
Холокост как особое и одновременно универсальное: Ян Гросс в гостях у ЛБ


Исторические предпосылки еврейских погромов в Восточной Европе
Антисемитизм в христианской части Европы (и я сейчас говорю не только о Восточной Европе) очень мощный и давний. В годы, предшествовавшие Второй мировой, всеобщая политическая ситуация в Европе становилась все более и более напряженной. Одной из ключевых составляющих этого процесса был рост фашистских настроений – сначала в Италии, чуть позже в Германии. А антисемитизм всегда являлся важным компонентом нацизма и фашизма.
Поэтому антиеврейские настроения в те годы становились все более мощными не только в странах Восточной и Центральной Европы, но и в ее западной части. Стремительно росло количество политических сил и партий, которые имели антисемитские, ксенофобские и нацистские взгляды. Но в Восточной Европе все же был дополнительный элемент, что и сделало положение тамошних евреев во время Второй мировой столь драматичным. И это была очень важная и традиционная роль христианской церкви на этих территориях.
Кроме того, в советских странах действовала мощная антиеврейская пропаганда – не только со стороны руководителей церкви, но и политических лидеров.
Проблема соседства
Тот факт, что люди живут рядом, к сожалению, не исключают вероятности конфликтов между ними. Статус соседей не заставляет людей нравиться друг другу. Напротив, небольшая дистанция сама по себе является предпосылкой для конфликтов и насилия. А когда это накладывается на другие факторы, например пропаганда и подстрекательство – жди беды.
В Польше, Украине, Литве, Румынии в течение 30-х годов действительно росли антиеврейские настроения. Евреи, как вы верно отметили, жили в этих странах по соседству с представителями других наций, а не где-то в отдельности. Так что между «соседями» иногда вспыхивали конфликты.
Но это более универсальная штука, чем может показаться. Когда речь идет о Холокосте, из-за исключительной жестокости и масштаба это часто кажется чем-то уникальным. Но если вы посмотрите на общемировую статистику (даже современную), то большинство убийств в мире совершается теми, кого жертва знает лично. Родственники, любовники и знакомые убивают гораздо чаще, чем незнакомцы.
Столкновения и конфликты происходили между соседями во все времена, но редко это приводило к массовым убийствам, как во время Холокоста. Что может обусловить именно такой ужасный уровень агрессии? Ситуация, когда накапливавшиеся давно противоречия подпитываются социальным хаосом – когда происходит любая война, революция, изменение политических режимов или другое социальное потрясение, изменяющее привычный образ жизни общины. Историография Восточной Европы это подтверждает: большинство убийств евреев на этих территориях случалось во время Первой мировой, революции 1917 года, смен власти. Потом, когда стало ясно, что советская власть пришла надолго, ситуация стабилизировалась, все вошло в путь – между евреями и их соседями и дальше возникали противоречия, но они до поры до времени не приводили к всплеску антисемитской агрессии.
В 1941 году контекст коренным образом изменился – до этих территорий дошла Вторая мировая. И это был исключительный по мере своей грубости момент, ведь главная атака нацистской Германии на Советский Союз произошла именно на этих территориях, здесь произошли наиболее массовые убийства.
Это был умышленный ход со стороны Германии: своего рода легитимизация начавшейся войны. По ее замыслу, это должна была быть война, отличная от всех когда-либо прежде. Евреи были объявлены главными врагами и основной мишенью.
Один из универсальных элементов антисемитизма состоит в отождествлении евреев и коммунизма. Его ярким маркером является дискурс об «юдобольшевизме» и «юдокоммунизме». Одной из идей-фикс Гитлера было то, что еврейские лидеры, а также коммунистические вожди и военные комиссары – это одни и те же люди.
Проблема озверения
Трансформация при экстремальных условиях, например война, происходит с людьми очень быстро, но все же не мгновенно. Летом 1941 года, когда война началась на большинстве территорий Советского Союза, евреев в основном убивали немцы (однако это не железное правило: на некоторых территориях, предчувствуя близость оккупации, местные начинали убивать евреев еще до нее). Однако первыми, кто подавал местным пример, что издевательства и убийства евреев являются новой нормой и не будут наказаны, были именно немцы. А дальше уже было дело техники – как только местные понимали, что убивать евреев позволено, начинались погромы.
Другой момент – на некоторых советских территориях (в частности, на территории Западной Украины, Беларуси, Литвы) советская власть была установлена значительно позже, уже в 1930-х. В некоторых странах это произошло вообще после начала Второй мировой – например, Литва стала частью СССР только летом 1940 года. На этих территориях событиям лета 1941 г. и огромной брутализации поведения в отношении евреев предшествовала огромная дезорганизация местных общин в результате страшного советского террора и стремительной сталинизации.
Этот период сопровождался очень грубыми действиями советских секретных служб по определенным категориям населения, многочисленными репрессиями и депортациями и т.д. Все это сгенерировало огромное количество социальной злости. Люди были исполнены страданий, ненависти и злобы. Часто не до конца понимали, что происходит, но интуитивно искали виновного. И так же безосновательно, как евреев обвиняли в других бедах и проблемах, они были обвинены в ужасах советского террора.
