Художник как блогер на похоронах XIX века

топ 100 блогов lenarudenko27.08.2018 Художник как блогер на похоронах XIX века
Гюстав Курбе «Похороны в Орнане».

«Картина вызывает одно желание — не быть никогда похороненным в Орнане. Я не знаю, лучше ли там родиться, среди этого безобразного народа» - так резко высказался критик Куртуа.

Художник оправдывался: «Они не были красивы, и я не мог сделать их красивыми».

Реализм картины Гюстова Курбе «Похороны в Орнане» (в родном городке художника) вызвал возмущение буржуазной общественности. Живописец был «как блогер» Франции XIX века.

Для сцены «Похорон» позировали родственники и знакомые художника, как рассказывал сам Курбе:

«Уже позировал мэр, весящий сто шестьдесят килограммов, мировой судья, крестоносец, нотариус, помощник мэра Марле, мои друзья, отец, мальчики-служки, могильщик, два старика — современники революции... собака, покойник и те, кто несет гроб, церковные сторожа (у одного из них нос, как вишня, но длиной в тринадцать сантиметров и соответственной толщины), мои сестры, другие женщины и т. д.

Я, правда, хотел обойтись без причетников, но ничего не вышло: меня предупредили, что они обижаются — мол, из всех, кто связан с церковью, я обошел только их. Они горько жаловались, уверяя, что не сделали мне ничего худого и не заслуживают такого пренебрежения».

Курбе написал бытовую городскую сцену без прикрас, что вызвало недовольство общественности.

Художник как блогер на похоронах XIX века
Группы персонажей: официальные лица, мужчины, женщины. (Из fr.wikipedia.org)

Персонажи картины:
Священник (10): Читает заупокойные молитвы. Он стоит напротив революционера на другой стороне ямы.

Художник как блогер на похоронах XIX века

Могильщик (13): Антуан Джозеф Кассард, сын сапожника, положил куртку и шерстяную шапочку на края ямы, которую он только что вырыл, что видно по цвету земли. Он ждет гроб, стоя на коленях.

Четыре носильщика: в черных нарядах и большими шляпами с круглыми краями. Они поддерживают гроб, окруженный белой тканью, и поворачивают лица от мертвых (в сельской местности тело было выставлено за несколько дней до захоронения). Среди них - ремесленник-сапожник (1), владелец фермы-рантье (2), музыкант (3) и землевладелец (4). Двое последних были друзьями Курбе.

Художник как блогер на похоронах XIX века

Пять «крестоносцев»: они стоят за священником, слева от гроба и одеты в белое. Один из них - крестоносец; это винодел (7). Два других в (5) и (6) являются музыкантом и сапожником. В крайнем левом углу холста за носильщиками может быть представлен дед Курбе, который умер годом ранее (он здесь не виден). Группа крестоносцев «связана» с небом крестом, который возвышается над толпой на заднем плане.

Два мальчика-алтарника: первый (8) поднимает голову к землевладельцу, чей шляпы он только что коснулся своей свечой. Второй (9) на переднем плане несет сосуд святой воды.

Два служащих при церкви, они обеспечивают проведение религиозных обрядов. Один слева (11) - богатый винодел, а справа (12) - скромный сапожник.

Художник как блогер на похоронах XIX века

Группа людей: на переднем плане буржуа (14), мэр Орнана Просперса (15), бывший жандарм с платком в руке (17), богатый мельник (19) и адвокат (20), друг Курбе. На заднем плане находятся два друга детства художника: состоятельные горожане (16) и (18).

Художник как блогер на похоронах XIX века

Два революционера: они изображены в одежде, которую носили революционеры в 1792 и 1793 годах (во времена Первой республики) или полвека назад. Мы находимся в 1849 году, и Курбе жил при Второй Республике в 1848 году. Первый герой (21) носит белые гетры, а второй на переднем плане (22) голубые чулки. Его рука простирается до могилы. Этот образ между Республикой и Церковью связан с политическими взглядами Курбе, который станет сторонником Парижской коммуны в 1871 году.

