рейтинг блогов

Хохло-пост

топ 100 блогов annataliya03.02.2016Фото В последний день нашего путешествия по Пермскому краю мы решили отправиться в Хохловку. Хохловка - это весьма крупная деревня, расположенная примерно в 70 километрах от Перми, известная на весь регион своим архитектурно-этнографическим музеем, или другими словами, музеем деревянного зодчества под открытым небом. Правда, музей там такого уровня, что в нем не придется смотреть лишь свезенные сюда отовсюду деревянные избушки. Они в нем, конечно, тоже есть. Но в каждой избе, церкви, мельнице, охотничьем хозяйстве и прочих постройках располагаются свои экспозиции, из которых сразу становится понятно, как и чем раньше жили пермяки.
Хохло-пост


...В Перми мы нашли рейсовый автобус до Хохловки. Их, таких, оказалось всего несколько рейсов в день, но был и весьма подходящий нам по времени - утренний. Поэтому, выехав из Перми около половины десятого, ближе к одиннадцати мы уже были в Хохловке, позавтракали там в кафе при только что открывшейся гостинице, купили билеты в музей и вполне легко присоединились к подъехавшей как раз в это время экскурсии студентов из какого-то профильного пермского вуза.
Это - Хохловка.
2.
Хохло-пост


Территория музея оказалась совсем не маленькой и для удобства поделенной на секторы: Северо-Западное Прикамье, Северное Прикамье, Южное Прикамье, Охотничье становье, Солепромышленный комплекс и Сельскохозяйственный комплекс. Маршрут был проложен по кругу (хотя для тех туристов, которые не хотели смотреть всё подряд, тоже имелись тропинки от одного объекта к другому), и мы первым делом отправились изучать, как жили пермяки Северо-Западного Прикамья. Здесь была усадьба 19 века коми-пермятского крестьянина Кудымова, привезенная из деревни Яшкино. Внешне усадьба оказалась совсем простой. Она являла собой две деревянные сосновые избы, связанные сенями, и крытый двор с хлевом и конюшней, а чуть поодаль за отделяющей их от улицы бревенчатой оградой, еще амбар, ледник и баня.
3.
Хохло-пост


Обстановка внутри избы тоже была весьма скромной, если не сказать, спартанской. Глинобитная печь, напротив нее Красный угол с иконами, вдоль стен - лавки, на столе обычная для тех мест посуда и, разумеется, деревянная солонка в виде уточки.
4.
Хохло-пост


5.
Хохло-пост


6.
Хохло-пост


7.
Хохло-пост


Соль в Перми ценилась чуть ли не на вес золота, а потому считалась, что, чем больше солонка, тем больше соли у хозяина и тем он богаче.
8.
Хохло-пост


Кстати, именно в этой избе я впервые увидела детские соски-бутылки, сделанные из коровьего рога. Кончик в них спиливали, чтобы получилась дырочка, наливали внутрь молоко и давали детям, а те пили, как грузины вино из точно таких же, но больших и бараньих рогов. :))
9.
Хохло-пост


Но аскетичная обстановка не была типичной для всех крестьянских изб Прикамья. Так, во второй половине 19 века популярной у крестьян стала домовая роспись. Ею занимались в основном профессиональные мастера-красильщики. Они расписывали горницы и кухни в крестьянских домах, а также шкафы, прялки и посуду. В узорах преобладали оранжево-красные, синие, зеленые и желтые тона, обязательно присутствовали белый и черный цвета. Красный цвет символизировал силу природы, а синий олицетворял стихию воды. Самым распространенным сюжетом было цветущее дерево (дерево жизни) с сидящими на нем птицами. Птица на дереве тут сравнивалась с образом солнца. В общем, выглядело все нарядно и веселенько. В одной из таких изб с росписью мы побывали.
Симпатично, правда? Кстати, в этой избе роспись горницы, скорее всего, свадебная, ибо она лучше всего видна с печных полатей, где после свадьбы почивали молодые.
10.
Хохло-пост


