Хороший немецкий сериал - Dark
blau_kraehe — 31.08.2020 Почему-то, судя по отзывам многих френдов, очень популярен в России сериал "Тьма" (Dark - название английское и в немецком оригинале).Собственно, сериал действительно очень хороший, и я давно собиралась о нем тоже написать, но что-то все время отвлекало. Напишу и сейчас вкратце.
Первая мысль, которая у меня возникает: все-таки Нетфликс - весьма прогрессивное явление в мире медиа-развлечений. Если раньше нас заливало исключительно потоками голливудщины, то сейчас мы имеем возможность смотреть фильмы из разных стран, и они... действительно разные. Они несут отпечатки той культуры, из которой выросли. Из хороших еще можно назвать пока короткий французский сериал Into the Night - научная основа там бредовая, но сами характеры, действие - великолепны.
Так вот, Dark - это очень немецкий, в позитивном смысле, сериал. И дело даже не в постоянных цитатах и отсылках к немецкой классике и философии (особенно мне понравился пудель, конечно. Когда героиня произносит немецкую пословицу, заимствованную от Гете - "так вот что в пуделе скрывалось!" - то есть "вот в чем суть этого явления/вещи" - и в следующей сцене действительно появляется беленькая пуделюшка. К счастью, она не пострадала в дальнейшем!).
Я, конечно, опасаюсь, что при просмотре на русском языке многие отсылки и намеки просто теряются. Ну ничего не поделаешь. Это всегда так при переводе. Они нас тоже не понимают.
Кроме того, это, кажется, редчайшее немецкое произведение искусства, которое не посвящено вечному пережевыванию перипетий немецкой истории. Что даже удивительно - ведь там как раз речь идет и о прошлом (хотя авторы, думается, сознательно выбрали годы, когда в Германии не происходит никаких ключевых событий, а во время нацизма герои вообще ни разу не попадают). Но этого постоянного пережевывания просто нет, общеизвестные моменты никак не упоминаются - и это тоже хорошо, потому что реально всем надоело. Как будто немцы больше ни о чем не имеют права говорить, как только о своей истории. Хотя, кстати, неявно эта история тоже здесь присутствует, от нее никуда - см. дальше. Но именно уже как часть сознания и подсознания немца, уже как составная часть национальной психологии.
Очень жизненным выглядит сам этот городок, Винден, жители которого ненавидят друг друга, самих себя и место, где живут (судя по отзывам френдов, он им кажется миленьким и игрушечным - но для немцев это нормальный город), несколько раз, в самом начале и в конце, герои повторяют, что лучше бы этого города никогда не существовало. Это тоже очень типично, Германия - страна небольших городов, и даже то, что в Виндене очень мало иностранцев - типично, гастарбайтеры и беженцы тянутся в крупные города, к промышленности, к рабочим местам, к городским возможностям; в маленьких городах их гораздо меньше (а ненавидят их при этом больше).
Такие вот городки, как Винден, похожи на наш "город Зеро" - все понимают, что это дыра, но почему-то все равно из нее не выбираются.
В начале жители Виндена кажутся симпатичными, нормальные матери и отцы семейств, не без мелких грешков, но любят своих детей, приличные, культурные люди, живут обычной жизнью. Каждого из них можно понять, каждый чем-то привлекателен.
Дальше по ходу сериала один за другим герои через канал попадают в прошлое. Или не попадают, а мы просто видим их и в прошлом, и будущем. И обнаруживается, что практически каждый из этих симпатичных, милых людей способен вести себя совершенно иначе, в каждом из них обнаруживается бездна: отец семейства и полицейский Ульрих - всегда на страже закона, обожает своих детей - оказывается способным убить ребенка (вы представляете ситуацию, чтобы в голливудском сериале положительный герой убил ребенка?! Неважно, ради какой цели. Я нет, не представляю). Милая вдова, мать главного героя, с детства влюбленнная в Ульриха, оказывается в прошлом знатной интриганкой, а в итоге превращается в стерву, для которой ни Ульрих, ни сын оказываются совершенно не важны, какая там любовь - она все разрушает и всех предает. И так практически каждый - если не в одной, так в другой ипостаси - демонстрирует одну и ту же картину: зверь внутри, которого лучше не будить. Вот это понимание, что под оболочкой милых, вежливых, корректных людей, под видимым покровом - на самом деле скрывается адский ужас - это тоже оно, да. Не Голливуд. Нет никаких хороших и плохих парней. Адское зерно - в каждом из нас. Зверь и сверхчеловек.
