перед своим господином, чтобы тот умерил свой гнев и принял посольство.
Первый акт ливонской драмы был отыгран…
To be continued.
Славный город Дерпт/Дорпат/Юрьев на другом рисунке...
![Хотели как лучше - 9... scale_1200 (1) Хотели как лучше - 9... scale_1200 (1)](/images/main/hoteli-kak-luchshe-9-e182a3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/thor_2006/27434855/1560269/1560269_original.jpg)