Художник как блогер на похоронах XIX века

Женская группа: во главе процессии на переднем плане находятся женщины из семьи Курбе. Его мать (23) и три его сестры (24) - (25) - (26). Маленькая девочка на правом краю картины (27) - маленькая кузина художника.

Художник как блогер на похоронах XIX века
Композиция картины.

Теофиль Готье иронично заметил:
«Неясно, следует плакать или смеяться. Что хотел сделать автор — карикатуру или серьезную картину?.. Фигуры женщин как будто настраивают на серьезный лад, но два причетника с пылающими рожами, пьяным видом, красными мантиями и расширяющимися кверху колпаками столь комичны, что им может позавидовать Домье… Есть еще головы, напоминающие своим странным рисунком и цветом вывески табачных лавок и зверинцев…»

Художник как блогер на похоронах XIX века
Карикатура на Курбе

Критик Виньон писал:
«Огромное чёрное полотно, занимающее много места, сразу же привлекает к себе внимание... В самом деле, это удивительно безобразно. Представьте себе полотно размером в восемь или десять метров, которое кажется вырезанным из другого полотна в пятьдесят метров, потому что все персонажи, выстроившиеся как по линейке на переднем плане картины, находятся в одной плоскости и как бы представляют эпизод огромной декорации. Нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и облиты презрением. Можно увидеть чёрных мужчин, фигуры которых налеплены на фигуры чёрных женщин, а позади причётники и могильщики с гнусными физиономиями...»
«Никогда еще подобное безобразие не возводилось в культ настолько откровенно!» - возмущались ценители изящных искусств.

Художник как блогер на похоронах XIX века
Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки.

Сам Курбе отвечал критикам:
«Уверяю Вас, я взираю на людей с любопытством, как на лошадь, дерево или какой-нибудь иной объект природы — не больше. Поэтому я уже давно перестал сердиться в этом смысле: уверяю Вас, я обрел спокойствие. Более того: этим людям суждено сделать меня счастливым, ибо, внимательно изучая их я все больше различаю среди них всевозможные разновидности, и это наполняет меня радостью, ибо означает их превосходство над лошадьми».

Художник как блогер на похоронах XIX века
Каменотесы

Критики слагали эпиграммы о творчестве художника.

Для реалиста правда мало значит.
Уродство — реализма суть, иначе:
Моя мазня — такая жуть! Пишу и плачу…

Художник как блогер на похоронах XIX века
После обеда в Орнане

Художник спорил с критикам, утверждая, что вещи нужно любить такими, какие они есть.
«Я нашел совершенное счастье; скука мне неизвестна. Я люблю вещи такими, каковы они есть, и заставляю их служить мне. К чему искать в мире то, чего в нем нет, и силой воображения менять то, что в нем есть?»

Художник как блогер на похоронах XIX века
Мастерская художника



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
или Новости американской вакцинации В тех штатах, что уже привили всех жаждущих и просто желающих, оставшихся начали подманивать на сахарок. :) В Западной Виржинии обещают выплатить каждому молодому человеку (16-35), явившемуся за прививкой, по 100 баксов. В Мериленде аналогичная сумма ...
Продолжаем гулять по московским граффити, тут у меня снова немного поднакопилось искусства, готов с вами немного поделиться. Граффити выше и два снизу находятся/находились в хофе на Менеделеевской Переезжаем на Бауманскую, возле станции метро находится вот такой стрит-арт ...
"необходимо срочно менять резину.моя "камха" просто какойто ужас…я не могу сказать что езджу не аккуратно но шишки на нецй проявляются довольно часто.устала уже бортировать…кто может посоветуйте какая резина понадежней будет?не могу ...
Начну про соревнования *Маленькая Принцесса* рассказывать с самой целеустремлённой моей татарской малышки: Обаятельная кареглазая брюнеточка со стальным характером, командирским нравом. На занятиях, если ставлю её вперёд примером быть для остальных(по очереди всех так мотивирую, кто ...
У меня есть книжка мифов папуасского народа маринд-аним из Западного Ириана, записанных в основном немецкими пасторами, П.Вирцем и А.Линдеманном в 1916-1922 гг.. И там рассказана история дружбы и общения пастора с одним из туземцев-лучших рассказчиков и вообще незаурядной натурой ...