11.
Хохло-пост


12.
Хохло-пост


13.
Хохло-пост


Роспись всегда выполнялась масляными красками без трафарета и предварительного наброска и в результате изображение получалось свежим, сочным и немного наивным.
Ну, и покажу вам еще одну крестьянскую избу конца 19 века. Так сказать, к вопросу крестьянской бедности и нищеты. Вот усадьба крестьян Баяндиных-Боталовых из деревни Дмитриево Коми-Пермятского округа.
14.
Хохло-пост


На первом этаже усадьбы находилась теплая изба с русской печью, клеть для хранения домашней утвари, одежды и продуктов и торговая лавка.
На втором этаже дома располагалась горница с "голландской" печью, кухня и клеть. Во дворе размещались конюшня, хлев, сеновал, стояли телега и сани.
15.
Хохло-пост


На огороде в отдельной избушке находилась синильная мастерская.
Хозяин дома, помимо занятия земледелием, владел ремеслом синильщика и по заказу окрестных крестьян окрашивал домотканые холсты и пряжу.
16.
Хохло-пост


Ткани обычно было принято красить в синий цвет разной интенсивности (отсюда и название - синить). Технология состояла из трех основных операций: сначала приготавливали краску в кубе; потом ткань и пряжу опускали в куб, то есть, непосредственно красили; и, наконец, закрепляли окраску. Некоторые умельцы, правда, еще набивали узоры.
17.
Хохло-пост


Крашенные ткани крестьяне обычно использовали для пошива простой одежды для личных нужд и разных бытовых целей.
18.
Хохло-пост


19.
Хохло-пост


Ну, и как вы уже и сами поняли, еще одним дополнительным заработком хозяев дома крестьян Баяндиных-Боталовых была личная лавка. В ней можно было приобрести городскую мануфактуру (разные уже фабричные ткани, к примеру, ситец), сладости - леденцы, конфеты, пряники, всевозможные инструменты и всякие строительные и сельскохозяйственные нужности - пилы, топоры, гвозди, серпы, косы, керосин, спички и прочее.
20.
Хохло-пост


21.
Хохло-пост


22.
Хохло-пост


23.
Хохло-пост


Вот такие не бедные были крестьяне.
Впрочем, в Прикамье были, конечно, избы и попроще. Но все они нисколько не халупы, а прочные и добротные дома.
Изба крестьянина Игошева середины 19 века из деревни Грибаны.
24.
Хохло-пост


А теперь давайте я вам расскажу о церквях. Конечно, в селах Пермского края их строили и строили из самого легко добываемого в здешних местах материала - из дерева. В Хохловку таких церквей привезено аж две штуки. И обе они абсолютно разные.
Первой из них, которую мы осмотрели, стала церковь Преображения из Северного Прикамья, возведенная в самом начале 18 века. Она состояла из трех частей: трапезной, храмовой и алтарной, деление на которые читалось даже в ее внешнем облике. Хотя, честно говоря, лично мне внешне она показалась больше похожей на корабль.
25.
Хохло-пост


Вторая же церковь была еще более старой, чем Преображенская. Ее построили в 1694 году, привезли из Южного Прикамья и называлась она Богородицкой. Она считается "жемчужиной" прикамского деревянного зодчества, и была как бы двухэтажной: нижний подклет предназначался для хранения церковного имущества, а на втором этаже проходила служба.
26.
Хохло-пост


27.
Хохло-пост


28.
Хохло-пост


Рядом с Богородицкой церковью, словно в едином архитектурном ансамбле, стоит и колокольня.
29.
Хохло-пост


Но, во-первых, колокольня почти на сто лет моложе церкви, а во-вторых, ее привезли в Хохловку совершенно из другого села. Тем не менее, она, может быть, даже еще более ценная, чем церковь, ибо считается единственной деревянной колокольней, сохранившейся до наших дней в Пермском крае. Правда, к сожалению, внутрь колокольни нас не пустили. Ведь мы были в Хохловке в марте, когда здесь еще практически зима, а зимние холод и сырость, по словам нашего экскурсовода, сильно портят ее интерьеры. Поэтому открывают колокольню только летом.
30.
Хохло-пост


