Холопская психология - причина ненависти 1/3 к идее безусловного базового
alex_rozoff — 10.05.2023 В предыдущей теме https://alex-rozoff.livejournal.com/672139.html некоторые наблюдатели были изумлены зашкаливающей коллективной ожесточенностью противников ББД. Казалось, что ББД это какое-то учение, направленное против их искренней религиозной веры, и являющееся экзистенциальной угрозой (так религиозные фундаменталисты реагируют на тезисы, противоречащие императивам из соответствующей "священной" книги). Прежде чем продолжить разговор о ББД (следующая часть по плану-графику - экономические обоснования) раскопаем корни коллективной ожесточенности противников ББД. Начнем с темы социального стада:"Правило 3-2-3" Индивиды по своим реакциям делятся на три примерно равные группы - по 33 % плюс-минус 4%. (1) Сильно-конформные (стадо). Они примут рекламируемое мнение сразу, как только им покажется, что это - мнение общеизвестных социально-политических авторитетов... в больших сообществах (превышающих тысячу индивидов) стадный инстинкт начинает работать во вред - лишая индивидов самостоятельной воли и здравого смысла, заставляя их следовать приказам и стереотипам, навязанным не вожаком (позитивно проявившим себя ранее во множестве практических ситуаций), не старшими опытными индивидами (хорошо знающими жизнь), а какими-то абстрактными фриками. Такие фрики оказываются на вершине гипер-стада - социальной пирамиды, вовсе не за счет своих позитивных качеств, а из-за свойств пирамиды, уже совершенно абстрактных по отношению к интересам конкретного индивида в основной, нижней половине этой пирамиды... социальная группа "стадо", которое остается в основном в нижней половине пирамиды социальных статусов, несмотря на повторяющиеся провалы политики "наведения твердого порядка сильной рукой", продолжает каждый раз желать этого снова.*
Стадная (или холопская) психология - это пока лишь нарративно (прото-научно) исследованное явление, однако некоторые моменты уже прояснены и опубликованы.
Скованные одной цепью** [цитирую выборочно].
Где пролегает грань между терпением, в смысле стойкости и мужества, и терпением, вызванным соглашательством и трусостью? Почему в одних государствах коррупция вызывает общественную нетерпимость, в иных же — воспринимается как нечто естественное? Наконец, являются ли эти качества чем-то привнесенным и навязанным извне, или есть проявление внутренней природы?
С одной стороны многие современные общества становятся все более иерархичными. В них, несмотря на декларации о либерализме и равенстве, меньше места остается подлинным рыночным отношениям и конкуренции. И, наоборот, возрастающую роль играют связи, принадлежность к элите, олигархическим кругам, или хотя бы наличие среди них друзей и родственников. Если ко всему сказанному добавить глубокое расслоение людей по уровню образования и материального благосостояния, то разделение людей по стратам «барин-холоп» — очевидно. Так вот, в классическом понимании холопом могут считаться подневольные бесправные работники. Казалось бы, такое явление, как институт, уже давно кануло в небытие. Однако, с учетом различных инструментов подчинения, начиная от торговли людьми и гастарбайтеров-нелегалов, заканчивая репрессивными законами и долговой кабалой, дело обстоит иначе. Не случайно международная правозащитная организация Walk Free Foundation даже выпускает ежегодные рейтинги Global Slavery Index.
Впрочем, элементы холопской психологии сидят глубокого и внутри каждого человека. Обществу внушаются стереотипы, в котором характерной чертой мышления становится смещение мышления от субъективного «я» в сторону объективного «не-я». Человек как бы становится «не в себе», оценивает всё и вся не с личных позиций, а со сторонних. Диспозитивное «хочу» у такого индивида стирается, он смиряется с императивом «должен».
Правда, в любом коллективе находятся и те, кто не поддается дрессировке, кто ведут себя независимо, даже огрызаются, и поэтому система образования выбирает самый легкий путь — таким ученикам ставят низкие баллы в аттестате, либо вышвыривают их из школы, чтобы в дальнейшем они пошли работать на самую низкооплачиваемую работу. То есть, если имеющимися инструментами не удалось сломить человека морально, надо сделать его тогда натуральным, физическим рабом, который будет рад работать за пачку «доширак»а, и просто побоится высунуться с протестом, из страха потери средств на выживание.
Если учащийся в школе ещё как-то возмущались действиями учителей, то в институте они вполне уверены в правильности системы и отсутствии альтернатив.
