Хомс. Реконструкция
el_murid — 26.02.2012Можно попытаться смоделировать ситуацию, что же на самом деле произошло в городе.
Сирия, согласившись на присутствие наблюдателей ЛАГ, отвела в начале года войска из города, оставив в нём полицейские силы, которые в основном разграничивали суннитские и алавитские кварталы. Печально знаменитый сейчас квартал Баба-Амр, как и остальные районы города фактически не контролировались властями. Буквально в течение десяти дней-двух недель в город как это принято говорить, инфильтровались сотни и не побоюсь этого слова, тысячи наёмников-интернационалистов (в основном с территории соседнего Ливана), в город было переброшено оттуда же оружие, боеприпасы, продовольствие. Фактически за две недели была создана очень мощная база. В самом городе спешно строились укрепления, баррикады, создавались огневые точки. При этом сообщений о минировании я лично не видел - хотя, возможно, просто пропустил. Если это так, то вполне возможно, что интербригады не рассчитывали на ввод в город тяжелой техники.
Трудно сказать, что именно послужило сигналом - речь Эмира ат-Тани в США о необходимости ввода войск в Сирию либо готовящийся 19 января отчетный доклад генерала ад-Даби в Каире об итогах миссии ЛАГ - но примерно в это время пошли первые сообщения о резком изменении обстановки в городе и вокруг него. Войска, выведенные из города на окраины, были внезапно атакованы. Причем главное направление атаки - на юго-запад к границе с Ливаном, благо расстояние плёвое - около 30 километров по шоссе, имеющем внутреннее обозначение М1. (Стоит отметить, что собственно боевые действия в городе в январе не утихали - речь идет о внезапном их усилении.)
Сказанное говорит о том, что подготовка велась очень тщательная и заблаговременная. В этом смысле показателен захват катарских военнослужащих, о которых писала ДЕБКА - судя по всему, это были специалисты по связи и снабжению.
Примерно к 10 февраля трасса М1 была перерезана и правительственные войска взяли под контроль как границу, так и юго-западные окраины города. Фактически кольцо замкнулось. Однако за время действия транспортного коридора в город было переброшено несколько тысяч боевиков и очень большое количество оружия (включая противотанковое) и боеприпасов. Началась позиционная борьба с укрепленным и очень хорошо вооруженным противником.
Судя по сообщениям, на сегодня в плен захвачены саудовцы, катарцы, ливийцы, ливанцы и "граждане иностранных государств, чья принадлежность не называется по соображениям внешнеполитического характера". Под этой не очень изящной формулировкой, судя по всему, скрываются разнокалиберные европейцы и прочие белые братья. Что характерно - так то, что наиболее лютую ненависть вызывают ливийцы, которых фактически не берут в плен. В чем их разница с остальными, сказать сложно, но впечатление именно такое.
Собственно говоря, Хомс - прекрасный пример того, чего именно хотят добиться Катар, Саудовская Аравия, США и Европа. Неконтролируемый анклав вблизи границы умудрился за две недели вобрать в себя людские и материальные ресурсы, способные воевать на равных с сирийской армией на протяжении целого месяца. Можно себе представить, что именно можно сделать, получив в руки миллионный город в качестве базы, укрепив его и организовав непрерывный поток людей и грузов в такую базу. За месяц такой анклав превратится в плацдарм, с которого интербригады наёмников со всего Ближнего Востока начнут "освободительные походы". Фактически - это чисто ливийский вариант с тем отличием, что запалом послужат не недовольные бедуинские племена и горожане, а вообще посторонние. К которым затем присоединятся сирийцы, желающие повоевать с режимом или банально пограбить. Как видно из операции в Хомсе, планирование за мятежников осуществлялось очень серьезное - в том числе координировались действия не только группировки в самом Хомсе, но и на нескольких направлениях - в разных провинциях страны.
Арабская весна создала весьма приличный запас нищих, голодных и абсолютно бесконтрольных молодых людей, которые могут стать пушечным мясом для такой войны. Задача агрессоров - лишь обеспечить захват анклава вблизи границы и организовать через него интервенцию. В этом смысле сирийское руководство сумело выиграть нынешний раунд вчистую - удар по планам "друзей Сирии" нанесен крайне чувствительный. Видимо, собравшиеся в Тунисе "друзья" имели полную информацию о происходящем в Хомсе, что, собственно, и предопределило провал этой встречи.
|
</> |