Но зато экскурсовод рассказала нам о некоторых местных празднично-церковных традициях и обычаях. Например, о Пасхе, ведь мы там были как раз за несколько недель до нее.
Пасха была одним из главных православных праздников в году. Накануне в пятницу на страстной неделе мыли избы, иконы, а в субботу после обеда стряпали, красили яйца, строили качели. Красный цвет яиц символизировал солнце и весеннее время года. Первое вынутое из отвара яйцо разламывали и клали на стол в переднем углу избы. Его предназначали для умерших родителей. Второе яйцо клали на божницу. Остальные же яйца укладывали в висевшие перед иконами специальные соломенные корзинки. По старинному обычаю, яйца обязательно дарили крестным, а еще ими менялись по пути в храм с теми, кого встречали по дороге.
На Пасху обязательно готовили оладьи и картофельные шаньги - кулики. Утром все члены семьи обязательно разговлялись яйцами, куликами и пельменями.
По окончании церковной службы и разговления в храме батюшки обходили дома своего прихода. Они христосовались с жителями, освящали жилье святой водой. Дети ходили к родственникам и собирали яйца. Когда приходили за яйцами, то говорили: "Христос Воскресе!"
Самым популярным развлечением на Пасхальной неделе были качели. Перед началом качания качели "заклинали": "Ноге (опоре) не сломаться, веревке не рваться, доске не треснуть - хорошо качать!" Возле качелей играли в бабки, чехарду, чижа, ляпу. Для молодежи время качелей превращалось в праздник встреч с родственниками, угощений и новых знакомств, в том числе, и с будущими женихами и невестами.
На Пасхальной неделе приглашали родных на молодое пиво. Когда его пили, приговаривали: "Пейте молодое пиво и в жизни долго будете молодыми!"
Весело гуляли, правда?
Ну, а я покажу вам теперь сторожевую башню, построенную в 1905 году по образу и подобию башен 17 века. Эту башню привезли в Хохловку из села Торговище. Это село было большим, в нем имелась собственная крепость и с 1660-х годов она служила центральной проезжей башней этой крепости. В 1899 году башня сгорела, но крестьяне восстановили ее собственными силами. Башня двухярусная. Сверху через бойницы врагов обстреливали на дальних подступах, а для ближнего боя использовали "облам" - специальный выступ на верхних бревнах четверика. На крыше находилась маленькая смотровая башенка - в ней несли службу дозорные.
31.
Хохло-пост


Виды от башни на село.
32.
Хохло-пост


33.
Хохло-пост


34.
Хохло-пост


Но давайте перейдем к более мирным постройкам. Так как села в Прикамье были большие, а дома в них деревянными, то пожары, увы, не были редкостью. Поэтому с 1890-х годов в Пермской губернии стали появляться земские пожарные дружины.
В Хохловке стоит здание сельского пожарного депо (тоже, кстати, деревянного), привезенное сюда из села Скобелевка. В этом селе в 1906 году была организована пожарная дружина из 23 человек. Депо по современным понятиям было совсем небольшим.
35.
Хохло-пост


Из "техники" в нем имелся пожарный обоз в летнем и зимнем вариантах, в который впрягали лошадь. Летом тушить пожары ездили на специальных телегах, а зимой - в санях. В качестве ёмкостей для воды служили обычные деревянные бочки. И если уж говорить откровенно, то спасти загоревшуюся избу пожарная дружина была не в силах. И главной ее задачей было не допустить, чтобы пожар распространился на соседние дома и пошел гулять по селу.
36.
Хохло-пост


37.
Хохло-пост


38.
Хохло-пост


Чем же занимались крестьяне в деревнях и селах? Прежде всего, конечно, сельским хозяйством. В Пермской губернии отлично урождались хлеба, и она долгое время считалась самой настоящей житницей. Зерно здесь было качественное и дешевое. В Хохловке есть гумно с овином.
39.
Хохло-пост


Предназначалось это сооружение для сушки снопов и обмолота зерна. В ямном овине снопы сушили. После этого их обмолачивали на глиняном полу, а открытые ворота гумна давали крестьянам возможность веять зерно при разных направлениях ветра. Долгое время крестьяне занимались молотьбой зерна вручную, машины для этого появились у них только 1880-х годах.
40.
Хохло-пост