Конечно, это бред – евреи не имели к этому никакого отношения; напротив, сами являлись жертвами репрессий чаще других.
У меня здесь нет конкретных ответов, но если вы спрашиваете моего мнения, то оно очень скептическое. Это универсальное человеческое свойство. Если посмотреть даже не во времена Второй мировой войны, а только на период моей жизни ( Ян Томаш Гросс родился в 1947 году. – Ред . ), то можно увидеть достаточно примеров по всему миру, как соседи начинали убивать друг друга, как только ситуация позволяла. Или когда их поощряли недобросовестные политики или люди с оружием. Вспомним, что произошло в Руанде. Или в странах бывшей Югославии во время распада государства.
Это не какая-то специфическая черта Второй мировой или Холокоста. Это человеческая природа, подпитанная манипуляциями, разбушеванием ненависти и ощущением безнаказанности. Самое страшное, что это может быть кто угодно: поляки и евреи, хуту и тутси, сербы и хорваты. Кто угодно.
История свидетельствует, что люди обладают этим ужасным свойством – склонностью к насилию. Это не зависит ни от каких географических или социальных условий, а укоренено очень глубоко в нашей природе.
Как в Польше сегодня воспринмают вашу историю о трагедии Едвабне
Сразу после публикации «Соседей» в Польше началась большая (если не сказать огромная) дискуссия по поводу событий, описанных в книге. Это была не только профессиональная экспертная дискуссия – об этом писали медиа, к обсуждению присоединились люди из разных социальных и профессиональных групп.
Через три года, в 2003-м, в Польской академии наук и искусств был открыт Центр, изучавший опыт польских евреев во время Второй мировой. Всего за несколько лет в Польше произошло огромное распространение этой темы: выросло количество исследований, научных публикаций, других текстов. Она вышла за рамки узкой профессиональной дискуссии между историками и двинулась дальше, захватив новые аудитории: от широкого поля гуманитаристики до студентов. Поэтому в этом смысле этот кейс действительно можно назвать успешным примером для других стран, имеющих подобные сложные страницы истории.
История городка Едвабное, описанная в моей книге, на самом деле является иллюстрацией достаточно универсального опыта, который имели и другие страны, в частности Украина. В глазах нацистов и поляки, и украинцы, и белорусы (вообще все славяне) были представителями низшей расы, людьми, пригодными разве что для тяжелого физического труда, фактически рабами. Но евреи были в этой иерархии еще ниже – они вообще не считались людьми, и потому не имели права на жизнь. И именно это превращало славян и евреев не в одинаковых жертв, а в одних жертв, которые могли издеваться над другими.
Это, опять же, не уникальный случай, такое может случиться где угодно и в любое время. Возьмем пример совсем другого контекста: советские трудовые лагеря сталинских времен. Люди там часто страдали не только от действий администрации, но и рук сокамерников. Это еще один пример того, как одни жертвы агрессивной системы издеваются над другими, которые слабее их или имеют меньше прав. Для этого нужно только создать условия, при которых одни жертвы имеют определенные привилегии и разрешение насилия над другими. Остальное сделает человеческая природа.
Вот последний абзац самый главный в интервью Гросса и вообще во всей истории Холокоста.
Среди людей есть определенный и немалый процент личностей, склонных к насилию, грабежу и убийству. Сдерживаются подобные склонности обществом: моралью и полицией.
Но как только некая часть общества объявляется вне закона, т.е. людьми которых можно грабить и убивать безнаказанно - грабежи и убийства себе подобных становятся неизбежными, а желающих и даже активистов-пропагандистов всегда хватает. Просто так устроены крупные социальные приматы.
Особенно это проявляется в обществах с резко выраженной социальной несправедливостью и особенно агрессивными становятся угнетенные, униженные и оскорбленные. Так хорошо известно, что самые бедные среди белых американского Юга одновременно составили ядро наиболее жестоких линчевателей и куклусклановцев.
И это тоже с природе человека.
Жители Восточной Европы поставляли в этом смысле чрезвычайно благодатный материал для подобных эксцессов, здесь было очень много обездоленных и униженных. А значит как только разрешение на грабеж и убийство было дано, за желающими дело не стало.
Т.е. Холокост конечно уникален своими размерами - никогда в новой и новейшей истории Европы масштабы зверств по отношению к представителям одной нации не были пожалуй даже сопоставимым.
НО если вспомнить скажем историю религиозных войн, мы немедленно окажемся в вполне сопоставимых ситуациях. И масштабы зверств перестают удивлять, удивляет, что их потом так долго не было - этаких масштабов.
И к сожалению выдать нации разрешение на насилие и убийство по отношению к соседям, особенно не самой процветающей нации, - всегда подымает рейтинги правителей.
Путин и его окружение прекрасно это продемонстрировали миру