Холопская психология получает путевку во взрослую жизнь. Исходный материал уже подготовлен. Охотно играть по навязанным правилам игры: слепо верить, а не сомневаться, подчиняться, а не свободно мыслить, лгать и юлить, а не говорить правду. Это, в свою очередь, ведет к безответственности: не ты определяешь свою судьбу, ее определяет твой господин, начальство. Массовое сознание в таких обстоятельствах неизменно поражается бесхозяйственностью и халатностью с одной стороны, и мышиной возней угодничества и подхалимажа – с другой. Аморальным признается лишь то, что наказуемо, прав тот, кто сильнее, закон на стороне того, у кого деньги и власть.
Суть в том, что холуйская детерминистская преданность, которая часто подаётся как надёжное единство, в реальности является эфемерной. Человек с таким мышлением — всегда потенциальный предатель, ибо он предан не начальнику лично, а его должности, положению в иерархии. Встанет на его место другой — вчера еще обожаемый и гениальный начальник легко предается анафеме. Показательно, как во времена Второй Мировой войны американцы были шокированы поведением пленных японцев: будучи, вроде бы, врождёнными героическими самураями, слепо преданными командиру и готовыми умереть за родину камикадзе, они, попав в американский плен, предавали своих направо и налево, выкладывали на допросах всё подряд, что у них даже и не спрашивали. На самом деле всё объясняется довольно просто: для человека с рабским, холопским, детерминированным мышлением сменился начальник-иерарх. Теперь, раз японец в плену, начальником стал американец — вот он ему так же преданно и служит.
Следующей чертой холопства выступает поиск виновных при борьбе с какими-то недостатками. Культивируется миф, будто определение и наказание виновного радикально исправляет проблему. На самом деле «вина» — категория выдуманная, искусственная. Срабатывает только, если удалось её навязать, и то весьма субъективно, временно и ограниченно, работает как плётка, исключительно в деструктивной рабской среде. В таких условиях холоп, как правило, апатичен, производительность его труда невелика, ибо отсутствует личная заинтересованность.
В масштабах же государства холопское мышление становится главным источником коррупции в государстве, в котором государственные функции воспринимаются как индульгенция на вседозволенность. В таких обществах подавляющее меньшинство принимает законы для подавляющего большинства. Как итог — увеличивается расслоение людей на богатых и бедных, «мажоров» и бесправных, чиновников и зависимых.
Ещё одна характерная тенденция в холопском наборе — это «негативизм». Обычно человек ориентируется в одинаковой степени как на положительные, так и на отрицательные ценности — к одним притягивается, от других отталкивается. Негативист же видит, в основном, отрицательные ценности. Сообразно тому и законы, принимаемых в таких обществах — негативистские: ограничивающие, принуждающие, запрещающие. Позитивный блок в разрешении и стимуляции почти отсутствует. Законодатель-холоп верит, что законотворчество — ни что иное, как искусство придумывания все новых видов наказаний и податей, насаждение атмосферы страха, когда достаточно правильно направить хлыст — и стадо пойдёт куда надо.
До поры до времени безинициативность и закоснелость масс могут создавать иллюзию стабильности. Но любая система, при которой развитие подменяется профанацией, здравый смысл — угодничеством вышестоящему, законы – «понятиями», несет в себе «код самоубийцы». Крах — дело времени, и чем позже наступит развязка, тем ужаснее последствия. Однако и изменения, за которые приходится платить высокую цену, вовсе не гарантируют искомое избавление от скверны, наступления эпохи справедливости и равенства. Особенно если эти трансформации затронули лишь фасад. Напротив, при господстве холуйского невежества в обществе прежняя система имеет свойство к мутации в новом, зачастую более гадком, виде. И все – спираль развития закручивается заново, вплоть до очередной катастрофы.
Легендарный пророк Моисей не зря сорок лет водил евреев по пустыне, понимая что только так можно выветрить из их сознания рабскую сущность, и лишь потом строить новую жизнь...
[конец цитирования]
...Такие дела...
---------------------------
*) 2018-11-28 Стадность, страх свободы и решений vs Скептицизм, цинизм и снобизм. Правило 3-2-3
https://alex-rozoff.livejournal.com/65685.html
**)27 января, 2015 Скованные одной цепью
https://exclusive.kz/expertiza/politika/11830/
Картинки: Страна непуганых идиотов (Иван Кемеров, 27 августа 2022)
https://fishki.net/anti/4249710-strana-nepuganyh-idiotov.html
|
</> |