41.
Хохло-пост


42.
Хохло-пост


43.
Хохло-пост


44.
Хохло-пост


45.
Хохло-пост


Ну, и куда же без мельницы? Обычно местные крестьяне использовали ветряные. Та, которая стоит в Хохловке, как раз такая. Ее построили в середине 19 века, но, что самое интересное, использовали по назначению аж до 1966 года. В 1931 году ее взяли в колхоз "Красный боец", который располагался в той самой деревне Шихири, где она стояла. Ну, а так как до сих пор мельницы считаются верхом крестьянской инженерной мысли, грех было их разбазаривать.
Оголовье мельницы поворачивалось вокруг оси вместе с крыльями, насаженными на вал. В сторону ветра ее поворачивали вручную с помощью специального рычага - хвостовины, или, как его еще называли, "хобота". Под напором ветра через сложную систему шестереночных передач и вертикальный вал движение передавалось на мукомольные жернова. Зерно засыпалось в деревянные ковши-воронки, из них оно поступало на жернова и перетиралось, а затем мука по узкому лотку ссыпалась в мучной ларь.
Вот такая хитрая система.
46.
Хохло-пост


В сельскохозяйственном комплексе, между мельницей и гумном в Хохлловке оборудовали вольер, в котором пасся одинокий олень. Но я честно говоря, очень сомневаюсь, что пермяки занимались разведением оленей, разве только самые северные из них.
47.
Хохло-пост


Но чем они занимались точно, так это охотой - они ходили добывать пушнину.
Да, охотничий промысел был для них очень важным занятием. Интересно, что охотники условно делили лес на заимки, ходили только по своим тропам и ни в коем случае не охотились на территории других охотников. То есть, если вдруг охотник решал поохотится у соседа, это считалось очень-очень не комильфо.
В лес охотники уходили на несколько дней, а, порой, и недель. Там они строили себе охотничьи избушки.
48.
Хохло-пост


А также сооружения для временного ночлега - в местах, где они бывали нечасто, но где их настигала ночь. Назывались они "нодья". Охотники брали два бревна, разводили между ними огонь, а сверху строили косой навес. Несмотря на то, что "нодья" строился на открытом воздухе, несмотря на то, что морозы зимой могли достигать в здешних краях 30-40 градусов, в таких "ночлежках", как ни странно, было очень тепло, а, порой, и жарко. Экскурсовод рассказала нам, что охотники там даже могли снять верхнюю одежду. Удивительно!
49.
Хохло-пост


Для хранения пушнины охотники сооружали специальные лабазы - этакие ящики, поставленные на столб на высоте чуть выше человеческого роста. Такими их делали специально, чтобы сберечь пушнину от диких зверей. А знаете, как спасали ее от мышей? Ведь мыши спокойно могли взобраться в лабаз и по деревянному столбу! На столбе делали специальную глубокую борозду и внешне получалось нечто, визуально сходное с грибом, где шляпка крепится к ножке. Мышь не может перелезть на "шляпку", падает вниз, а пушнина остается цела.
50.
Хохло-пост