Миленький город монстров, который закономерно и естественно движется к концу света - ничем другим бытие этих людей просто не может закончиться.
Даже милый золотоволосый мальчик Йонас - превращается в главного злодея сериала, который внешне выглядит настолько отвратным, что кажется мерзким инопланетянином, всех убивает и вообще спланировал всю интригу, которая должна уничтожить мир. Убивает он в итоге даже свою любимую девушку. При этом мальчик Йонас все время присутствует рядом и так и не может понять - каким образом он превратится когда-нибудь в такой кошмар.
Здесь мы подходим ко второй гениальной идее сериала: героев мы видим не только в нравственной динамике, но и во временнОй. Каждый существует одновременно в прошлом, настоящем, будущем. Апогей этой идеи - инфернальная троица из ребенка, мужчины и старика, которая появляется в разных сценах и убивает разных людей, причем такое ощущение, что если эта троица появилась - то жертва обречена. Эти трое - один и тот же человек, его детство, зрелость и старость. И это - сын... впрочем, не будем слишком спойлерить.
Но однако и для каждого из героев мы видим его детство, зрелость и старость практически одновременно, они сами сталкиваются с ранними и поздними своими "я", и таким образом нас подводят к мысли, что времени и не существует, что время - иллюзия, мы существуем на этом временнОм отрезке вечно и постоянно.
Надо сказать, я нахожу вообще безумно интересной идею путешествий во времени, но до сих пор в фантастике она рассматривалась крайне поверхностно. Эти путешествия обычно используются как вспомогательное средство для того, чтобы автор мог без помех изобразить будущее. Если же речь идет о самом передвижении во времени, то философия таких произведений довольно примитивная. Герой раздавил бабочку в прошлом, и выбрали не того президента (Брэдбери). Было создано некое пространство "вне времени", из которого герои выходят и изменяют историю по точно рассчитанным математическим схемам (Азимов). То есть это скорее социальная фантастика, не рассматривающая саму философию передвижений во времени. В "Тьме" сделана попытка рассмотреть именно сами перемещения и их суть. Известный парадокс "герой отправился в прошлое и убил своего деда" авторы разрешают произвольным образом: ключевых героев просто нельзя убить заранее, они воскресают. Зато у них можно отправиться в прошлое и родить какого-нибудь ребенка, который потом будет играть важную роль в будущем. В результате постоянных путешествий в прошлое жители Виндена создают такую нечеловеческую сеть причин и следствий, что ни разобраться, ни распутать ее уже совершенно невозможно. Вершина абсурда - некто в будущем рожает свою собственную мать и отправляет ее в прошлое, чтобы в свою очередь тоже быть рожденной... (справедливости ради, тут еще примешивается история с двойниками из другого измерения, но не суть).
То есть сериал получился очень глубокий, и на самом деле думать и распутывать смыслы здесь можно очень долго. Многослойное, сложное произведение.
И да, оно очень немецкое. Постоянное присутствие англоязычной культуры (даже само название сериала), песни на английском - это тоже часть современного немецкого дискурса, которую нельзя просто так вынуть, да и не нужно, наверное.
До конца я ожидала каких-то голливудских решений - но их не было. Даже в самом конце - и ждешь, и опасаешься, что сейчас вот все закончится страстным поцелуем главных героев, или же они скажут друг другу что-то такое, что станет ясно - ну вот теперь злоключения закончились, и начнется счастливая семейная жизнь, ура. Что на фоне всего случившегося ранее совершенно не вызывало бы энтузиазма. Но все равно ждешь: все же должно закончиться прославлением "семейных ценностей", где же оно?
А нет. Конец получился пелевинский - герои растворяются в мерцающей Нирване-небытии. Почему-то эта сцена показалась мне прекрасной и единственной возможной.
Посмотрела в сети и наткнулась на интересную рецензию, которая в общем полностью подтверждает мое впечатление. Она даже называется: "Почему "Тьма" испортила для меня все другие сериалы".
"Внезапно вечерний просмотр сериалов не отключает мозги, а наоборот - включает их... Ощущения от просмотра "Тьмы" - скорее, как от научной работы, а не развлечения в свободное время, но именно это так здорово: мы хотим исследовать, мы хотим понимать, мы хотим от этой жизни больше. И мы получили настолько больше, что в принципе, остальной список сериалов для просмотра перестал быть сколько-нибудь привлекательным".
Так, глядишь, они еще и читать что-нибудь начнут...
|
</> |