Хороший-плохой голый герой
lenarudenko — 23.09.2018Статуя Давида у входа в Палаццо Веккьо (Старый дворец) на площади Синьории во Флоренции.
Правители Флоренции любили украшать площади и дворцы статуями обнаженных юношей, олицетворявших героизм города. Молодому скульптору Микеланджело поручили создать образ идеального героя – символа свободной Флоренции.
Библейский мальчик Давид, победивший великана Голиафа, был символом Флоренции и его свободы. В качестве Голиафа в истории Флоренции выступали враги - французский король Карл VIII и коварный римский папа Александр VI Борджиа.
Однако у идеальной скульптуры Давида есть свои изъяны, одна часть тела у него непропорционально велика. Скульптура будоражила эмоций современников. Голый герой в центре города вызвал возмущение среди простых горожан, которые с криками «срамота» пытались забросать статую камнями.
Микеланджело в своей студии (по представлению Эжена Делакруа, XIX век)
По библейскому преданию мальчик-пастух Давид, который потом стал царем иудейским, вышел на бой с огромным противником от армии филистимлян. Мальчик убил своего противника камнем, запущенным из пращи. Враг, лишившийся лучшего бойца, бежал с поля боя.
Как правило, скульпторы и художники изображали Давида рядом с поверженным врагом, а Микеланджело представил героя перед схваткой. Герой готовится запустить камень в лоб врага, он твердо стоит на земле перед лицом опасности.
Давид представлен обнаженным как герой античности, который сражается со злыми существами.
Для работы мастеру была дана огромная мраморная глыба, к которой никто из скульпторов не смог подступиться.
«За сорок лет до того соборным причтом (Opera del Duomo) была предоставлена Агостино ди Дуччо гигантская мраморная глыба с тем, чтобы он изваял из нее фигуру пророка. Творение, едва начатое, оставалось незаконченным. Ни у кого» не хватало смелости продолжить работу. Микеланджело взялся за нее и из этой мраморной скалы извлек колоссального «Давида» - пишет историк Ромен Роллан.
Статуя Давида была представлена публике в 1504 году после трех лет работы.
Есть легенда, что некий Содерини - член комиссии которая оценивала работу мастера, сделал замечание о форме носа Давида и велел Микеланджело устранить свою ошибку. Скульптор послушался, он поднялся наверх взяв резец и щепотку мраморной пыли. Создав видимость работы Микеланджело рассыпал пыль вниз и спросил «Посмотрите теперь». «Теперь, — отвечал Содерини, — он мне нравится гораздо больше».
Так мастер посмеялся над критиком.
Бережная перевозка шедевра на площадь к дворцу проходила четыре дня.
Простой рабочий народ поначалу не оценил голого героя в центре города. Находились безумцы, которые пытались забросать статую камнями, но городская стража охраняла Давида. Хотя однажды ночью произошло одно нападение, но герой не пострадал.
Утонченные горожане встретили героя с восторгом и с интересом обсуждали новый образ символа города.
«Очевидно, республиканские власти сразу поняли сильную политическую символику Давида: он воплотил праведника, который, вооруженный только веревкой и верой в Бога, сумел одержать верх над сильным, но несправедливым, легко поддающимся изображению правилу правильного правительства, гаранта свобод и общего блага, защищенных божественной милостью» - писал Альварес Гонсалес.
Марка СССР к 500-летию со дня рождения Микеланджело
Ценители искусства сравнивали Микеланджело с другим гением эпохи – Леонардо да Винчи. Два гения были конкурентами и относились друг к другу более чем прохладно. Леонардо был уже признанным мастером, а Микеланджело только начал свой путь к славе.
«Чем более Леонардо был велик, тем большее отвращение чувствовал к нему Микеланджело; и он не пропускал случая высказать ему это» - пишет Ромен Роллан.
В чем изъяны тела Давида?
Леонардо да Винчи отмечал анатомические «излишества» статуи. По его мнению, герой был неестественно мускулистым, это заметно на критическом рисунке Леонардо.
Статуя Микеланджело на рисунке Леонардо да Винчи. Критика гения другим гением
Анатомическая неточность статуи героя - непропорционально большая голова. Предположительно, это задумка скульптора, который знал, что на статую будут смотреть снизу вверх, и голова будет казаться маленькой. Для предотвращения такого оптического искажения, скульптор увеличил голову. Искусствоведы видят в этом изъяне философский смысл: голова – это разум, который управляет телом. Идеальный человек должен быть разумным.
Также, наблюдательные исследователи заметили, что у героя не хватает одной мышцы между правой лопаткой и позвоночником.
Голый герой волнует "просветленных" и в наши дни, недавно было предложено натянуть на Давида плавки, но маразм под искусством пока не восторжествовал.
В 1873 году оригинал статуи Давида был перенесен в Академию изящных искусств, на ее месте на площади установлена копия.
В 1991 году на статую напал маньяк с молотком, который отколол мрамор с пальцев левой ноги.
Текст и фотографии в блоге моего авторства. При копировании прошу указывать ссылку на источник.
|
</> |