А теперь давайте я вам расскажу о самом интересном. Сельское хозяйство, разведение скота, охота, синильные мастерские - это, конечно, все здорово, но все-таки основной отрослью Пермского края была соледобыча и немало крестьян и крестьянок (да-да, и женщин тоже) трудилось на этом поприще. Да что уж! Впервые добывать соль в Прикамье начали в 9-10 веках, а в 17 веке на берегах одной Камы работало уже 233 солеварни. Пермская соль получила название «пермянка» и успешно конкурировала на внутреннем и внешних рынках. Накануне первой мировой войны объемы ее добычи составляли 21,6 миллионов пудов в год.
В Хохловке мы осмотрели целое производство по добычи соли - постройки Усть-Боровского солеваренного завода, построенного в 1880-х годах и привезенные сюда из Соликамска. Производство состояло из рассолоподъемной башни, соляного ларя, соляной варницы и соляного амбара. Процесс происходил так.
В первую очередь было необходимо добыть из недр соляной рассол. Соляные пласты в районе Соликамска залегали неглубоко и имели высокую концентрацию. Поэтому мастера выкапывали "скважину". На выбранном месте возводили бревенчатые леса высотой около 20 метров, выкапывали яму от 17 до 23 метров глубиной и вставляли в нее, так называемую, матичную трубу, изготовленную из толстого соснового бревна. Рассол по трубе поднимали бадьями, как воду из колодца. Позже, правда, процесс немного усовершенствовали. Но вообще, до 1870-х годов соляные скважины бурили вручную ударно-поворотным способом. Такая проходка скважин занимала порой несколько лет, а рассолоподъемная труба становилась самым дорогостоящим элементом солеваренного производства.
Ну, а потом для бурения скважин стали применять буры, в том числе, и паровые, что значительно упростило процесс. Ну, а над скважинами устанавливались рассолоподъемные башни. В основании они являли собой квадратный сруб размером 9 на 9 метров и достигали в высоту 12-16 метров. Венчали их четырехскатные тесовые кровли с четырехугольными отверстиями для выхода штанги насоса. Строились они без фундаментов!
Рассолоподъемная башня.
51.
Хохло-пост


По деревянной трубе закрепленной около крыльца, добытый рассол стекал в соляной ларь.
В соляном ларе рассол отстаивался. Внешне ларь представлял собой прямоугольный чан, составленный из плотно подогнанных друг к другу брусьев. Пазы между ними тщательно проконопачивались и снаружи заливались смолой. Устанавливали лари на ряжевом основании на высоте один-полтора метра над землей. В нем могло накапливаться 203 кубических метра рассола.
52.
Хохло-пост


В ларях, расположенных в непосредственной близости от рассолоподъемных башен, рассол отстаивался и концентрировался в нижней части, в верхней из него испарялась часть воды. Лари были связаны с варницами подземными деревянными трубами, по коим рассол выпускался через специальные отверстия сразу в варницу. Деревянные пробки, закрывающие эти отверстия, открывались при помощи специальных рычагов-"коромысел". Была предусмотрена и система аварийного сброса рассола при переполняемости ларя. В этом случае он поступал в подземный рассолопровод по деревянной трубе.
Один ларь обслуживал одну или две варницы. В начале 20 века Соликамский Усть-Боровской завод при 12 варницах имел 7 соляных ларей.
53.
Хохло-пост


Но, конечно, самый важным было непосредственно выварить соль. Поэтому главный процесс начинался тогда, когда рассол попадал на варницу. Суть действа заключалась в выпаривании. Варница обычно представляла собой квадратный сруб, перекрытый четырехскатной крышей с деревянной вытяжной трубой.
54.
Хохло-пост


Внутри варницы устраивалась печь, над которой подвешивали большую, площадью более 100 квадратных метров, металлическую сковороду - чрен или цирен.
Печь.
55.
Хохло-пост


Процесс выварки соли начинался с подготовки чрена. Мастер нагревал его первой партией дров, после чего подмастерья бегали по горячим листам и замазывали в них щели... тестом. Рассол подавался непосредственно во время варки. Выварка соли происходила при поддерживании равномерного тихого жара в печах. В результате медленного кипения рассола образовывались кристаллы соли. Ее собирали специальными скребками в углы чрена, а потом деревянными лопатами перекидывали на деревянные настилы - полати, расположенные над чреном. Там соль какое-то время сушилась.
56.
Хохло-пост


После того, как она высыхала, начинался следующий этап. Помните, я вам в одной из своих первых пермских заметок рассказывала, как появилась поговорка "Пермяк - соленые уши"? Так вот, она именно о тех самых соленосах, которые переносили мешки соли из варниц в соляные амбары. Соленосами работали и мужчины, и женщины. Соль загружали в рогожные мешки. Для мужчин-соленосов мешки были весом 5-5,5 пудов, для женщин - 3 пуда.
Вот так выглядели соленосы.
57.
Хохло-пост


Только в 1907-1908 годах были построены первые солекатные дорожки, по которым вагонетки с солью откатывались к соляным амбарам вручную или конной тягой.
Выварка одной партии соли продолжалась непрерывно около суток. Подряд вываривалось 20-25 партий соли, после чего чрен чистился от соляного осадка и вновь загружался рассолом.
Самое удивительное, что закрылся Усть-Боровский солеваренный завод только в 1972 году, и на тот момент в нем было девять варниц.
Ну, и, наконец, соляные амбары. В каждом из них, как правило, накапливался годичный запас соли, а после этого, весной, ее загружали на баржи и отправляли в разные города. Погрузка соли на баржи производилась сразу из амбаров через проемы в их нижней части. Весной Кама разливалась, и ее воды подходили к ним вплотную. Чтобы вода не попадала в сами амбары, они строились на ряжевом основании - этаких клетках из бревен с ячейками в 1,5 метра, возвышавшихся над землей. Вдоль амбаров была построена разгрузочная эстакада, являвшаяся одновременно и пристанью, к которой швартовались баржи. Баржи строили специальные и прямо на месте, это были плоскодонные суда вместимостью от 30 до 65 тысяч пудов соли. Как правило, одновременно отправлялись в путь сразу несколько барж, этакий соляной караван.
Соляной амбар.
58.
Хохло-пост


Вот такой был соляной промысел, благодаря которому Пермский край сыскал известность на всю Россию.
59.
Хохло-пост


На этом наша экскурсия по Хохловке закончилась. Потом мы, правда, сами еще немного погуляли по музею и пофотографировали особенно понравившиеся места.
60.
Хохло-пост
Ну, а затем дождались автобуса и благополучно вернулись в Пермь.
Кстати, на этом подошло к концу и наше путешествие по Пермскому краю в целом. На следующий день самолет лоукостера "Победа" вернул нас в родную Москву. И вы знаете, что удивительно? Несмотря на то, что путешествовали мы всего лишь шесть дней, несмотря на то, что далеко не от всего в Перми оказались в полном восторге, та наша поездка оставила после себя очень приятное послевкусие, и мы долго потом еще вспоминали о ней и о деньках, проведенных в самом начале весны в тех замечательных местах. Вот как бывает...
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2015 год, март:

Кунгур. Да провалитесь вы под землю!
Кунгур. Столица Купеческой республики
Каменный город. Как мы в снегу город искали!
Чусовой. Полный балаган с пожарными и Ермаком
Пермь. К оружию!
Пермь. Пермяк - соленые уши и другие динозавры
По Зеленой линии Перми
Пермь. Счастье не за горами?
Пермь, Пермский край. Фотообзор: Шесть дней в краю посикунчиков



Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Действия ЧВК «Вагнер» (или группа «Вагнера») после завершения СВО должны лечь в основу новых учебников по тактике как пример хорошей подготовки и высокой эффективности на поле боя. ...
Встраивание запретил зачем-то, тыкаем в прямые ссылки под видео. Тут он спас дебилов.. https://youtu.be/rA_Pugykq5U А тут ему не повезло (с 01:00) .. https://youtu.be/urTPMpX6i6o .. ...
Помимо всего прочего, прелесть Крыма заключается ещё и в том, что здесь есть крупные винзаводы. При заводах, как правило, есть магазины, в которых продаётся собственная продукция. Разумеется, по заводским ценам. Дешевле чем там вы не купите её больше нигде. В этом плане для любителей ...
Сегодня все чаще слышу о том, то у людей не хватает жизненной силы, нет энергии. А если присмотреться, то люди ходят какие-то усталые, раздражительные, "прибитые". И не только люди в возрасте. Молодежь и люди среднего возраста молчаливые, задумчивые, грустные. Людей "накрыла" какая-то хрон ...
Дмитрия Ливанова убрали. Поставили женщину, Ольгу Васильеву. Историка со специализацией в РПЦ. Павла Астахова убрали. Поставили женщину, Анну Кузнецову. Кузнецова замужем за священником. Тенденция-с. Скоро без хоть какой принадлежности к РПЦ в министры брать не будут? P.S. "В Кремле ...